Уважаемые музыкальные руководители!
В процессе работы с детьми и при написании аттестационных документов не забывайте об интеграции художественно-эстетического развития (конкретно — музыкального развития) с другими образовательными областями.
Традиционная методика музыкального воспитания была направлена в основном на развитие музыкальных способностей и на формирование элементарной музыкальной культуры у дошкольников.
В настоящее время, в рамках реализации ФГОС ДО, образовательный процесс строится на основе комплексно-тематической модели. В связи с этим, музыкальный руководитель формирует конкретные знания и умения детей не только по музыке, но и охватывает более широкий спектр задач из разных образовательных областей. Например, задач познавательного развития.
Все мы знаем, что дети познают мир через эмоции и чувства, то есть в развитии познавательной сферы ребенка первостепенное значение имеет эмоционально-чувственное постижение мира. Поэтому, для стимулирования познавательной активности детей, музыкальный руководитель в процессе музыкально-образовательной деятельности должен обеспечить мотивацию и положительный эмоциональный настрой.
Задачи, которые решаются посредством интеграции:
- Обогащение познавательной сферы дошкольников в процессе музыкальной деятельности.
- Развитие эмоционально-ценностного восприятия к окружающему миру.
- Развитие интереса к решению познавательных, логических и исследовательских задач.
- Воспитание дружеских взаимоотношений среди детей, формирование умение работать в коллективе.
Реализовать эти задачи можно посредством игровых и исследовательских методов.
Например:
- Экспериментирование со звуками: «Что услышал?», «Сколько звуков я пропела?», «Кто это поет?» и др.
- Формирование пространственных временных представлений: слева-справа, вверх-вниз, вдоль-поперек, медленный-быстрый и др.
- Ознакомление с природными явлениями и временами года: метель (Г.В. Свиридов «Метель», восход солнца (М.П. Мусоргский «Рассвет на Москва-реке»), весна (П.И. Чайковский «Весна») и др.
- Ознакомление с животным миром посредством творческих и музыкально-ритмических игр на подражание.
- Изучение в процессе музыкальной деятельности физических свойств и фактуры предметов и атрибутов: тяжелый – легкий, мягкий – твердый, гладкий – шершавый, тонкий – широкий и т.д.
- Развитие посредством заданий, загадок и упражнений психических процессов: памяти, внимания, воображения, наблюдательности.
- Ознакомление с историей и культурой родного края и Россией посредством народного фольклора, танцев, песен, инсценировок.
- Формирование валеологических знаний и воспитание осознанного отношения к здоровому образу жизни.
В данном случае наиболее предпочтительной формой проведения НОД является сюжетно-образная форма: сюжетные музыкальные занятия, занятия-путешествия, занятия-квесты, занятия-открытия, занятия-загадки и др.
Преимущество сюжетных занятий в том, что они содержат целостную сюжетно-игровую ситуацию, состоят из разнообразных имитационных движений и упражнений, включают сенсорно-исследовательские действия.
Таким образом, представленная система проведения НОД по музыкальному развитию позволяет обеспечить развивающее обучение дошкольников, способствует обогащению познавательной сферы и развитию их познавательных способностей.
Уважаемые коллеги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в комментарии. Обязательно помогу.
Головина Бэла Геннадьевна, администратор сайта, кандидат педагогических наук.
Здравствуйте! Мне нужно подготовить материал на РМО на тему «Создание модели РППС для обогащения познавательного опыта в музыкальном развитии детей с учетом их возрастных особенностей» В интернете практически ничего нет. Вы можете мне помочь? Заранее спасибо.
Вера, я ответила на Ввшу электронную почту. Посмотрите там, пожалуйста.