Деятельность педагога по экологическому воспитанию в летний период

raduga1

В летний период особое внимание следует обратить на непосредственный контакт с природными объектами и практическое взаимодействие с окружающей природной средой.
В процессе такой деятельности:
— формируются основы экологической культуры дошкольников;
— совершенствуются умения и навыки взаимодействия с природой;
— формируется активная жизненная позиция по отношению к природе;
— развивается чувство эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сопричастности.

Материал по экологическому воспитанию может быть распределен как в образовательной области «Познавательное развитие», так и по другим образовательным областям, что будет способствовать формированию у детей целостного восприятия мира.
Для целенаправленной деятельности по экологическому воспитанию должны быть разработаны перспективные тематические планы, включающие в себя серию конкретных педагогических мероприятий для каждой возрастной группы.
В летнее время рекомендуется:
— организовывать выставки природоведческого характера;
— проводить познавательные эксперименты и практикумы;
— собирать природный материал для коллекций, сенсорного обследования и продуктивной деятельности детей;
— устраивать экологические праздники.

Значительной педагогической ценностью в экологическом воспитании являются коллекции, собранные и оформленные руками детей, родителей и педагогов. Коллекции природоведческого характера предназначены для знакомства дошкольников с различными природными объектами, для развития навыков классификации объектов по различным принципам и формирования сенсорных навыков. Коллекционный материал служит и в качестве наглядного материала.

При оформлении коллекций учитываются требования к их созданию:
доступность объектов для сбора. Коллекции включают, прежде всего, те объекты, которые могут собрать сами дошкольники (камни, семена растений, листья, образцы почв, ракушки).
разнообразие. В зоне коллекций представляются объекты как живой, так и неживой природы.
краеведческий аспект. В коллекциях, прежде всего, представлены природные объекты родного края.
природоохранный аспект. Не рекомендуется включать в состав коллекций насекомых, чучела животных и т. п.
безопасность. Любой объект зоны коллекций должен быть безопасным для ребенка, как с точки зрения различных механических повреждений, так и с точки зрения здоровья, (используемые объекты не должны являться аллергенами).

Коллекции будут являться основой для выставок на различные темы: «Богатства родного края», «Растительный и животный мир нашего города», «Минералы нашего края» и др. На выставках также можно представить гербарии, фотографии, художественные произведения, работы детей и педагогов. Выставки служат прекрасной базой для бесед, для экскурсий, которые могут провести не только воспитатели, но и сами воспитанники.

В планировании необходимо предусмотреть время для труда в природе,  выращивания овощных и цветочных культур, а также для наблюдения за ростом и развитием растений, отслеживания взаимосвязи растений с условиями их жизни.

Летом широко применяются игры-путешествия, инсценировки, спектакли на экологическую тему. В данных мероприятиях могут участвовать различные персонажи. Например, Дед из сказки «Репка», Фея Экология, Лесовичок.

Желательно предоставить детям возможность для самостоятельной поисковой деятельности, которая направлена на овладение различными способами получения знаний (экспериментирование, личный опыт и другие).
В процессе такой деятельности у дошкольников формируется самостоятельность в суждениях, умение сравнивать полученный результат с предполагаемым и устанавливать взаимосвязи; развиваются навыки продуктивного сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Необходимо формировать у дошкольников и эстетическое отношение к природе. Данную задачу можно решить:
— в процессе выращивания красивых цветов, при составлении букетов, цветочных аранжировок, композиций из засушенных цветов, трав и листьев для украшения интерьера помещений;
— во время наблюдений на целевых прогулках и экскурсиях;
— при оформлении выставок и коллекцией природоведческого характера.

Таким образом, именно в летний период экологическое воспитание организуется не как набор определенной интеллектуальной информации, а как процесс взаимодействия воспитателя и ребенка на основе совместной (партнерской) творческой деятельности.

Уважаемые педагоги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в комментарии. Обязательно помогу.
Головина Бэла Геннадьевна, администратор сайта.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.