Конспект занятия
«Что будет, если у предмета появится что-то необычное?»
с применением приёма ТРИЗ «Фантастическая добавка»
для детей 5-6 лет
Фомина Алёна Николаевна,
воспитатель МБДОУ детский сад №7
г. Полярные Зори Мурманской обл.
Цель занятия: Развитие у детей творческого воображения и гибкости мышления через фантазирование на основе изменения привычных предметов.
Задачи:
Ознакомить детей с приёмом ТРИЗ «Фантастическая добавка» — добавление к предмету нового, необычного свойства или детали.
Учить видеть привычный предмет с новой точки зрения.
Развивать связную речь, креативность, чувство юмора.
Формировать положительное отношение к поиску нестандартных решений.
Приём ТРИЗ: «Фантастическая добавка» — метод, при котором к обычному объекту добавляется необычное свойство, форма или функция, чтобы изменить его поведение или возможности.
Материалы и оборудование:
Карточки с изображением привычных предметов (зонт, стул, машина, мяч, кружка и др.)
Набор карточек с «фантастическими добавками» (крылья, лапы, глаза, колёса, моторы, хвосты, кнопки, руки и др.)
Фланелеграф или доска
Цветные карандаши, фломастеры, бумага
Зеркало (для игры)
Картинка «Мастерская Изобреталкина»
Ход занятия:
1. Вступление. Мастерская Изобреталкина (3 мин):
— Ребята, сегодня мы открываем волшебную мастерскую, где создаются удивительные предметы, каких нет больше нигде в мире! А помогают нам в этом не волшебные палочки, а фантазия и особый приём — фантастическая добавка.
(Показывается картинка «Мастерская Изобреталкина»)
2. Знакомство с приёмом (4 мин):
— Вот, например, обычный зонт. А что будет, если к нему приделать… крылья? Или хвост?(Выкладывается предмет и фантастическая деталь на доске.)
— Что он теперь сможет делать?(Дети фантазируют: «летать», «пугать дождь», «кататься как скейт» и т.д.)
3. Основная часть. Игра «Что получится, если…?» (10–12 мин):
Каждому ребёнку даётся пара карточек: 1 — обычный предмет, 2 — необычная добавка.Задание: придумать, во что превратится предмет и какие новые свойства он получит.
Примеры:
Стул + колёса = гоночный трон
Кружка + глаза = кружка, которая ищет чай сама
Мяч + руки = мяч, который играет сам
Дети рассказывают или рисуют свои изобретения. Можно объединить в мини-группы и придумать «семейку фантастических предметов».
4. Весёлая разминка «Зеркало фантазии» (2 мин):
— Представьте, что вы стали тем предметом, который придумали. Как вы двигаетесь? Что говорите?(Дети двигаются, изображают «предмет» — зарядка и импровизация)
5. Мини-презентация и выставка (5 мин):
— Каждый показывает или рассказывает о своём изобретении, как в настоящем изобретательском бюро. Можно дать название каждому предмету.
Рефлексия (2–3 мин):
— Что вам понравилось больше всего?— Было ли легко фантазировать?— А можно ли использовать фантастическую добавку в обычной жизни?
Ожидаемый результат:
Дети проявляют инициативу, креативность, обучаются искать неожиданные связи между объектами.
Формируются предпосылки к инженерному и дизайнерскому мышлению.
Повышается уверенность в своих идеях.
Уникальность методики:
Методика построена на авторском игровом сюжете «Мастерская Изобреталкина», где приём ТРИЗ «Фантастическая добавка» применяется в системе образов, соответствующих возрастной психологии дошкольника. Это позволяет мягко и увлекательно погрузить детей в мир творческого мышления.
Список литературы:
Альтшуллер Г. С. Найти идею. Введение в ТРИЗ — теорию решения изобретательских задач. — М.: Сов. радио, 1979.
Краснянская К. А., Назарова Т. Н. ТРИЗ-педагогика в ДОУ. Как развивать у дошкольников мышление и воображение. — М.: Генезис, 2018.
Лаврова А. В. ТРИЗ в детском саду: методы, приёмы, игры. — СПб.: Детство-Пресс, 2020.
Смирнова И. А. Развивающее обучение с элементами ТРИЗ. Методическое пособие для педагогов ДОУ. — М.: Владос, 2019.
Мальцева О. В. Фантазии с ТРИЗ. 50 игровых упражнений для развития креативности у детей. — Екатеринбург: ЛИТУР, 2017.