Исследовательская деятельность с детьми старшей группы с ТНР по теме «Вода»

 Консультация для педагогов

«Исследовательская деятельность с детьми  старшей группы с ТНР по теме  «Вода»

Горбач Светлана Борисовна,

воспитатель  МБДОУ «Детский сад №10»,

г. Кировск Мурманской обл.

Цель: повышение профессиональной компетенции педагогов в вопросах организации познавательно-исследовательской деятельности с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи.

Задачи:

1. Познакомить педагогов с актуальностью данной темы и теоретическими аспектами работы в данном направлении.

2. Организовать практическую работу с педагогами по познавательно-исследовательской деятельности, с целью ознакомления их с особенностями организации данной работы с детьми, имеющими ТНР.

3. Познакомить педагогов с методическими рекомендациями, направленными на организацию познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими ТНР.

Ход мероприятия:

Воспитатель: Добрый день, уважаемые коллеги. Рада представить вашему вниманию свою работу. В ходе, которой я вас познакомлю с   организацией опытно – экспериментальной, исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР на тему «Вода». В начале своего выступления хочу рассказать о детях с ТНР. 

Дети с тяжёлым нарушением речи отличаются от других детей наличием ряда психологических особенностей, которые вызваны у них речевыми дефектами. У таких детей присутствуют разные нарушения:

  • Несформированность фонематической системы языка, что в дальнейшем будут трудности в овладении чтением и письмом;
  • Нарушение слухового восприятия. Такие проблемы проявляют себя при ринолалии, дизартрии, наиболее грубые нарушения встречаются при сенсорной алалии. В особо тяжёлых случаях ребёнок не понимает обращённую речь к нему, не реагирует на имя и т.д.;
  • Недостаточное развитие зрительного восприятия у детей с ТНР отстаёт от нормы. Дети испытывают сложности с узнаванием схожих графических букв, которые изображают пунктирно и т.д.;
  • Наблюдается нарушение пространственных представлений. У детей нарушено понимание таких понятий, как «справа», «слева», «спереди», «сзади».
  • Имеются проблемы с памятью. Расстройство памяти встречается в разных проявлениях, в зависимости от конкретного расстройства у ребёнка.
  • Нарушено внимание. Оно характеризуется трудностью переключения, неустойчивостью и т.д.

Дети с тяжёлыми нарушениями речи при общении со сверстниками и воспитателями сами осознают, что имеют проблемы с речью, поэтому они стараются избегать коммуникации, могут быть застенчивы, замкнуты и малоподвижны.     Таких детей на занятии необходимо заинтересовывать, чтобы они проявляли желание работать на занятиях.

Опытно — экспериментальная работа вызывает интерес ребёнка к окружающему миру. Когда дети самостоятельно проводят опыты и эксперименты, то лучше усваивается, активируется восприятие учебного материала. Развиваются мыслительные операции, стимулируется познавательная активность и любознательность.

При проведении опытно – экспериментальной, исследовательской деятельности ребёнок сам принимает участие в процессе, а не наблюдает со стороны. Проводить опытно – экспериментальную, исследовательскую деятельности с детьми с тяжёлыми нарушениями речи очень важно, так как происходит компенсация речевой нагрузки.  Ребёнок может взаимодействовать на уровне пяти чувств, что благотворно сказывается на общем педагогическом процессе.

Когда проводят опытно – экспериментальную, исследовательскую деятельности, то необходимо обращать внимание на некоторые особенности у таких детей.

На своих занятиях я использую опытно – экспериментальную, исследовательскую деятельности, так как с помощью их ребёнок познаёт информацию, при этом не имеет чувства страха, что он где-то допустит ошибку.   А это, в свою очередь, влияет на психологический фон всего занятия. На таком занятии ребёнок не испытывает тревогу, страх, а наоборот он увлечён и заинтересован. Дети с большим удовольствием любят проводить опыты и экспериментировать, что даёт им возможность почувствовать себя в роли учёного, исследователя.

Сегодня я хочу привести примеры некоторых игр и опытов, которые я использую на своих занятиях. Тема занятия будет «Вода».

