Сценарий праздника
«День России»
для детей старшего дошкольного возраста
Евстафьева Александра Сергеевна,
музыкальный руководитель МБДОУ № 14,
Моторина Анна Владимировна,
инструктор по физической культуре МБДОУ № 14,
Иванова Галина Михайловна,
воспитатель МБДОУ № 14,
Мамлеева Ольга Викторовна,
педагог-психолог МБДОУ № 14,
г. Ярцево Смоленской обл.
Проблеме воспитания патриотизма в детском саду посвящено множество статей. В нашем детском саду мы решаем ее комплексно. Каждый специалист проводит систематическую работу по воспитанию патриотических чувств у детей.
Как итогом большой общей работы за год служат мероприятия, приуроченные ко Дню России. Сценариев проведения таких праздников в детском саду множество. Предлагаем сценарий праздника «День России», составленный коллективом педагогов: музыкальным руководителем, воспитателем, инструктором по физической культуре и педагогом-психологом. Такой нетрадиционный подход к проведению Дня России в детском саду позволяет не только духовно обогатить ребят, но и решать воспитательные, образовательные и развивающие задачи.
Цель: способствовать патриотическому воспитанию детей, привитию любви к Родине через познавательное развитие детей.
Задачи:
Образовательные:
• Дать знания детям о трёх символах России (гимн, флаг, герб).
• Познакомить с традициями русского народа: музыкальный и словесный фольклор; промыслы России; русские народные игры и забавы.
Развивающие:
• Развивать активность, внимание.
• Активизировать познавательный интерес.
Воспитательные:
• Воспитывать детей в духе возрождения духовных традиций России.
Ход мероприятия:
Звучит песня «Мы – дети России». Дети собираются на центральной площадке детского сада, на улице.
Ведущий: Здравствуйте, ребята! Совсем скоро все мы будем отмечать главный праздник нашей страны – день России. Россия – это наша родина. Родина — это страна, где человек родился и живет, гражданином которой является.
Дети:
У каждого листочка, у каждого ручья
Есть главное на свете — есть Родина своя.
Для ивушки плакучей нет реченьки милей,
Для беленькой березки опушки нет родней.
Есть ветка у листочка, овражек у ручья…
У каждого на свете есть Родина своя.
Страну, где мы родились, где радостно живем,
Края свои родные Россией мы зовем.
Ведущий: Россия имеет свои государственные символы: флаг, герб и гимн.
Первый символ — Государственный флаг. Назовите цвета Российского флага.
Дети: Белый, синий, красный.
Ведущий: Белый цвет означает мир, чистоту, благородство. Синий — небо, веру, духовность. Красный — огонь, отвагу, героизм.
Ребенок: Белый — облако большое, синий — небо Голубое,
Красный — солнышка восход: новый день Россию ждет.
Символ мира, чистоты — это флаг моей страны.
Ведущий: Очень важно не перепутать порядок цветов флага: вверху — белый, в середине — синий, внизу — красный. Если их переставить, то может получиться флаг другой страны.
Ведущий: Второй символ государства — герб. Это официальная эмблема. А знаете ли вы, что изображено на гербе России?
Дети: На гербе России изображен двуглавый орел.
Третий символ нашей страны — гимн России. Это один из главных символов страны — все присутствующие встают при его исполнении, чем выражают знак уважения. Гимн всегда поют и слушают стоя.
Звучит «Гимн России»
Ребенок: В сердце ты у каждого, Родина, Россия.
Белые березки, колос налитой.
Нет тебя привольней, нет тебя красивей,
Нет другой на свете Родины такой!
Ведущий: Велика Россия наша и талантлив наш народ. Всегда славилась Россия чудо – мастерами. Они дерево и глину в сказку превращали, красками и кистью красоту творили, песни пели, веселые танцы плясали и хороводы водили. А какие на Руси сильные и смелые мужчины есть – настоящие богатыри!
И сегодня мы предлагаем вам, ребята, познакомиться и узнать о русских традициях. Окунуться в мир русской культуры. Для этого мы разработали уникальные маршруты, по которым вы прямо сейчас отправляетесь. Каждая группа посетит пять станций, посвященных традициям нашей страны. А в конце вашего увлекательного путешествия мы ждем вас опять здесь, на площадке. Где будем делиться впечатлениями.
Ведущий раздает маршрутные листы с указанием станций и их расположений на площадке.
Дети со своими воспитателями отправляются по маршрутам.
На территории сада размещены «тематические станции». Каждая станция оформлена в русском стиле. Все ведущие одеты в русские народные костюмы.
Станция музыкальная «Музыкальная Россия» – здесь ребятам рассказывают о русской народной песне, исполняют их, водят хороводы.
Ведущий встречает детей: Ребята, вы на станции «Музыкальная Россия».
На Руси во все времена очень любили музыку: пели песни, водили хороводы, играли на русских народных инструментах. Особенной популярностью была русская народная песня. Люди сочиняли их и передавали из поколения в поколение. Так и до нас они дошли. И мы тоже их поем и очень любим. А как вы думаете, о чем слагали песни?
