Проект
«День защитника Отечества»
для детей младшего дошкольного возраста
Зиновьева Наталья Владимировна,
Лобанова Наталья Николаевна,
воспитатели МБДОУ № 1,
г.Апатиты Мурманской обл
Тип проекта: информационно-практико-ориентированный.
Вид проекта: групповой.
Продолжительность: краткосрочный (февраль 2016г.).
Возраст: 3-4 года.
Участники: воспитанники ДОУ, воспитатели, родители.
Реализация проекта
Цель: формирование социально значимых качеств воспитанников на основе традиций патриотического воспитания.
Задачи:
1.Систематизировать, расширять и обобщать знания о Российской Армии, родах войск, военной техники.
2.Воспитывать чувство уважения, любви и гордости за свою страну.
3.Активно привлекать семью к патриотическому воспитанию своих детей.
Актуальность: Проблема нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста, является одной из первостепенных для современного общества. В настоящее время воспитание патриотизма, гражданственности – достаточно трудная задача, решение которой требует терпения и такта. Подчас в современных семьях подобные вопросы не считаются важными и заслуживающими должного внимания.
Наши дети уже не мечтают стать доблестными войнами и не считают защиту своей Родины — священным долгом. День Защитника Отечества уже не ассоциируется с вооруженными силами. Этот праздник постепенно превратился в гендерный, равносильный международному женскому дню. К сожалению, мало кто знает историю праздника – 23 февраля, в связи, с чем он был установлен.
Тема «Мы – будущие защитники» особенно актуальна в наше время, когда дети черпают информацию из телевизионных передач о терроризме, насилии. Издавна славится наша страна своими защитниками, которые охраняли границы Родины. Много славных воинов, прославивших Россию с древних времён до нашего времени. Знакомя дошкольников с защитниками Отечества, мы зарождаем в них чувства гордости и любви.
Этот проект является отличной возможность воспитать чувство гордости за свой народ, за армию, Родину, вызвать желание быть похожими на смелых и отважных воинов своей страны.
Предполагаемый результат:
- Проявление интереса к армии, уважение к защитникам Отечества.
- Формирование у детей любви к Родине.
- Формирование высоких нравственных личностных качеств: отзывчивость, справедливость, смелость, толерантность
- Закрепление некоторых представлений о истории нашей страны.
Проект состоит из трех этапов:
I этап – подготовительный
- Разработка проекта
- Составление плана основного этапа.
- Определение целей и задач проектной деятельности.
- Подбор методической литературы и иллюстрированного материала по теме.
- Подбор подвижных, дидактических игр; литературных произведений; игр – забав; материала для изобразительной и продуктивной деятельности; досугов.
- Подбор материалов, игрушек и атрибутов для игровой деятельности детей.
- Подбор музыкальных произведений по теме.
- Подбор консультаций, рекомендаций для педагогов и родителей.
II этап – основной
Социально-коммуникативное развитие:
— ООД «Наша армия родная», «День защитника отечества».
— Ситуативные беседы «Кто такой русский богатырь?», «Для чего нужна армия», «Где служил папа», «Мужчины в нашей семье», «Мой любимый папа».
— Составление рассказа по картине В.М. Васнецова «Богатыри» (речевая игра «Скажи и объясни», придумывание сказки о богатырях), «Мы папины помощники».
— Сюжетно-ролевые игры «Моряки», «Летчики», «На границе», «Пожарные», «Праздник дома», «Путешествуем с папой на теплоходе» и т.д.
— Игры-инсценировки «Моя семья», «Пограничник на службе».
— Фотовыставка «Наши мужчины».
— Выставка макетов военной техники.
— Выставка армейских альбомов.
— Выставка армейской формы.
— Дидактические игры «Кто что делает?», «Что лишнее и почему?», «Выложи из палочек самолет, танк, корабль», «Что нужно моряку, пограничнику, летчику» (подбери картинку), «Чья военная форма?», «Морской бой», « Кому какой головной убор принадлежит?», «Построй солдатиков».
Речевое развитие:
— Разучивание стихотворений, пословиц о богатырях, войнах, защитниках, Родине, о силе, мужестве и доблести.
— Отгадывание загадок по тематике проекта.
— Чтение художественной литературы: А.Митяев «Почему армия родная?», Л.Кассиль «Твои защитники», Е.Воробьёва «Последний выстрел», «Спасибо тебе, Трезор».», А.Маркуша «Я – солдат и ты – солдат», А.Беляев «Хочу быть военным моряком», Н. Никольский «Что умеют танкисты», В.Козлов «Пашкин самолет».
— Чтение стихотворений про 23февраля.
— Выставка книг в книжном уголке на тему: «От богатырей до защитников наших дней».
Художественно-эстетическое развитие:
— Рассматривание иллюстраций, сюжетных картинок о Российской армии (знаках отличия, форме, родах войск).
— Рисование на тему «Военный корабль».
— Аппликация «Подарок для папочки (ракета)».
— Аппликация «Праздничные флажки».
— Прослушивание песен «Богатырская сила», «Папа может», «Будем в армии служить», «Бескозырка белая».
— Коллаж из работ воспитанников «Подарок нашим мужчинам».
— Спортивный праздник «Вместе весело шагать».
-Подвижные игры «Меткий стрелок», «Защита границ», «Кто быстрее», ритуал «Эстафета дружбы».
— Игры-эстафеты «Проскачи на коне», «Перетяни канат», «Картошка в огне», «Прыжки в мешках», «Оловянный солдатик», «Хоккей».
— Пальчиковые игры «Вот плывет кораблик мой», «Автомобили».
— Комплекс утренней гимнастики «Мы силачи».
— Функциональное упражнение «Стойкий солдатик».
— Спортивный праздник с родителями «Богатырская наша сила».
III этап — заключительный
- Спортивный праздник с родителями «Богатырская наша сила».
- Анализ результатов проекта.
- Публикация статьи в газете — «Маленькие патриоты»
Взаимодействие с семьей
- Привлечение родителей к оформлению выставки «Макеты военной техники».
- Привлечение родителей к выставке армейских альбомов и армейской формы.
- Совместная организация и проведение праздника «Богатырская наша сила».
- Информация в родительский уголок: Консультация для родителей «Важность игры для ребенка вместе с папой».
Анализ результатов проекта
Проект «Патриоты России» завершен успешно. С поставленными задачами все участники проекта справились.
В результате реализации проекта у детей пополнились, систематизировались знания и представления о российской армии, родах войск. На основе углубления и обобщения представлений о празднике, в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками у детей расширился и активизировался речевой запас. Дети и родители группы с удовольствием приняли участие во всех мероприятиях проекта. Финальное мероприятие – спортивный праздник «Богатырская наша сила» позволил еще больше сплотить группу, семьи детей и создал положительный эмоциональный настрой.
Литература:
- Л.А.Кондрыкинская «С чего начинается Родина?».
- И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду: Подготовительная к школе группа».
- О.С. Ушакова «Развитие речи и творчества дошкольников».
- http://www.maaam.ru/detskijsad/nod-razvitie-rechi-po-teme-den-zaschitnika-otechestva.html
- http://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/syuzhetno-rolevaya-igra-kak-sredstvo-patrioticheskogo-vospitaniya-detei
- http://actualcomment.ru/theme/2219/
- Н.В. Алёшина «Патриотическое воспитание дошкольников».
- Е.Ступак «Подарки к празднику».
- Н.Ф. Тарловская «Обучение конструированию и ручному труду».
- http://www.vampodarok.com/february23.php?storie=58