Обеспечение психологической безопасности детей раннего возраста в период адаптации

ран

Воспитателям групп раннего возраста хорошо известно, что самый сложный период в работе педагога – это период адаптации малышей к условиям ДОУ. В это время очень важно обеспечить психологическую безопасность и эмоциональное благополучие воспитанников.

Психологическая безопасность является одним из современных требований, которые предъявляются к организации образовательного процесса, а также одним из показателей качества образования.

Задача этого направления — обеспечение безопасных и психологически комфортных условий для каждого ребенка.

В качестве показателей психологической безопасности маленького ребенка можно рассматривать его высокую приспособляемость в природной и социальной среде, а также сохранность привычного позитивного самочувствия.

Чтобы достичь таких результатов, педагог должен выработать и применять  систему наиболее эффективных игровых методов, которые заключаются в последовательном моделировании приемлемых форм поведения и установлении с малышом теплых, дружеских взаимоотношений.

Что нужно учитывать?

1.  В раннем возрасте формируются важнейшие, с точки зрения полноценного психического развития ребенка, моменты:

  • становление привязанностей;
  • положительные самоощущения;
  • уверенность в себе;
  • доверие к другим людям;
  • развитие инициативности и любознательности.
  1. Ведущий принцип работы педагога — индивидуализация подхода к воспитанию, обучению и развитию ребенка:
  • учет темперамента;
  • учет индивидуальных особенностей, вкусов и предпочтений.

Что нужно знать?

1. В соответствии с ФГОС ДО, основными видами деятельности для детей раннего возраста (1 год — 3 года) являются: предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность.

2. Непосредственно образовательная деятельность в начале года (сентябрь – ноябрь) по сравнению с последующими периодами имеет особенности:

— более медленный темп;

— несложность игровых действий;

— более легкие по звуковому оформлению и составу слова и фразы, предлагаемые детям для проговаривания;

— преобладание заданий на закрепление и повторение знакомого материала.

Если педагога не удовлетворяет степень активности детей или продуктивность их деятельности, НОД целесообразно повторить целиком или частично.

3. Степень участия детей во время НОД может быть разная: от наблюдения за действиями педагога до совместно-разделенных и самостоятельных действий.

Что нужно делать?

1. Продумывать гибкие и интересные виды деятельности для каждого ребенка, внимательно наблюдать за ним, при необходимости заменять или адаптировать материалы и задания, создавать условия для развития переживания успеха в деятельности.

2. Разработать и активно внедрять цикл игровых занятий, направленных на развитие эмоционального мира малыша. Включать различные игры: коммуникативные, жестово-двигательные, логоритмические, пальчиковые, подвижные, хороводные, с водой и песком, игры на подражание и другие.

3. Предлагать различные виды игровой деятельности, которые последовательно сменяют друг друга, и организованы таким образом, чтобы избежать возникновения переутомления у детей.

Таким образом, разработка модели игровой поддержки и организация индивидуального психолого-педагогического сопровождения ребенка будет способствовать его психологической безопасности.

Уважаемые педагоги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в комментарии. Обязательно помогу.
Головина Бэла Геннадьевна, администратор сайта.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.