Ответы детей: О природе. О маме. О труде и т.д.
Ведущий: Действительно много песен сложено о труде. Русский человек много трудился. А с песней работать легче и дело спорится. Вот одну такую песню мы сейчас с вами послушаем и как наши предки заведем хоровод. Называется она «Земелюшка — чернозем».
Как выдумаете, когда землю называют черноземом?
Ответы детей.
Ведущий: Черная земля, значит удобренная, плодородная. Хороший урожай уродится на ней.
Звучит в записи песня «Земелюшка – чернозем». Дети с ведущей водят хоровод, выполняя движения по тексту и подпевая песню.
Дети садятся.
Ведущий: На земле выросла береза – символ нашей страны, России. А почему почитали березу и даже песни о ней слагали?
Ответы детей.
Прослушивание песни «Во поле береза стояла».
Ведущий: Русский народ и песни пел, и плясал, а еще люди на музыкальных инструментах играли, да подыгрывали.
Дети сидят или стоят в кругу. Раздача русских народных инструментов.
Исполняется потешка с игрой на шумовых и мелодических инструментах
«Едем, едем на тележке…» .
Прощание с детьми.
Дети отправляются на следующую станцию.
Станция устного народного творчества «Из уст в уста» –
беседа по сказкам, загадки, русские народные пословицы.
Вступительное слово ведущей: Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться – доброе утро!
Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам!
Устное потому что ничего не записывали, так как писать не умели, а только пересказывали друг другу. В старину говорили не «рот», а «уста». Отсюда – устное. Народное — потому что народ придумывал. Творчество – потому что сочиняли.
Дети рассказывают пословицы
Отгадывают загадки по сказкам с использованием иллюстраций
Он от бабушки ушёл,
И от дедушки ушёл,
Песни пел под синим небом,
Для лисы он стал обедом. (Колобок)
Нравом зол, цветом сер,
Семерых козлят он съел. (Волк и семеро козлят)
Бабушка за дедушку
Ухватилась крепко:
«Ох, никак не вытянуть,
Помогите, детки!»
Добрые помощники
Скоро набегут,
Победит упрямицу
Общий, дружный труд. (Репка)
Сидит парень на печи,
Уплетает калачи,
Прокатился по деревне
И женился на царевне. (По-щучьему велению)
У Алёнушки сестрицы
Унесли братишку птицы,
Та с подружками играла,
Братца Ваню проморгала. (Гуси-лебеди)
Миша по лесу идёт,
Короб на спине несёт –
Пироги для бабы с дедом
Внучка Маша напекла-
Несговорчивого Мишу
Вокруг пальца обвела! (Маша и медведь)
Что за гостья в дом пришла
К трём лесным медведям?
Там поела, попила,
В трёх кроватях поспала,
А хозяева вернулись –
Еле ноги унесла! (Три медведя)
У всех жёнушки как жёны,
У него – лягушка,
Но в итоге будет рад
Этому Ванюша. (Царевна-лягушка)
Не послушался братишка
Старшую сестрицу
И попил из лужицы
Мутную водицу.
Много горя принесла
Им нечистая вода. (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)
В поле домишко. Нашли в нем приют
Жители леса, и дружно живут
Заяц, норушка, лисица и волк.
Только медведь развалил… (Теремок)
Инсценировка сказки «Репка»
Сейчас будете в сказки вы играть,
Будете сказки вспоминать.
Вы на репку посмотрите
И себе вы помогите.
Репку нужно вам достать,
Кто за кем, где должен встать?
(Дедка, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка).
Дети отправляются на следующую станцию.
Станция спортивная — «Молодецкие потехи» (разучивание русских народных игр и забав). Ребят встречают ведущие — скоморохи.
Скоморох: подходи честной народ! Потешится да повеселиться, силушкой помериться! Ребята, а вы знаете, что значит потешиться? Это значит позабавиться, повеселиться, поиграть. Так вот, во время праздников народ устраивал различные забавы. А про некоторые из них я вам сейчас немного расскажу.
«Скоморохи на ярмарке»
— Скоморохи на Руси принимали участие во всех ярмарках и представлениях. Это были ряженые в скоморошные платья и маски исполнители танцев, песен, музыканты.
«Сапог на столбе»
— Среди молодых юношей на Руси большой популярностью пользовалась забава «сапог на столбе».
«Кулачный бой»
— Это не драка, а именно старинная русская забава, популярная, например, во время Масленицы. Большинство таких сражений были «правильными» – проводившимися по строгим правилам. Вот основные положения:
- биться «по любви» – то есть не иметь к супротивнику злобы;
- не бить лежачего;
- не бить сзади;
- не таить в кулаке тяжелых предметов;
- не ставить подножек и не захватывать одежды;
- не бить ногами.
В боях «стенка на стенку» принимало участие практически все мужское население – от мальчишек до взрослых. Подростки «зачинали» бой, потом сходились мужчины, а в конце подключались наиболее сильные бойцы-«надежи». Каждая «стенка» могла иметь два, три, четыре или больше рядов. Бились улица на улицу, деревня на деревню, слобода на слободу. Но злобы друг к другу не таили. Подобные бои на Руси, развивающие храбрость, силу, ловкость, характер, считались не только потехой, но и хорошей мужской школой как для мальчишек, так и для взрослых мужчин.
