Конспект образовательной деятельности
«Честная Масленица»
с детьми подготовительной к школе группы
Деревянко Валентина Геннадьевна,
музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад №10 г. Кировска»,
Мурманская область
Цель:
Воспитание ценностного отношения к культурному наследию своего народа, к нравственным и культурным традициям России.
Задачи:
-познакомить воспитанников с русским народным праздником «Масленица»;
-знакомить с историей возникновения праздника;
-совершенствовать акапельное пение;
-обогащать словарь дошкольника;
-развивать коммуникативные навыки через все виды музыкальной деятельности;
-воспитывать чувство любви к своей Родине.
Ход образовательной деятельности:
Дети заходят в зал, рассаживаются. Звучит песня «Масленица – Кривошейка» в исполнении вокальной группы «Иван Купала».
На экране — слайд сцены праздника Масленица.
Педагог: Зима-царица ещё в полной мере правит в наших северных краях. Но всему приходит своё время. И сколько зиме не лютовать, всё — равно придёт весенняя пора.
На экране — слайд-шоу северного края весной.
Педагог: у русского народа была традиция на масленицу кликать Весну. Давайте, ребята, споём закличку «Весна-красна!».
Дети поют акапельно р.н.закличку:
Ты приди, Весна-веснянка,
Выходи к нам на полянку!
Дружно, дружно, всем народом,
Мы пройдёмся хороводом.
Педагог: Чтобы не гневалась зима, по-хорошему ушла в срок положенный, русский народ устраивал ей весёлые, пышные проводы – Масленицу. Ребята, а вы знаете, что это за праздник? (Ответы детей).
Педагог: Масленица – один из самых любимых в народе праздников, рождение которого уходит глубокую древность. Этот праздник имел другое название – Проводы зимы. В Масленицу долг каждого человека — помочь проводить зиму и разбудить природу. Люди забывали про холода, зимние морозы, про тоску и печаль и веселились от души.
На экране слайд праздника Масленица.
Педагог: В этот праздник не скучают,
Всё в веселье превращают.
Печь на улице стоит.
Выпекать блины велит.
Танец «Светит месяц» (программа «Ритмическая мозаика» А.И.Буренина).
После танца дети садятся.
Звучит пьеса «Баба-яга» П.И.Чайковский.
Появляется на ширме кукла-бибабо Баба-яга (на усмотрение педагога можно ввести вместо куклы любого взрослого в этой роли).
Баба-яга: Здравствуйте, ребятишки: девчонки и мальчишки! Узнали меня? Я пришла вам помочь весело проводить зимушку-зиму.
Педагог: А ты, Яга, знаешь, что на Масленицу все шутят, играют, загадки загадывают?
Баба-яга: А как же! Знаю! А вот и мои загадки!
Загадки Бабы-яги:
- Чудо-праздник на дворе,
Говорит: «конец зиме».
Пора чучело сжигать,
Красно-солнышко встречать. (Масленица).
- Стоит медный великан,
А под ним пустой стакан.
Пышет пар, блины шкварчат, все стакан налить хотят.
Сапогом нагоним жар.
Перед нами…(Самовар).
- Попало наше тесто в горячее место!
Попало – не пропало,
Румяной булкой стало! (Печь)
Баба-яга: ай-да, молодцы! Все загадки отгадали!
Педагог: А мы тебя сейчас угостим вкусными калачами и бараночками! Прямо с пылу, с жару, из печи!
Русская народная прибаутка «Бай, качи», акапельное исполнение.
Бай, качи, качи, качи!
Глянь, баранки,калачи.
Глянь, баранки,калачи
С пылу, с жару из печи.
С пылу, с жару из печи –
Все румяны, горячи.
Налетели тут грачи,
Похватали калачи.
Нам осталися бараночки!
Баба – яга: Продолжаем веселье! Тай-тай, налетай! Поиграем в игру «Полёт на метле».
Звучит песня «Бабка Ёжка» (Мультиварик ТВ).
Дети встают в две колонны, по сигналу по одному бегут с метлой, оббегают препятствие и отдают метлу другому.
Педагог: Спасибо, Бабулечка-ягулечка, за весёлую игру, загадки. Приглашаем тебя в свой шумовой оркестр!
Шумовой оркестр (русские народные инструменты: деревянные ложки, трещётки, рубель, тон-блоки, свистульки и т.д.)
«В начале марта выпал снег» Д.Трубачёв.
Баба яга прощается и спешит в лес всем рассказать про весёлый праздник Масленица (звучит отрывок пьесы «Баба-яга» П.И.Чайковский).
Педагог:
Весна-красна, проснись со сна!
А ты, Зима, ступай за моря!
Нынче песни, пляски, шутки,
Бубенцы, гармошки, дудки.
Взялся за руки народ-
Закружи нас, хоровод!
Слайд Праздника Масленица.
Дети вместе с педагогом заводят р.н.хоровод. Исполнение акапельное.
«Как зима с весною повстречалися»:
1.Как зима с весною повстречалися,
Как зима с весною распрощалися.
Ай, люли, люли, повстречалися.
Ай, люли, люли,распрощалися.
2.Ты уйди, зима, скорей с дороженьки.
Не морозь нам больше руки-ноженьки.
Ай, люли, люли, ты с дороженьки,
Ай, люли, люли, руки-ноженьки.
3.Ты взойди, взойди-ка, солнце ясное,
Пусть скорей наступит лето красное.
Ай, люли, люли, солнце ясное.
Ай, люли, люли, лето красное!
После хоровода дети садятся.
Педагог: Масленицу назвали так, потому что хозяйки пекли вкусные, масляные блины. Блины – это символ долгожданного солнышка! Они и похожи по форме на Солнце -круглые, горячие, золотистые!
Солнышко, солнышко, выгляни в окошко.
Солнышко, солнышко, покажись немножко!
Здесь твой любимчик – симпатичный блинчик!
Поиграем, ребята, в игру «Кто больше напечёт блинов».
Слайд, где дети и взрослые на празднике угощаются блинами.
Звучит песня «Ой, блины, блины».
Дети стоят в две колонные. У ведущих имитация сковородок. По сигналу дети кладут «блин» на сковороду и несут на противоположный конец зала, перекладывают на тарелку. Возвращаются, передают эстафету.
После игры садятся.
Педагог: Вот так весело на Руси провожали Зиму.
Ребята, вы теперь знаете, как называется этот праздник? (ответы детей).
В заключении можно провести игру «Карусель» (с ленточками).