Экологическое воспитание детей дошкольного возраста

Консультация для педагогов

«Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»

Герасимова Илона Валериевна,

воспитатель МБДОУ №13,

 п. Печенга Мурманской обл.

«Побудить же в детях живое чувство природы – значит возбудить одно из

самых благодетельных, воспитывающих душу влияний».

К.Д. Ушинский

На сегодняшний день трудно переоценить значение экологии в жизни человека и общества в целом. Природа является абсолютной ценностью высшего порядка, поскольку она выступает основой существования человека на Земле и определяет его физическое, а также духовное благополучие.

В конце прошлого и в начале нового века в нашей стране сложилась система непрерывного экологического образования, которая уже на ступени дошкольного возраста ставит своей целью сформировать экологическую культуру. Говоря об экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста важно отметить, что оно должно реализовываться в системе общей образовательной работы с детьми, осуществляемой на основе ФГОС ДО.

Экологическое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС ДО может быть реализовано двумя способами: через основную программу, которую разрабатывает организация, опираясь на ту или иную примерную образовательную программу, или через парциальную программу, которая дополняет основную. Целью этих программ является всестороннее развитие личности и образование детей дошкольного возраста. Программы основаны на личностно-ориентированной модели воспитания и индивидуальном подходе к развитию интеллектуальных и творческих способностей ребенка. Важнейшим условием реализации образовательных областей, предусмотренных ФГОС ДО, является экологизация среды в ДОУ, поскольку среда – это реальное пространство, в условиях которых происходит развитие человека. Оно предполагает организацию следующих составляющих: уголок природы, уголок по экспериментированию, центр дидактической игры, уголок книги, наглядный и демонстрационный материал, групповой участок, клумбы и огород и т.д.  

Значимую роль играет регулярная деятельность детей в зелёной зоне, где дети проводят наблюдения, практические занятия и создают условия для содержания живых существ. В процессе экологического воспитания организуются прогулки и занятия, в ходе которых воспитанники рассматривают растения, их оценивают, придумывают названия. 

При экологическом воспитании детей с дошкольного возраста главный акцент делается на воспитание бережного отношения к природе, выработке трудовых умений в природной обстановке, воспитанию эмоционально-нравственного отношения к объектам природы. Экологическая воспитанность дошкольников включает следующие знания: о природе родного края; о жизни на земле, в земле, в воде, в воздухе; знания о растительности леса, луга, сада, поля; знания о птицах, домашних и диких животных. Показателями уровня экологического воспитания являются не только знания, но и его участие в улучшении природной среды.

Согласно ФГОС ДО, одним из основных принципов дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. В процессе экологического образования у детей развивается познавательный интерес к миру природы, любознательность, творческая активность, личностные качества ребенка, которые представлены как целевые ориентиры в ФГОС ДО. Дошкольник должен не только понимать неразрывное единство с природой и окружающим его миром, но и прочувствовать, что является основой гуманного отношения к природе и окружающему миру.

Таким образом, экологическое воспитание детей дошкольного возраста – это организованный процесс формирования системы экологических знаний, умений, навыков, качеств, который обеспечивает становление и развитие у дошкольника ответственного отношения к природе.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.