Гигиенические основы воспитания детей раннего возраста в ДОУ

           Из опыта работы

«Гигиенические основы воспитания детей раннего возраста в ДОУ»

 

Молокова Надежда Викторовна,

воспитатель МКДОУ № 483,

г. Новосибирска

 

С чего начинается процесс воспитания культуры поведения и соблюдения культурно-гигиенических навыков (КГН)?  С момента появления на свет малыш наблюдает за окружающими людьми. Тут и начинают закладываться те стереотипы поведения, которые в дальнейшем под воздействием различных внешних факторов формируются в определенный навык.

Основополагающую роль в воспитании полезных привычек играет родительский пример. Ребенок автоматически усваивает принятые в семье правила. Именно в семье, за общим столом у ребенка вырабатываются (или не вырабатываются) хорошие манеры. Заботливые родители начинают приучать малышей к аккуратности и самостоятельности буквально с пеленок. А если папа не моет руки перед едой, то не стоит ждать от ребенка иного поведения. Дети быстро перенимают манеру поведения взрослых: если родители говорят с набитым ртом, сидят, развалясь, кладут локти на стол или едят руками, то вряд ли можно требовать от малыша иного поведения. За столом абсолютно все имеет значение: не только что мы едим, но и как мы это делаем. Ребенок — это зеркальное отражение взрослых.

Когда малыш лезет в общее блюдо рукой, кидает куски, стучит ложкой или громко требует чего-то, некоторым родителям кажется, что все окружающие должны так же, как и они, умиляться милым шалостям. Всё «списывается» на детскую непосредственность. Мол, дитя подрастет и образумится. Однако дитя вырастает, и оказывается, что время упущено. Если не удалось привить правила поведения ребенку с ранних лет (самое позднее с пяти) и только перед походом в школу родители начинают рассказывать ему о том, „что положено», то они рискуют безнадежно опоздать. Прививать гигиенические навыки детям должны родители и  воспитатели. Все заинтересованные в проведении данной работы лица должны действовать в тесном контакте друг с другом, дополнять один другого. Всегда аккуратный, подтянутый, опрятный, строго выполняющий все правила личной гигиены воспитатель (родитель) является хорошим примером для подражания.

Мы работаем с маленькими детьми, впервые пришедшими в детский сад. Поэтому первоочередной задачей (после адаптации) является воспитание у детей культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания. Многие родители чрезмерно опекают детей, все делают за них сами, поэтому стремление к самостоятельности у детей нет. На начало учебного года мы провели мониторинг сформированности КГН у детей раннего возраста при поступлении в ДОУ и исходя из его результатов, чтобы заинтересовать детей, привить желание самим выполнять действия, связанные с их формированием, мы разработали картотеку дидактических игр по привитию детям КГН.

Картотека культурно-гигиенических навыков согласно требованиям образовательного стандарта помогает воспитателю организовать практическую деятельность с детьми. Это перечень игровых заданий с образовательными целями по усвоению указанных умений. У детей появляется возможность в игровой форме самим учиться: есть, умываться, пользоваться предметами первой необходимости и т. д.

Как проверено на практике, картотека является эффективным в работе над развитием у детей правил гигиены и культуры поведения, учитывает требования образовательной программы, государственного стандарта и внутренних правил, а также материально-технических возможностей ДОУ,  помогает педагогу эффективно планировать и организовывать образовательную ежедневную деятельность с малышами.

В своей работе мы используем следующие формы и методы:

Методы: Наглядные методы: наблюдения, показ иллюстраций и картин, личный пример;

Словесные методы: пояснение, рассказ, чтение художественных произведений, объяснение;

Игровые методы: дидактические, сюжетные, подвижные игры, обыгрывание сказок.

Формы: Игры-занятия по ознакомлению с окружающим миром. Игры – занятия с элементами экспериментирования. Сюжетные, дидактические игры и упражнения. Художественное слово. Чтение художественной литературы. Праздники и развлечения, беседы.

Система гигиенического воспитания и обучения детей различных возрастных групп основывается на ряде принципов: систематичность, целенаправленность, дифференцированность.

Чему же малыши должны научиться? Различать хорошее и плохое поведение; закрепить умение соблюдать установленные социумом правила и нормы; следить за чистотой тела (самостоятельно умываться), закрепить навык переодевания; формировать навык аккуратно складывать вещи, игрушки, пользоваться столовыми приборами, следить за культурой поведения за столом.

Но такие умения в раннем возрасте  еще не стали устойчивыми. Дети часто забывают или неправильно выполняют какой-либо разученный навык. Например, малыши могут научиться пользоваться столовыми приборами, но при этом неверно держать ложку, проливать воду из стакана, забывать мыть руки перед едой и т. д.