Вода является волшебницей, которая способна совершать много чудес. С водой мы встречаемся повсюду, мы её пьём, мы используем её для приготовления пищи, умываемся, купаемся, пьём. Но чтобы изучить ребёнку самостоятельно, без помощи взрослого будет не под силу. Мы привыкли, что дети воспринимают в основном информацию через глаза и уши. А вот если задуматься и сделать так, чтобы ребёнок не только услышал и увидел, а лично провёл опыты, эксперименты или всё обыграл в игре, то результат был бы выше. И благодаря этому методу у ребёнка бы был восторг и удивление, что даёт эффективное запоминание информации.  Хочу отметить еще один важный аспект. В группе с детьми с ТНР согласно ФАОП ДО коррекционная направленность работы по формированию целостной картины мира, расширению кругозора предполагает создание предпосылок для развития элементарных естественнонаучных представлений:

1) формировать у обучающихся комплексный алгоритм обследования объектов (зрительно-тактильно-слуховой ориентировки) для выделения максимального количества свойств объекта;

2) организовывать наблюдения за различными состояниями природы и ее изменениями с привлечением внимания обучающихся к различению природных звуков (гром, шум ветра, шуршание насекомых), к изменению световой освещенности дня (во время грозы), к различению голосов животных и птиц;

3) формировать связи между образом объекта и обозначающим его словом, правильное его понимание и использование (трещит, поскрипывает), особенно у обучающихся с недостатками зрительного восприятия и слухового внимания; лексико-грамматическим недоразвитием;

4) обучать обучающихся на основе собственных знаний и представлений умению составлять рассказы и описывать свои впечатления, используя вербальные и невербальные средства (с опорой на схемы);

5) использовать оптические, световые, звуковые и прочие технические средства, и приспособления, усиливающие и повышающие эффективность восприятия;

6) организовывать опытно-экспериментальную деятельность для понимания некоторых явлений и свойств предметов и материалов, для развития логического мышления (тает — не тает, тонет — не тонет).

Например, часто использую следующие игры:

1)Игра «Поймай капельку»

Цель игры: укрепление знаний о воде и её связи с окружающим миром.

Воспитатель подготавливает карточки в виде капелек, на которых изображены объекты, которые связаны с водой (например, пляж, дождь, озеро, река и т.д.) Затем он показывает картинки, а дети должны внимательно посмотреть и решить, относятся ли эти объекты к воде или нет. Если относятся, то хлопают в ладоши, если нет, то топают ногами.

2)Игра «Водный оркестр»

Цель игры: стимуляция творческого мышления и воображения.

Воспитатель подготавливает музыкальные инструменты и раздаёт каждому ребёнку по одному инструменту (например, барабан, маракасы, ксилофон, колокольчик и т.д.) Дети должны с помощью музыкальных инструментов воссоздать звуки, которые можно услышать в море, океане, нежное журчание ручья (например, шум волн, звук дельфинов, пение птиц) 

3) Игра «Весёлая рыбалка»

Цель игры: развитие внимания, логического мышления и мелкой моторики рук.

 Воспитатель использует игровую рыбалку (рыбок и удочку). На полу раскладывает магнитных рыбок, на каждой прикреплены буквы или цифры. Дети ловят с помощью удочки рыбок и называют цифры или буквы, которые они поймали.

Особенно часто использую словесные игры, чтобы научить детей описывать предметы, свойства предметов, а также развивать у детей речевую активность, быстроту мышления.  (Например, «Какая водичка», «Водичка наша помощница», «Что такое хорошо? Что такое плохо?» и т.д.)

 Также хочу привести примеры некоторых опытов, которые использую на своих занятиях.  

Опыты:

Опыт №1 «Цветные льдинки»

Заранее замораживаются цветные льдинки. На столах у детей стоят стаканы с растительным маслом. Необходимо положить цветные льдинки в данный стакан. Дальше надо наблюдать, как они будут плавать в масле, а когда будут таять, вода будет опускаться на дно стакана. С помощью этого опыта дети делают вывод, что вода тяжелее масла.

Опыт №2 «Радуга в стакане»

Берётся пять стаканов, выставляются в ряд. В каждый из стаканов добавляем разное количество сахара: в первый стакан – 1 столовая ложка сахара, во второй – 2 столовых ложки сахара, в третий – 3 столовых ложки сахара, в четвёртый – 4 столовых ложки сахара. Затем в четыре стакана наливают по 3 столовые ложки тёплой воды, перемешивают. Пятый стакан оставляют пустым. (Сахар растает в первых двух стаканах, а в остальных не растает) Потом при помощи чайной ложки в каждый стакан надо добавить краску и перемешать. В первый стакан – красную, во второй – жёлтую, в третий – зелёную, в четвёртый – синего цвета. Дальше в пятый пустой стакан с помощью шприца без иглы начинаем добавлять содержимое 4 –х стаканов. Начинают с четвёртого стакана, где сахара больше. Дальше по порядку в обратном отсчёте. Далее наблюдаем и видим, что в стакане образуется четыре разноцветных слоя –самый нижний синий, затем зелёный, жёлтый и красный. Они не смешиваются. Получается полосатое «желе» яркого цвета.

