Конспект организованной образовательной деятельности
«Наум Грамотник»
для детей подготовительной к школе группы
Ковалёва Татьяна Владимировна,
воспитатель МБДОУ № 16,
г. Сафоново Смоленской обл.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.
Цель: совершенствование духовной и нравственной культуры детей путем знакомства с русскими народными традициями и обычаями.
Задачи:
- Познакомить детей с историческим праздником грамоты.
- Создать условия для проявления творческой активности детей, стремление узнать новое.
- Воспитывать интерес и любознательность детей к прошлому своего народа, чувство уважения и гордость к родной истории.
- Активизировать словарь детей загадками, пословицами и поговорками Смоленского края.
Планируемые результаты: проявляет интерес к богатству русского языка; к народным праздникам и истории их возникновения; эмоционально отзывается на доступные возрасту пословицы и поговорки; может применять ранее полученные знания в игровой предметной среде.
Материалы и оборудование: бейджики с именами детей, листок календаря, плакат с изображенными предметами, указка, видеоматериал, кроссворд, фломастер, печенье «Алфавит».
Содержание организованной деятельности детей:
- Организационный момент.
Воспитатель: Добрый утро, ребята. Я рада вас видеть. (Дети здороваются). Меня зовут Татьяна Владимировна, а как зовут вас, я вижу. Я пришла к вам в гости. И не только я. У вас сегодня много гостей. Поздоровайтесь с ними, пожалуйста. (Дети здороваются, поворачиваясь к гостям).
- Основная часть. День Наума.
Воспитатель: (одевает плащ и шапку) Ребята, я Королева Грамоты.
Вы уже совсем большие, много знаете, многому научились. Я принесла вам задания, хотите попробовать свои знания? Тогда начнем.
Какое сегодня число и месяц? (14 декабря).
Ребята! А у меня сохранился вот этот листок от календаря. Посмотрите внимательно. (Воспитатель обращает внимание детей на украшенный листок календаря, который заранее вывешивает).
Назовите число и месяц, которые здесь вы видите? А знаете ли вы, что в старину в этот день русский народ отмечал праздник, а как этот праздник назывался, мы сейчас узнаем.
Воспитатель: Вот первое задание.
(Выставляется плакат с изображенными предметами. Первый ряд – ножницы, арбуз, улитка, морковь; второй ряд – гриб, рыба, аист, мандарин, очки, топор, нож, игла, ключ). Дается задание: составить два слова, используя первые буквы изображенных предметов. Сначала дети называют предметы, а затем составляют два слова — Наум Грамотник.
Воспитатель: Еще его называли день Наума и говорили «Пришел Наум — наставит на ум». Этот день отмечался как праздник грамоты, обряд посвящения в ученики. Этот день считался благоприятным, чтобы отдавать детей в обучение. Этот обычай зародился в Смоленской губернии, а потом получил распространение по всей Руси. Вы тоже скоро станете учениками и пойдете учиться в школу. В какой день вы пойдете учиться в школу? (Ответы детей)
В старину учебный год в школах начинался не в один день, как сейчас, да и сами школы сильно отличались друг от друга.
- Инсценировка
Воспитатель: Для выполнения второго задания нам нужно перейти к волшебной доске. Как проходило обучение грамоте в этот день в старину, мы сейчас посмотрим. Мне об этом рассказывала моя бабушка.
(Дети в русских костюмах инсценируют, как начиналось обучение).
А было это так. Не просто посылали в школу, а соблюдали определенный обычай. Все семейство отправлялось с утра в церковь, где служили молебен, спрашивая благословение на отрока (ребенка). Учитель являлся в назначенное время в дом родителей, где его встречали с почетом и ласковым словом, сажали в передний угол с поклонами. Тут, держа сына за руку, отец передавал его учителю с просьбами научить уму-разуму и за леность угощать побоями. Отец, положив на скамью возле учителя плетку, почтительно отходил в сторону. Потому что учение всегда сопровождалось вколачиванием наук розгами. Мать, стоя у двери, должна была плакать, иначе худая молва о ее бездушии пронеслась бы по всей деревне. Ученик, приближаясь к учителю, обязан был сотворить ему три земных поклона. После чего учитель ударял осторожно своего ученика по спине три раза плеткой. Потом вступала в «игру» мать. Усаживалась она за стол вместе с сыном и учителем, а тот доставал букварь. Начиналось ученье, и пока разучивали «аз» — первую букву алфавита,- матушка, причитая и обливаясь слезами, уговаривала наставника «очень уж сильно сына грамотой не морить». Учитель, якобы вняв мольбам матери, тут же прерывал обучение. На одном азе оканчивалось первое учение. Учителя после трудов угощали и дарили ему подарки. Отец награждал учителя хлебом, мать — собственноручно вышитым полотенцем. Проводы и угощения продолжались до ворот. Провожая учителя, отец низко кланялся, а учитель говорил, чтобы ребенок приходил сам теперь учиться, т.к. способный.