К нам в группу приходят очень разные малыши. Кто-то из них самостоятельно пользуется горшком, а кто-то категорически отказывается с ним дружить, некоторые детки едят ложкой, другие же приучены только к бутылочке или с большим удовольствием копаются в своей тарелке руками. Почему же так происходит?

Ребенка старше полутора лет желательно кормить за столом. В нашей группе мы следим за тем, чтобы ребенок, сидя на стуле, упирался ногами в пол, а высота стола приходилась бы на уровне его согнутых локтей.

Помимо этого воспитываем и закрепляем у детей и другие навыки (которые также закладываются в семье): следим, чтобы они не садились за стол с грязными руками, не выходили из-за стола с куском хлеба, пользовались носовым платком, салфеткой.

Я считаю, что одинаковые требования к правилам гигиены и навыкам самообслуживания в детском садике и дома, приводят к лучшему запоминанию и закреплению полезных привычек.

Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах.

На первый взгляд все очень просто, а на самом деле для малышей это целая наука – освоение и применение культурно-гигиенических навыков.

Во время еды строго следим, чтобы последовательность блюд была постоянной, еда была не слишком горячей, не слишком холодной, ребенок брал пищу в рот небольшими кусочками, хорошо ее пережевывал, дети не разговаривали во время еды; стараемся не допускать громких разговоров, поторапливания детей, насильного кормления. Кормление — очень ответственный момент в режиме. Некоторые малыши умеют есть самостоятельно, но крайне неаккуратно, обливаются, ложку держат неправильно. Бывают и такие, которые не умеют пить из чашки, отказываются от пищи.  Перед едой для каждого ребенка готовим салфетку.

Пользуясь салфеткой, ребенок усваивает, что надо и есть аккуратно, и из-за стола вставать с чистыми руками и лицом. С первого дня за каждым ребенком закрепляем постоянное место за столом. Сначала кормим детей с плохим аппетитом. Следим, чтобы они правильно сидели за столом. Во время кормления в начале года на всех малышей надеваем нагрудники.

Обязательно учим малышей по окончании еды, вставая из-за стола, говорить спасибо. Теперь многие дети делают это без напоминания, самостоятельно.

С первого дня пребывания детей в группе начинаем работу по воспитанию навыков одевания (раздевания): учим снимать и надевать колготки, носки, обувь.

При одевании и раздевании также даём возможность детям в какой-то степени действовать самостоятельно. Например, надевая кофточку ребенку, говорим: «Дай ручку, я на тебя надену кофточку». Приучаем детей к опрятности в одежде, переодеваем их, как только загрязнилось платье, или стали мокрыми штанишки. После тихого часа показываем детям, в какой последовательности надо одеваться.

У детей всегда есть желание самим расстегивать пуговицы и молнии, но нет умения. Этому мы учим их во время игр: «Застегни пуговицы». Справиться с пуговицами и «молниями» помогут и игровые элементы. Мы пробуем раздевать и одевать куклу, изучаем «молнию» на мягком модуле.  При этом надо учесть, что застёгивать пуговицы малышам легче, начиная с нижней – самую верхнюю застегнуть труднее всего, и она обычно поддается освоению самой последней.

То, как скоро малыш научится одеваться и раздеваться, зависит от подвижности его пальчиков.

Я считаю, главное, не надо торопить события. Умение самостоятельно надеть и снять с себя верхнюю часть одежды, нижнее белье и носочки, пижаму, обувь – очень серьезное достижение малыша.

Из моей практики я поняла, что очень сложно научить детей умываться, пользоваться правильно полотенцем. Малыши не боятся воды, но умываться не умеют: подставят руки под струю и держат. Подготовку к умыванию начинаем в группе: дети засучивают рукава, как показывает воспитатель. Объясняем, для чего это нужно, используя стихотворные строки: «Руки надо чисто мыть, рукава нельзя мочить», или «Кто рукавчик не засучит, тот водички не получит». Дети сами повторяют эти слова.

Умываться идем маленькой подгруппой. Объясняем и показываем детям, что сначала надо намочить руки. Даём ребенку кусочек мыла, показываем, как намылить руки и как смыть мыло; затем мы учимся, как самостоятельно вытираться полотенцем (своим полотенцем) и т. д.

Обучая детей умыванию, проводим дидактические игры: «Катя умывается», «Миша в гостях у Маши». На занятии с детьми рассматриваем сюжетную картинку «Дети умываются». В игровом уголке сделали умывальник, повесили полотенце для кукол. Наблюдая за играми детей, можно видеть, как они учат кукол умываться и вытирать лицо полотенцем.

Приучая детей к опрятности, оказываем помощь при пользовании носовым платком, учим своевременно сообщать о своих естественных потребностях.