Сегодня я хочу показать два любимых опыта детей. А главное, вы поучаствуете в них. Перед проведением опытов каждый раз вспоминаем и проговариваем правила поведения, представляя, что мы находимся в лаборатории. Представьте, что вы дети. Сегодня мы будем проговаривать правила с вами.

  1. Нельзя шуметь, так как мы можем помешать другим.
  2. Аккуратно обращаться с посудой, которую используют для проведения опытов, так как она может быть сделана из стекла. Если стеклянная посуда разобьётся, то мы можем порезаться стеклом.
  3. Слушать воспитателя внимательно.
  4. Внимательно следить за проведением опыта, особенно за его результатом.
  5. По завершению наблюдения необходимо сделать вывод.

Опыт № 1 «Дождевые облака»

Для опыта нам с вами понадобится: вода, пена для бритья, пипетка и пищевые красители. С помощью данного эксперимента мы с вами узнаем, как устроены облака и как появляется дождь. Берём воду, добавляем в неё пену, чтобы получились облака. (Не очень плотно) На этом примере показываю, что прозрачная вода – это атмосфера (газовая оболочка нашей планеты). Обращаем внимание на свои стаканы, которые стоят на столах. На самом деле облако –это большое скопление мелких капель воды. Можно сказать, это пар, собранный в кучу, а пена –это облако! С помощью пипетки набираем синюю воду в стаканчике и капаем на облака, наблюдаем, что у нас происходит? 

Благодаря этому опыту мы можем показать и рассказать детям, как мелкие капельки воды, собранные в облака, остывают, становятся тяжёлые и падают на землю. Идёт дождь! Дождь – это вода, которая выпадает из облаков на землю.

Опыт № 1 «Дождевые облака» имеет следующие преимущества для детей с тяжелыми нарушениями речи:

1. Визуальное представление: данный опыт позволяет детям визуально увидеть, как формируются облака и как появляется дождь. Визуальные материалы важны для детей с нарушениями речи, так как они способствуют лучшему пониманию и запоминанию информации.

2. Развитие моторики: дети могут активно участвовать в опыте, добавляя пену в воду и капая краситель. Это развивает их моторику и координацию движений.

3. Развитие речи: опыт позволяет детям видеть и слышать новые слова и понятия, такие как «атмосфера», «облако», «дождь». Они могут повторять эти слова и использовать их в своей речи, что способствует развитию словарного запаса.

4. Простота и доступность: опыт не требует сложного оборудования и материалов, поэтому его можно проводить даже дома или в небольших группах детей. Это делает его доступным для всех детей с тяжелыми нарушениями речи.

5. Познавательный интерес: опыт позволяет детям узнать и понять, как устроены облака и почему происходит дождь. Интерес к науке и познавательной деятельности помогает детям активно учиться и развиваться.

Таким образом, опыт № 1 «дождевые облака» имеет множество преимуществ для детей с тяжелыми нарушениями речи, таких как визуальное представление, развитие моторики, развитие речи, доступность и познавательный интерес.

Опыт №2 «Послушная водичка»

Нам понадобится: две стеклянные банки, наполненные водой наполовину, шесть камешков, пластина из оргстекла, поролоновая губка, лист бумаги, карандаши.

Необходимо осторожно опустить в банку камешки. Что вы видите? (вода поднимается вверх, увеличивается в объёме) а теперь надо опустить в банку с водой поролоновую губку. Дать полежать минуты 2. Достаём из воды, что вы видите? (Вода впиталась в губку – банка стала пустой) Отожмите воду из губки в банку и положите влажную губку на пластину. Что вы видите? (вода стекает) Давайте сделаем вывод: Объём воды увеличивается в результате погружения в неё другого тела; вода может впитываться в другие тела и вытекать из них.) Сделайте зарисовки.

Благодаря проведению таких интересных экспериментов дети получают массу положительных эмоций, учатся наблюдать, анализировать, делать выводы, высказывать свою точку мнения. Так давайте сделаем всё возможное, чтобы заинтересовать детей, пробудить интерес к дальнейшей учёбе.

Уважаемые коллеги, на этом я хочу закончить свое выступление, но мне важна обратная связь от Вас. Поэтому у меня есть такой дневник, где я прописала параметры-вопросы рефлексии: оценка содержания, оценка методов взаимодействия, оценка деятельности педагога, оценка своей деятельности. Прошу Вас поставить оценку по пятибалльной шкале по каждому параметру. Обратите внимание, оценку ставите вы и себе и мне!

Спасибо за внимание!

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.