Дети, давайте подумаем, почему обучение грамоте в старину начиналось именно с этого дня? (Ответы детей)
Воспитатель (обобщает ответы детей): Правильно, дети, декабрь — зимний месяц. В поле и в огороде был убран весь урожай, завершены приготовления к зиме. Дети активно помогали родителям в сельскохозяйственном быту. Более удобного времени для овладения знаниями детьми не было. Только в это время отпускали детей учиться, да самых смышленых, любознательных, чтобы от них был толк в доме. Чтобы они смогли научить своих младших братьев и сестер. Ведь лишних средств не было, чтобы научить каждого ребенка грамоте.
- Жесты и мимика
Воспитатель: А теперь идем дальше и выполняем задание 3. Первобытные люди общались с помощью жестов, знаков, мимики и в наше время язык жестов сохранился. Иногда он нам помогает, делает наше общение более выразительным. Давайте выясним, как мы владеем языком жестов.
А теперь все дружно выполняем движения в соответствии с текстом.
Как принято приветствовать друг друга? /Махать рукой/
Как предупредить, что чего-то делать нельзя? /Грозить пальцем/
Как показать, что правильно понимаем друг друга? /Кивать головой/
Как показать, что не знаем чего-то? /Пожать плечами/
Как позвать кого-то? /Машем рукой/
Как одним знаком установить тишину? /Приложить палец к губам и произнести звук сссс/
- Кроссворд
Воспитатель: Рядом с дверью находится задание «Загадочный кроссворд». Я буду загадывать загадки Смоленского края. В цветных клетках по вертикали написано слово — подсказка /загадка/. К этим буквам подбирайте слова-отгадки. Эти предметы нарисованы на листке кроссворда и вписывайте по горизонтали.
Загадки:
- Лежит волчок смоленый бочок. /Заслонка/
- Сквозь потолок мужик шубу проволок. /Труба
- Красненький петушок по жердочке скачет. /Огонь/
- Плывут щучки морды в кучки, а хвосты врозь. /Лавки/
- Сидит старичок у него красный колпачок. /Дятел/
- За белыми воротами талалай живет. /Язык/
- Антип низок, на нем сто ризок. /Кочан/
Дети решают кроссворд.
- Пословицы и поговорки
Воспитатель: В старину, дети, грамотный человек был редкостью. Люди, которые знали грамоту, были уважаемы, к ним относились почтительно. Все люди могли разговаривать, а вот читать и писать даже не все взрослые могли. Они не знали букв, а поэтому не могли писать, они передавали из уст в уста то, что сочиняли самые талантливые из них. В древние времена губы называли устами. Простой человек сложил об учении, грамоте много пословиц и поговорок, которые дошли до нас. Мы их используем в наше время и учимся на них.
Ребята, а кто знает пословицы про ум, знания?
- Корень ученья горек, а плод его сладок.
- Ученье свет, а неученее тьма.
- Век живи — век учись.
- Ум хорошо, два лучше.
- Грамоте учиться — всегда пригодится.
- Тяжело в ученье – легко в бою.
- Кто грамоте горазд — тому не пропасть.
- Грамота не болезнь — годы не уносит.
- Красна птица перьям, а человек ученьем.
- Ученье в счастье украшает, а в несчастье утешает.
- Умная голова сто голов кормит, а худая и себя не прокормит.
Молодцы, ребята, много пословиц и поговорок вспомнили.
А смысл этих пословиц ребята смогут объяснить? (Объясняют смысл 2-3 пословиц.)
- Рефлексия
Воспитатель: Вот и закончилась наша встреча. Что вам понравилось? Какие задания показались вам интересными? Какое задание было самым трудным? Теперь, ребята, вы запомните этот день и то, почему так важно быть грамотным.
На столе цветочки синие и красные. Возьмите красный цветок, если вам было интересно и узнали новое для себя. Возьмите синий цветок, если было скучно вам, и вы остались равнодушны.
Дорогие ребята! Вот вы и ответили на все мои вопросы, выполнили все мои задания. Порадовали вы меня, хорошие знания показали и воспитатели ваши молодцы. Я угощаю вас печеньем «Алфавит». Здесь вы найдете все буквы алфавита. Изучайте их. Желаю успехов!