Ведущий: А сейчас я предлагаю вам немного поиграть, проверить свою силу и ловкость. Итак, первая игра называется «Петушиные бои».
Участники делятся на пары и встают друг от друга на расстоянии 3—5 шагов. Пары изображают дерущихся петухов: прыгая на одной ноге, они стараются толкнуть друг друга плечом. Тот, кто потерял равновесие и встал на землю двумя ногами, выходит из игры. Дети перед началом игры договариваются, как они будут держать руки: на поясе, за спиной, скрестно перед грудью или уками держать колено согнутой ноги.
Правила
- Играющие должны одновременно приближаться друг к другу.
- Руками толкать друг друга нельзя.
Перетягивание каната.
Игры можно дополнять или заменять другими – «Гори, гори ясно», «Горелки» и прочее, на усмотрение педагогов).
Станция «Народные промыслы» – беседа и показ образцов русских ремесел (хохлома, гжель, жостовские подносы, павло-посадские платки и т.д)
Ребят встречает воспитатель в русско-народном костюме. Станция оформлена в стиле русской избы.
Ведущий: Как называется страна, где мы живём? (Ответы детей).
— Да, Россия, Россия, Россия
Нет края на свете красивей… (стихотворение).
— Всё, что здесь сейчас нас окружает, называется народные промыслы. Все эти расписные предметы, игрушки, сувениры, изделия из ткани вызывают восхищение у жителей разных стран. Давайте пройдем и рассмотрим (дети рассматривают промыслы).
— Вы любите сказки? Сейчас я вам расскажу сине-голубую сказку:
«В некотором царстве, в некотором государстве, недалеко от Москвы стоит деревенька Гжель…»(рассказ сказки).
Ведущий: На весь мир прославили гжельские мастера свой любимый край, всем поведали, какие умелые мастера живут на Руси! И по сей день жив старинный город Гжель. Трудятся в нём внуки, правнуки знаменитых мастеров, продолжают славную традицию, лепят и расписывают гжельскую посуду.
— Послушайте загадку:
Все листочки, как листочки,
Здесь же каждый золотой.
Красоту такую люди называют…(хохломой)
(Рассказ небольшой сказки: «Давным-давно на берегу реки Волги поселился мужичок-умелец….»)
Стихотворение:
Роспись хохломская, словно колдовская
В сказочную песню просится сама.
И нигде на свете нет таких соцветий.
Всех чудес чудесней наша хохлома!
Ведущий: А сейчас, если отгадаете загадку, вы узнаете самый известный во всём мире вид нашего промысла:
Есть у нас одна игрушка
Не лошадка, не Петрушка,
А красавица девица.
В ней сидят все сестрицы,
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка? (Матрёшка).
— Игрушка-Матрёшка живёт в России более 100 лет.
Есть загорская, тверская, семёновская, полхов-майданская, вятская… (небольшой рассказ)
— Павлопосадские платки всегда модны и актуальны. Сейчас дополняются различными элементами бахромы.
— Кто ответит на вопрос:
Что за сказочный поднос
Есть букет в нём крупный яркий
В середине цветом жарким? (жост. поднос)
(рассказ про братьев Вишняковых, которые занимались росписью на металлических предметах)
— Посмотрите-ка сюда…Это что за красота!
Игрушки эти непростые, а волшебно расписные,
Белоснежны, как берёзки,
Кружочки клеточки, полоски.
Простой, казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор!
— Эти удивительные игрушки пришли из старинной слободы Дымково, на берегу р.Вятки…(небольшой рассказ.)
— И ещё есть старинный город. Там живёт весёлый народ. Разрисовывают мастера ворота, ставни, мебель, посуду яркими цветами и сказочными птицами. Что это за город? (Городец).
Стихотворение
«Городецкие узоры просто загляденье!
Оживают здесь павлины всем на удивленье!
Если взглянешь на дощечки,
То увидишь чудеса!-
Городецкие узоры тонко вывела рука.
Ведущий: Вот какие прекрасные мастера живут и трудятся в нашей стране. Иностранные туристы в память о нашей стране увозят с собой эти расписные предметы, потому что такую роспись могут делать только на нашей родине в России и больше нигде.
— Желаю всем добра, мира, света и тепла!
Хорошо и дружно жить,
Свою родину любить!
Станция «Нарисованная Русь» – рисунок на асфальте на тему Родины, ее символов и традиций.
После того, как все группы пройдут по всем станциям (каждая не должна занимать больше 15 минут), ребята собираются все вместе на площадке.
Ведущий подводит итог: Красива и богата земля русская! Славен народ, живущий на ней, своими вековыми традициями. Лучшие стихи и песни живут и хранятся в памяти народа, передаваясь из поколения в поколения. Мы гордимся нашей большой страной и ее достижениями.
Общий флешмоб.