
Одним из актуальных направлений взаимодействия с дошкольниками является исследовательская деятельность. В соответствии с задачами образовательной области «Познавательное развитие» педагог должен формировать первичные представления о свойствах и отношениях объектов окружающего мира:
— форме, цвете, размере, материале;
— звучании, ритме, темпе;
— количестве, числе, части и целом;
— пространстве и времени, движении и покое;
— причинах и следствиях и др
На сайте «Детство-гид» есть интересные варианты практической исследовательской деятельности с воспитанниками. Вот ссылка на них: http://detstvogid.ru/category/prakticheskie-materialyi/issledovatelskaya-deyatelnost
Кроме тех экспериментов, которые раскрыты в практических материалах педагогов, с детьми рекомендуется проводить следующие исследовательские действия:
1. Выявлять, описывать и сравнивать реальные объекты по признакам, их характеризующим (в форме высказываний или действий с предметами).
Примерные задания и вопросы педагога: отдели пустые коробочки от полных; докажи, чей карандаш длиннее, чей мешок тяжелее (используя слова: длиннее, короче, больше, меньше, такой же, тяжелее; легче, пустой, полный).
2. Устанавливать временные отношения: сначала, потом, до, после, раньше, позже, во время (сна, обеда, занятий) в устной форме или в форме рисунка.
Примерные задания и вопросы педагога: изобрази то, что было вчера, и что может случиться завтра; объясни, что было сначала, а что потом.
3. На основе сопоставления с реальными объектами сравнивать различные геометрические формы.
Примерные задания и вопросы педагога: Покатятся ли объекты/формы или же загромоздят дорогу? На что это больше похоже – на шкаф или мячик?
4. Не называя геометрические формы (кубы, параллелепипеды, многогранники, шары, цилиндры), группировать их по ряду признаков.
Примерные задания и вопросы педагога: Какие предметы по размерам и объему (большой/маленький, высокий/низкий)? Какой предмет (объект) занимает много/мало места и т.п.). Какой предмет по форме (круглый, с углами, «острый»)?
5. Устанавливать и моделировать пространственные отношения (выше, ниже, сбоку, справа, слева, рядом с, перед, за/сзади, между и т.п.) в устной форме при описании положения какого-либо объекта относительно заданного или в виде практических действий.
Примерные задания и вопросы педагога: Встань рядом с Петей, встань сбоку от Коли. Маша, встань пред Олей и слева от Ани.
6. Описывать направления движения (вверх/вниз, сверху вниз, снизу вверх, слева-направо, справа-налево) и выполнять указания педагога или простой схемы.
Примерные задания и вопросы педагога: Дойди до домика лисички: сначала найди грибочек, затем иди на солнышко. Проводи кошку по схеме.
7. Группировать и сортировать реальные предметы и пояснять, каким образом разложили предметы на группы и по какому признаку.
Примерные задания и вопросы педагога: Разложите предметы по кучкам: монетки, камушки, крышки отдельно от бутылок с водой, орехов и т.п.
8. Читать простую пиктограмму и сравнивать представленные на ней данные.
Примерные задания и вопросы педагога: У кого больше всех грибов? У кого меньше всех? У кого поровну? У кого больше – у Пети или Маши? Насколько больше?
9. Участвовать в обсуждении проблем того, что может случиться, не может случиться никогда или случится обязательно.
Примерные задания и вопросы педагога: Пройдет ли слон через нашу дверь? А мышка? Будет ли сегодня дождь? А снег?
Уважаемые педагоги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в комментарии. Обязательно помогу.
Головина Бэла Геннадьевна, администратор сайта.
Здравствуйте Бэла Геннадьевна! Данное направление работы можно назвать технологией экспериментирования? Не могу разобраться, что есть технология экспериментирования((((
Наталья, нет, я написала о формах и методах работы. Если коротко, то в технологии должна быть показана вся цепочка: цель, задачи, формы и методы работы, результат.
Добрый день, Бэлла Геннадьевна! Помогите пожалуйста, застряла на 2 параграфе, тема параграфа: «Психолого-педагогические подходы, заявленные в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в отношении формирования математических представлений дошкольников»
Альфия, не совсем понимаю, откуда Вы это взяли. Это по аттестации? Дело в том, что в каждом регионе разные задания и требования по аттестации. Объясните, пожалуйста, или скиньте ссылку. Попробую разобраться. Ведь во ФГОС конкретно по псих-пед подходам к ФЭМП ничего нет.
Добрый вечер. Я пишу диссертацию на тему:»Формирование математических представлений у детей младшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО», и там у меня тема 2 параграфа звучит именно так:«Психолого-педагогические подходы, заявленные в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в отношении формирования математических представлений дошкольников»
Чтобы не написала, руководителя не устраивает, уже незнаю что писать. Она говорит процитировать ФГОС ДО пп.1.2,1.3,1.4,1.5,1.6 и по требованиям и написать свои рассуждения, а у меня в голове какая-то пустота
Альфия, теперь понятно. Вы должны применить общие принципы и идеи ФГОС по отношению к ФЭМП. Тогда предлагаю вот что: посмотрите пояснительные записки к примерным ООП «Развитие», «Истоки», «От рождения до школы» и др. (программы можно посмотреть на сайте ФИРО – федерального института развития образования). Там как раз о псих-пед подходах и принципах на основании ФГОС ДО. Очень понятно и четко, Вам подойдет.
Спасибо, посмотрю
Белла Геннадьевна! Помогите пожалуйста составить план доклада по теме «Методика организации познавательной деятельности с исследовательской направленностью при работе с детьми дошкольного возраста»
Любовь, план может быть такой:
1. Актуальность темы. 2. Цель, задачи. 3. Создание условий. 4. Формы, методы. 5. Результат
Спасибо за помощь!