Исследовательская деятельность с дошкольниками

эксперименты

Одним из актуальных направлений взаимодействия с дошкольниками является исследовательская деятельность. В соответствии с задачами образовательной области «Познавательное развитие» педагог должен формировать первичные представления о свойствах и отношениях объектов окружающего мира:

 — форме, цвете, размере, материале;

— звучании, ритме, темпе;

— количестве, числе, части и целом;

— пространстве и времени, движении и покое;

— причинах и следствиях и др

На сайте «Детство-гид» есть интересные варианты практической исследовательской деятельности  с воспитанниками. Вот ссылка на них: http://detstvogid.ru/category/prakticheskie-materialyi/issledovatelskaya-deyatelnost

Кроме тех экспериментов, которые раскрыты в практических материалах педагогов, с детьми рекомендуется проводить следующие исследовательские действия:

1. Выявлять, описывать и сравнивать реальные объекты по признакам, их характеризующим (в форме высказываний или действий с предметами).

Примерные задания и вопросы педагога: отдели пустые коробочки от полных; докажи, чей карандаш длиннее, чей мешок тяжелее (используя слова: длиннее, короче, больше, меньше, такой же, тяжелее; легче, пустой, полный).

2. Устанавливать временные отношения: сначала, потом, до, после, раньше, позже, во время (сна, обеда, занятий) в устной форме или в форме рисунка.

Примерные задания и вопросы педагога: изобрази то, что было вчера, и что может случиться завтра; объясни, что было сначала, а что потом.

3. На основе сопоставления с реальными объектами сравнивать различные геометрические формы.

Примерные задания и вопросы педагога: Покатятся ли объекты/формы или же загромоздят дорогу? На что это больше похоже – на шкаф или мячик?

4. Не называя геометрические формы (кубы, параллелепипеды, многогранники, шары, цилиндры), группировать их по ряду признаков.

Примерные задания и вопросы педагога: Какие предметы по размерам и объему (большой/маленький, высокий/низкий)? Какой предмет (объект) занимает много/мало места и т.п.). Какой предмет по форме (круглый, с углами, «острый»)?

5. Устанавливать и моделировать пространственные отношения (выше, ниже, сбоку, справа, слева, рядом с, перед, за/сзади, между и т.п.) в устной форме при описании положения какого-либо объекта относительно заданного или в виде практических действий.

Примерные задания и вопросы педагога: Встань рядом с Петей, встань сбоку от Коли. Маша, встань пред Олей и слева от Ани.

6. Описывать направления движения (вверх/вниз, сверху вниз, снизу вверх, слева-направо, справа-налево) и выполнять указания педагога или простой схемы.

Примерные задания и вопросы педагога: Дойди до домика лисички: сначала найди грибочек, затем иди на солнышко. Проводи кошку по схеме.

7. Группировать и сортировать реальные предметы и пояснять, каким образом разложили предметы на группы и по какому признаку.

Примерные задания и вопросы педагога: Разложите предметы по кучкам: монетки, камушки, крышки отдельно  от бутылок с водой, орехов и т.п.

8. Читать простую пиктограмму и сравнивать представленные на ней данные.

Примерные задания и вопросы педагога: У кого больше всех грибов? У кого меньше всех? У кого поровну? У кого больше – у Пети или Маши? Насколько больше?

9. Участвовать в обсуждении проблем того, что может случиться, не может случиться никогда или случится обязательно.

Примерные задания и вопросы педагога: Пройдет ли слон через нашу дверь? А мышка? Будет ли сегодня дождь? А снег?

Уважаемые педагоги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в комментарии. Обязательно помогу.

Головина Бэла Геннадьевна, администратор сайта.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

7 комментариев к записи “Исследовательская деятельность с дошкольниками”

  1. Наталья:

    Здравствуйте Бэла Геннадьевна! Данное направление работы можно назвать технологией экспериментирования? Не могу разобраться, что есть технология экспериментирования((((

    • admin:

      Наталья, нет, я написала о формах и методах работы. Если коротко, то в технологии должна быть показана вся цепочка: цель, задачи, формы и методы работы, результат.

  2. Альфия:

    Добрый день, Бэлла Геннадьевна! Помогите пожалуйста, застряла на 2 параграфе, тема параграфа: «Психолого-педагогические подходы, заявленные в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в отношении формирования математических представлений дошкольников»

    • admin:

      Альфия, не совсем понимаю, откуда Вы это взяли. Это по аттестации? Дело в том, что в каждом регионе разные задания и требования по аттестации. Объясните, пожалуйста, или скиньте ссылку. Попробую разобраться. Ведь во ФГОС конкретно по псих-пед подходам к ФЭМП ничего нет.

      • Альфия:

        Добрый вечер. Я пишу диссертацию на тему:»Формирование математических представлений у детей младшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО», и там у меня тема 2 параграфа звучит именно так:«Психолого-педагогические подходы, заявленные в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в отношении формирования математических представлений дошкольников»

        Чтобы не написала, руководителя не устраивает, уже незнаю что писать. Она говорит процитировать ФГОС ДО пп.1.2,1.3,1.4,1.5,1.6 и по требованиям и написать свои рассуждения, а у меня в голове какая-то пустота

        • admin:

          Альфия, теперь понятно. Вы должны применить общие принципы и идеи ФГОС по отношению к ФЭМП. Тогда предлагаю вот что: посмотрите пояснительные записки к примерным ООП «Развитие», «Истоки», «От рождения до школы» и др. (программы можно посмотреть на сайте ФИРО – федерального института развития образования). Там как раз о псих-пед подходах и принципах на основании ФГОС ДО. Очень понятно и четко, Вам подойдет.