Развитие познавательной сферы у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ

Семинар-практикум

«Развитие познавательной сферы

у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ»


Бучнева Елена Викторовна,

педагог-психолог ГКДОУ № 34

г. Невинномысск Ставропольского края

Цели семинара:

— просвещение слушателей семинара в вопросах развития высших психических функций детей старшего дошкольного возраста;

— ознакомление слушателей с психолого – педагогическими особенностями детей с ОВЗ;

— продвижение мысли, что дидактические игры и упражнения – один из способов развития когнитивной сферы ребёнка.

Задачи семинара:

— поддерживать и создавать условия для развития памяти, внимания, воображения и мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ;

 — способствовать гармоничному и всестороннему развитию личности ребёнка, посредством развития его познавательной активности, любознательности, инициативности;

— формировать произвольность всех психических процессов;

— систематизировать и углубить знания по теме;

— побуждать слушателей семинара к использованию полученных знаний в своей профессиональной деятельности.

  1. Приветствие.

Приветствую всех участников встречи! Надеюсь, что сегодня будет интересно работать вместе. Начнём мы сегодня с упражнения, которое поможет настроиться на хорошее настроение и поздороваться  друг с  другом.

  • «Воздушный шар».

В моих руках находится воздушный шар. Правила упражнения таковы: я передам воздушный шарик участнику, находящемуся от меня с права, он называет свое имя и предлагает ответ на вопрос «Что можно сделать с воздушным шаром?» Не старайтесь дать правильный ответ. Важно, чтобы игра проходила быстро. Спасибо всем за смелые и оригинальные ответы. А теперь назовите, пожалуйста, его основную характеристику. Верно, это способность летать или легкость. 

  • Познавательные процессы у детей.

Содержание и методы обучения дошкольников с ОВЗ направлены на развитие внимания, памяти, творческого воображения, на выработку умения сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать их по определённому признаку, получать удовлетворение от найденного решения. Когда ребёнок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения: экспериментам, проектам, опытам.

Подходы к формированию познавательной деятельности формируется на основе трёх основных направлений:

1.Социально-психологического, направленного на формирование потребности к познавательной деятельности, чтобы ребёнок хотел этим заниматься, получал удовольствие от занятий. Для этого педагог использует игровые методы и приемы, яркое нестандартное оборудование, привлекающее глаз ребёнка.

2.Интеллектуального, предполагающего получение комплекса теоретических знаний. Дети получают знания в доступной форме.

3.Здоровьесберегающего, которое заключает в себе развитие физических качеств, двигательных умений и навыков, а так же использование физического потенциала. Тело для растущего человека- особая реальность, которой ему предстоит овладеть.

Ведущую роль в познавательной деятельности человека играют психические процессы: ощущение, восприятие, внимание, память, мышление. Несмотря на то, что каждому из этих процессов отводится своё место, все они тесно взаимодействуют друг с другом. Без внимания невозможно восприятие и запоминание нового материала. Без восприятия и памяти станут неосуществимыми операции мышления. Поэтому развивающая работа, направленная преимущественно на совершенствование отдельного процесса, будут влиять на уровень функционирования познавательной сферы в целом.

Теперь рассмотрим некоторые из них:

 память – способность мозга удерживать и добровольно восстанавливать и запоминать информацию, способность, которая позволяет нам вспоминать произошедшие события, мысли, ощущения, понятия и взаимосвязь между ними. Память – чрезвычайно сложная когнитивная функция. В ней участвует огромное количество отделов мозга, её можно разделить на различные виды:

кратковременная зрительная и слуховая память, долговременная зрительна и слуховая память, опосредованная память. Долговременная память нужна нам, чтобы хранить информацию на протяжении длительного времени. Именно такая способность к запоминанию позволяет человеку помнить факты из своего прошлого. Мозг гранит память о многих событиях в нашей жизни, даже на бессознательном уровне. Кратковременная память, вся информация, которая поступает к нам, изначально попадает именно в кратковременную память, длительность её хранения зависит от индивидуальных особенностей человека и обычно составляет от 5-7 минут. После того, как время первоначальной обработки прошло, мы либо забываем информацию, либо организм отправляет её на хранение в долговременную память. На способность человека запоминать влияет множество внешних факторов: наследственность, состояние здоровья и многое другое. Многие виды памяти у человека можно улучшить, если выполнять специальные упражнения, соблюдать режим дня, заниматься спортом, регулярные прогулки на воздухе. Также не стоит забывать о наборе методов мнемоники, которые позволяют увеличить объем как кратковременной, так и долговременной памяти. При обучении детей необходимо использовать сочетание словесно-логического объяснения в сочетании с зрительной памятью. Так как у детей с недостаточно хорошо развитой слуховой памятью необходимо индивидуальный подход: опора не только на слух, но и на другие органы чувств(зрение, обоняние, осязание).

Игра «Чемодан»

Игра для группы людей. Первый человек начинает собирать чемодан и называет один предмет, например, футболка, следующий повторяет этот предмет и добавляет еще один, например, футболка, шорты и т.д.

Игра «Запомни»

На поднос положите кучу случайных предметов, играющий запоминает их несколько минут, затем поднос накрывают тканью и играющий старается назвать как можно больше предметов, лежащих на подносе.

Игра «Что изменилось»

Ведущий ставит перед детьми 10 игрушек и просит закрыть глаза. В это время убирает одну игрушку. Открыв глаза, дети должны угадать, какая игрушка исчезла или, что изменилось?

Воображение.

Способность человека мысленно представлять, воображать, творчески мыслить, создавать чувственные или мыслительные образы на основе существующих восприятий и знаний. Оно разделяется на активное и пассивное. Активное(произвольное), когда образы возникают преднамеренно, в связи с заранее поставленной целью, рождаются грёзы, мечтания, фантазии, пассивное (непроизвольное), когда создание образов происходит непреднамеренно (можно считать сновидения).

Игра «Клякса»

Дети должны придумать, на что похожа клякса, и дорисовать её, выигрывает тот, кто назовет больше предметов.

Игра «Рисунок с продолжением»

В центре листа бумаги ставим красную точку. Предлагаем следующему продолжить рисунок.

Литература:

  1. Лелявина Н.О., Финкельштейн Б.Б. Давайте вместе поиграем: Методические советы по использованию дидактических игр с блоками Дьенеша и логическими фигурами. — СПб: ООО Корвет, 2002. – 46с.
  2. Математика до школы: Пособие для воспитателей детских садов и родителей. В 2 ч. / Авторы-сост. Смоленцева А.А., Пустовойт О.В., Михайлова З.А., Непомнящая Р.Л. – СПб: Детство-Пресс, 2006. – 191с.
  3. Математика от трех до семи: Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов / Автор-сост. З.А. Михайлова, Э.Н. Иоффе. — СПб: Детство-Пресс, 2010. – 192с.
  4. Михайлова З.А Игровые задачи для дошкольников. – СПб: Детство-Пресс, 2008. – 128с.
  5. Михайлова З.А., Бабаева Т.И., Кларина Л.М., Серова 3.А. Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012. – 160с.
  6. Е.А. Стребелева, Гуманитарный издательский центр «Владос», М. 2005
Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.