Конспект образовательной деятельности
«Игра в оркестре»
для детей подготовительной группы
Брязгина Ирина Владимировна,
музыкальный руководитель МБДОУ № 131
г. Мурманск
Программные задачи:
1) Развивать музыкальность у детей (чувство ритма, звуковысотный слух,
муз. память).
2) Формировать способность чувствовать и понимать музыку разных стилей.
3) Развивать певческий диапазон, двигательную свободу, координацию движений.
4) Знакомить с азами теории музыки.
5) Формировать способность к взаимодействию с партнёрами по игре в оркестре.
6) Развивать навыки невербального общения с детьми, творческие способности в музыкально-исполнительской деятельности.
Материал:
- Металлофоны, ксилофоны, треугольники, колокольчики, деревянные ложки, трещотки, музыкальные тарелки по количеству детей.
- Магнитная доска с иллюстрациями музыкальных инструментов.
- Зеркало в музыкальном зале оформлено нотным станом с цветными нотами, вразброс на липучках.
- Синтезатор.
- Ритмические карточки.
- Корзинки с музыкальными инструментами: бубны, ложки, трещотки, бубенцы.
Ход образовательной деятельности:
Дети входят в зал. Музыка «Chim-Chim-Cheree» Вальс.
Музыкальный руководитель:
Здравствуйте, мои друзья!
Хочу вас познакомить я
С миром красоты и счастья,
Где нет тоски и нет ненастья.
Вам открою я секрет:
Радости без песен нет.
А чтоб песенку сложить,
Хочу я нотки пригласить.
Музыкальный руководитель:
Нотки, где же вы! Бегом скорей сюда бегите! (подбегают)
Нотки! А у нас беда! Вы разлетелись кто куда!
И нет скрипичного ключа.
Ты кто?
Ребёнок: Я ключ особый, непростой, лишь для нот специальный. Отопру замок любой, но только музыкальный.
Музыкальный руководитель: Ну, а теперь можно и ноткам занять своё место на нотном стане.
(дети подбегают к зеркалам и прикрепляют ноты к нотному стану).
Дети:
нота «До» — Вот нота «До»- с неё начнём мы пенье.
нота «Ре» — А дальше к «Ре» нам нужно перейти.
нота «Ми» — А нота «Ми» потребует уменья,
нота «Фа» — Чтоб плавно к «Фа» смогли мы подойти.
нота «Соль» — Вот нота «Соль», здесь гаммы середина.
нота «Ля»- Подводит «Ля» к финалу песни нас.
нота «Си» — Пришли мы к «Си»! О! Чудная картина!
И получилась гамма «До мажор» для вас.
Музыкальный руководитель:
До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си.
Спеть ребят попросим мы.
И об этом всем нам с вами
Расскажет песенка о гамме.
Песенка о гамме «До — нам дарит первый звук» (муз. Р. Роджерс из к/ф «Звуки музыки»)
Дети подходят к металлофонам и ксилофонам, поют и исполняют песню
на своих инструментах, а музыкальный руководитель играет на синтезаторе.
Музыкальный руководитель: А теперь, ребята, посмотрим, знаете ли вы ноты, которые только что сыграли.
Игра «Какая нотка пропала»
(Дети закрывают глаза, а муз. руководитель убирает одну из нот с магнитной доски. Дети, открыв глаза, говорят, какая нотка пропала.)
Музыкальный руководитель:
Да! Музыка давно уже наш старый добрый друг!
Мелодию хрустальную рассыпала вокруг !
И. Штраус «Сказки венского леса»
(Знаки зодиака для малышей в детской обработке)
(Тема произведения ритмически играется на одной ноте (любой) на металлофоне, отголоски (эхо) дети повторяют на треугольниках и валдайских колокольчиках).
Музыкальный руководитель:
Вот мелодия звучала и куда-то убежала,
но потом опять явилась, вся слегка принарядилась,
отдохнув, пошла плясать, ловко в бубен ударять.
Игра с бубном (Итальянская народная мелодия)
(Все дети стоят в кругу, в центре круга две девочки в итальянских костюмах, в руках у них бубны ).
Описание игры:
1 часть: Дети, взявшись за руки, продвигаются по кругу на подскоках, а две итальянские девочки, стоя в центре, ритмически играют на бубнах.
2 часть: Дети, стоя в кругу, ритмически хлопают в ладоши, а две итальянские девочки продвигаются на подскоках внутри круга в разные стороны (противоходом).