Я считаю, что приучение к горшку должно быть для ребенка понятным и постепенным процессом. Не забываем хвалить малыша в случае успеха и напоминать ему о необходимости этого мероприятия. Не позволяем малышу засиживаться на горшке.

Ежедневно повторяем малышам, что все, что требуется для обслуживания своего организма, ухода за ним, содержания, должно быть личным: своя расческа, своя постель, свой горшок, свой носовой платок, свое полотенце.

Для того чтобы малыши хорошо знали свое полотенце и горшок, они маркируются в детском саду. Маркировка должна быть удобной и детям, и взрослым. Для малышей – это цветные картинки. Мы знакомим малышей с «их» картинками и предметами и объясняем их назначение.

Для решения задачи формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни необходимо иметь правильно построенную пространственную среду, где ребенок будет не только развиваться и общаться, но еще и укреплять свое здоровье.

Я, работая над этой проблемой в своей группе, постаралась учесть все и попробовала создать ту самую пространственную среду, которая бы развивала ребенка как эмоционально-психологически, так и физически. Совместную деятельность по освоению культурно-гигиенических  навыков выстраиваю в игровом пространстве группы, а также в специально отведенных местах (раздевалке, умывальной комнате, спальне).

Мебель и сантехника соответствуют в группе  уровню роста малыша. Необходимое для воспитания КГН оснащение у нас все яркое, с рисунками и декорациями. Например, в туалетной комнате солнышко, облака. Обеденная зона со смешариками, которые пьют чай. Это способствует развитию интереса к формируемым навыкам, а также стойкому их усвоению и запоминанию. Именно с целью закрепления знаний на шкафчики, видные места для малышей прикрепляем занимательные детские наклейки.

У нас в группе есть магнитная доска, на которой мы размещаем дидактические картинки из алгоритмов одевания, приема пищи, выполнения трудовых поручений в необходимой последовательности. Она помогает детям самостоятельно изучать правила и нормы. Также размещаем линейку алгоритмов стационарно (алгоритм принятия пищи в месте, отведенном для еды, алгоритм одевания- в раздевалке и т.д.)

Дидактические картинки располагаются друг за другом, и по мере изучения каждой картинки из алгоритма той или иной направленности составляется вся цепочка. Таким способом использования картинок дает возможность сделать развивающуюся среду группы мобильной, гибкой, разноплановой.

При работе с алгоритмом «Я сам одеваюсь» сначала изучаем каждую картинку по очереди и только когда дети запомнят порядок одевания, располагаем все дидактические картинки на доске и изучаем его в целом. При этом используем потешки, стихи: «Наша Маша маленькая», «Мой Мишка» З.Александровой «Чьи башмачки?» Н.Павловой, «Я сама» И. Муравейка.

Далее рассматриваем картинки «Мою руки» и «Вытираю руки». Предлагаю рассмотреть, ответить на вопросы «Кто нарисован?», «Что он делает?», «Чем моет руки?», «Что он делает после того, как смыл мыло водой?» и т.д.

Вызываем речевую активность, мотивируем область познания.

Подводя итог хочу напомнить, что повторять усваиваемые умения следует регулярно. Например, ребенок неукоснительно должен мыть руки после прогулки и перед едой в садике, после посещения туалета. Воспитателю в процессе работы над формированием КГН в группе следует применять индивидуальный подход.
Прививая гигиенические навыки детям, мы тем самым развиваем у них эстетическое чувство и вкус.

Можно вспомнить учение педагога-гуманиста, доктора психологических наук Ш.А. Амонашвили о «четырех страстях».

  1. Страсть к развитию в процессе преодоления трудностей.
  2. Страсть к взрослению «Ты-уже взрослый!»-хочет слышать от нас ребенок.
  3. Страсть к свободе. Великое утверждение ребенка «Я сам».
  4. Страсть к познанию. Ребенок познает себя как человек и усваивает истинно человеческое.

Советы родителям по развитию культурно-гигиенических навыков у детей 2 – 3 лет:

— для умывания дома поставьте скамеечку, стоя на которой малыш сможет достать кран

— полотенце должно быть небольшим, чтобы ребенок легко мог им вытереться

— повесьте полотенце на высоте, доступной для ребенка, чтобы он мог снять его и повесить сам

— умывание должно вызывать у малыша приятные эмоции ( вода не очень холодная и не затекает в рукава )

— для кормления лучше иметь подходящие для роста ребенка стол и стул

-покажите ребенку пример культуры поведения за столом

— одежда и обувь должны быть сняты и разложены таким образом ,чтобы облегчить ребенку одевание

— хвалите ребенка за те действия , которые он делает правильно , прилагает усилия

-обратите внимание : сначала действие совершается ребенком , и лишь после неудавшейся попытки вы приходите ему на помощь ,причем не делая за него ,а способствуя самостоятельной деятельности.

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.