Из опыта работы
Дидактические игры для детей с ТНР по работе с предлогами
к предметной среде «Фиолетовый лес»
Чепурухина Анастасия Евгеньевна,
учитель-логопед МБДОУ № 38,
г. Заполярный Мурманской обл.
Почему технология Воскобовича привлекательна для учителя-логопеда?
Принцип технологии В.В. Воскобовича: Интерес – Познание – Творчество.
Каждую развивающую игру Воскобовича сопровождает увлекательная сказка, которая помогает ребёнку быстрее запомнить буквы.
Красочная предметно-развивающая среда «Фиолетовый лес», притягивает и детей, и их родителей, и позволяет решать множество образовательных задач.
Цель: Закрепление правильного произношения детьми предлогов в речи посредством использования технологии В.В. Воскобовича.
Коррекционно-образовательные задачи: уточнить и расширить представления об предлогах; учить отвечать на вопросы, составлять предложения; совершенствовать грамматический строй речи.
Коррекционно-развивающие задачи: Развитие зрительного внимания и восприятия, речевого слуха и фонематического восприятия, памяти.
Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать самостоятельность, контроль за собственной речью.
Игры в «Фиолетовом лесу» для формирования навыков правильного употребления предлогов:
- Игры с реальными предметами.
- Игры с персонажами «Фиолетового леса».
- Игры с использованием схем-моделей предлогов.
Игра «Прятки»
Цель: совершенствование использования предлогов в речи.
Задачи: уточнить пространственные отношения, выраженные предлогами.
Гео вместе со своими друзьями из «Фиолетового леса» решили поиграть в прятки. Помогите Гео найти всех животных и расскажите, откуда они выйдут. (Например: «Ворон Метр выйдет из – за дерева» и т.д.)
Игра «Приглашение к чаю»
Цель: закрепление формы творительного падежа существительных с предлогом С.
Задачи: упражнять детей в составлении предложений с предлогом С. Развивать фонематический слух.
Лопушок захотел позвать своих друзей в «Фиолетовый лес» на чай. Но чтобы накрыть стол, надо знать, с чем любят пить чай гости. Помогите Лопушку накрыть на стол.
— С чем любит пить чай Мишик? (Мишик любит чай с мёдом).
— С чем любит пить чай Малыш Гео? (Малыш Гео любит чай с вареньем).
— С чем любит пить чай Пчелка Жужа? (Пчелка Жужа любит пить чай с нектаром) и тд.
Игра «Найди такое дерево»
Цель: Учить детей пользоваться в речи предлогами С, У.
Задачи: упражнять детей в составлении предложений с предлогом С, У. Развивать фонематический слух.
Паучок Юк решил заколдовать «Фиолетовый лес» и устроил там настоящий листопад. Помогите Малышу Гео определить с каких деревьев падают листья.
— С какого дерева упал этот лист? («Этот лист упал с берёзы, с клёна» и тд.)
Малыш Гео раздает листья детям и предлагает прикрепить их обратно, подбежать к тому дереву, на котором такие же листья, как у них в руке и назвать его. («Такие же листья у берёзы, у клёна» и т.д.).
Игра «Дни недели»
Цель: закрепление падежных конструкций с предлогами ПЕРЕД, ЗА.
Задачи: упражнять детей в составлении предложений с предлогом ПЕРЕД, ЗА. Закрепить дни недели.
Луч Владыка захотел своих друзей из «Фиолетового леса» познакомить с днями недели (Малыша Гео, Околесику, Мишку, Крутика По, Гусеницу Фифу, Пчелку Жужу, Лопушка). Каждый из них получает «имя» одного из дней недели и предлагает встать друг за другом так, как идут дни недели.
Затем Луч Владыка задает вопросы:
— «Вторник, скажи, кто идёт за тобой?
А кто перед тобой? Среда, кто приходит раньше тебя? А кто позже тебя?
Ребята помогают ответить сказочным героям.
Результат
Предметная среда «Фиолетовый лес» В.В. Воскобовича эффективно дополняет функцию дидактических игр и создает условия для достижения положительной динамики в коррекционной работе учителя – логопеда.
Список литературы:
- В.В. Воскобович В.В., Вакуленко Л.С. Вотинова О.М. «Фиолетовый лес». Развивающая предметно-пространственная среда. Методическое пособие. – Спб, 2017.
- Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. — Спб, 2001.
- Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). – Спб, 1999.