3 часть: Дети «подают ладошки» (держат перед собой ладони), а две итальянские девочки ударяют бубном по ладошкам ребят (3 удара по ладошкам + перебежка на подскоках к другому ребёнку). Так повторяется 4 раза.
Музыкальный руководитель: Сейчас, ребята, вас ждет интересная музыкальная игра «Угадай по ритму». Я спою вам мелодии разных песенок, а вы угадаете, какая мелодия зашифрована на карточке.
Игра «Угадай по ритму»
(10 ритмических карточек + 10 картинок отгадок)
Музыкальный руководитель поёт детям знакомые мелодии детских песенок. Если ребёнок отгадывает про кого песня, то он получает карточку-отгадку и вставляет её в кармашек.
(последней отгадывается рус. нар. песня «Петушок»)
Музыкальный руководитель: Пришло, ребята, время нам сыграть по нотам русскую народную песню «Петушок»
(дети играют на металлофонах и ксилофонах и пропевают ноты).
Рус. нар. песня «Петушок»
Музыкальный руководитель: Ребята! А как вы думаете, могла ли я сыграть мелодию вот на этих музыкальных инструментах? (музыкальный руководитель обращает внимание детей на магнитную доску, на которой находятся вразброс картинки разных музыкальных инструментов: рояль, ложки, скрипка, барабан, саксофон, колокольчик и т.д.)
Дети: На этих музыкальных инструментах сыграть мелодию нельзя.
Музыкальный руководитель: Почему?
Дети: Потому что они музыкально-шумовые!
Музыкальный руководитель: А на этих музыкальных инструментах могла ли я сыграть мелодию?
Дети: Да! Потому что они мелодические!
Музыкальный руководитель: Волшебное слово — мелодия. Мелодию песни «А я по лугу» дети сыграют на металлофоне, а на ложках проиграют ритмический рисунок.
Песня «А я по лугу» (рус. нар. мел.)
Музыкальный руководитель играет на синтезаторе мелодию и аккомпанемент песни, а дети на металлофонах играют мелодию песни (тема «А я по лугу»). А музыкальный проигрыш после темы другие дети играют на деревянных ложках и трещотках.
Музыкальный руководитель: Сейчас мы споём и сыграем рус. нар. песню «Ах, вы, сени». А перед песней мы выберем дирижера. Дирижер будет руководить нашим оркестром. (показывать карточки). Что покажет дирижер, на тех инструментах и будут играть дети.
Песня + Игра в оркестре муз. «Ах, вы, сени»
Дети поют русскую народную песню «Ах вы сени», а музыкальный руководитель аккомпанирует им на фортепиано. После песни «дирижер» показывает детям карточки с музыкальными инструментами (дети играют на тех инструментах, которые показал дирижёр).
Музыкальный руководитель:
Прекрасна музыка!
Ей снова мы распахнуть сердца готовы!
А чтоб было интересней, заиграем мы все вместе.
Инструменты есть у нас, что ж, за дело, в добрый час.
Итак! Шуточный оркестр. Музыка Лео Делиба.
— Даня! А почему он шуточный?
Ребёнок: Потому что в нём перемешались инструменты из рус. нар. оркестра
и симфонического оркестра
Шуточный оркестр (музыка Лео Делиба «Пиццикато»)
Музыкальный руководитель: Итак, сейчас я буду вашим дирижёром.
Дети подходят к металлофонам и ксилофонам, установленным на столах.
1 часть: Делаем два ритмических удара в конце музыкальной фразы на любой ноте (например, на ноте «ля») на металлофонах и ксилофонах.
2 часть: Меняем инструменты на ложки, музыкальные трещотки, музыкальные тарелки. Также делаем два ритмических удара, но уже по схеме (1 раз только трещотки, 2 раз только ложки, 3 раз все вместе)
Музыкальный руководитель:
Ровно 7 цветов у радуги,
А у музыки семь нот.
На земле для нашей радости
Вечно музыка живёт.
Все дети исполняют песню «С музыкой дружим с детства мы»
Музыка А. Варламов (минус песни «Новогодняя песня»)
1.С музыкой дружим с детства мы.
Звонко распеваем соль, фа, си.
Капелькой счастья пусть для всех
Станет наш весёлый детский смех.
2.Пусть смеются птицы в вышине.
Пусть сверкают звезды в синеве.
Звезды будут радостно сиять.
Так давайте петь и танцевать!
Звучит «Классика в современной обработке» (дети хлопают в ладоши и прощаются с гостями).