Кто лучше знает сказки К.И. Чуковского

Литературная викторина

«Кто лучше знает сказки К.И. Чуковского»

для детей средней группы

Авраменко Татьяна Петровна,

Родионова Жанна Викторовна,

                                                                       воспитатели МБДОУ № 48,

г. Апатиты Мурманской обл.

 

АйболитЗадачи:

  • Расширить знания детей о творчестве, о прочитанных произведениях К. И. Чуковского;
  • Формировать социально-коммуникативные навыки за счёт умения работать в команде;
  • Развивать память, мышление, творческое воображение;
  • Воспитывать уважение и любовь к сказкам;
  • Воспитывать веру в добро, дружбу и любовь, в торжестве над злом.

 Материалы и оборудование: портрет К. И Чуковского и книги; телефон, сова, кит, улыбка; дерево (чулки и башмаки); ромашка (на лепестках которой написаны отрывки из произведении); пальма; язычки огня; 2 корзины с вещами (телефон, воздушный шарик, мыло, блюдце, термометр, сито, перчатки, монета, мочалка, Айболит); сладкие призы; фишки за правильный ответ; медали «знаток сказок»; музыкальное сопровождение.

 Организационный момент: участие в викторине принимают 2 команды. Каждая команда за правильный ответ получает фишку. Командам вручаются медали «знаток сказок». Всем участникам викторины сладкий приз.

Ход мероприятия:

Ведущий: Здравствуйте, мальчишки и девчонки! Сегодня мы вспомним одного известного писателя, автора многих детских сказок. Посмотрите на портрет, кто узнал его и может назвать имя. Конечно, это Корней Иванович Чуковский. Он родился очень давно и сначала писал для взрослых, но, когда его маленький сын заболел, плакал, капризничал, надо было его развеселить. Корней Иванович стал рассказывать ему весёлую историю:
«Жил да был крокодил, он по улицам ходил…» (К. И.Чуковский) — это была самая первая книга писателя. А теперь посмотрите сюда. Как много собрано книг Чуковского и вы все их, конечно знаете (обращает  внимание на выставку книг, рядом  «сидит» Сова).

Ведущий: Ой, кто это? Да это самая мудрая Сова на свете, она всё знает и может ответить на любой вопрос (раздаётся телефонный звонок).
Сова: Кто говорит? Слон? Откуда? От верблюда? Что вам надо? Шоколада?
Ошиблись! Это детский сад «Ивушка»! (снова раздаётся звонок).

Сова: Кто говорит? Кто пропал? Айболит?
Не может быть, у нас ничего не пропадает!  Правда, ребята? Давайте проверим (листают книгу  и находят, что Айболит пропал).

Сова: Ох! Ох! Ох! Исчез! Это проделки Бармалея! Нужно отправляться на поиски Айболита в Африку. А вы со мной пойдёте на поиски Айболита? (да). А что это за страна, кто знает?  (в этой стране живут все сказки К.И.  Чуковского). А как же нам туда добраться? Я знаю, мы поедем на велосипеде! Усаживайтесь удобно, отправляемся. Поехали!

Физкультминутка «Ехали медведи на велосипеде»

(медленно-побыстрее-очень быстро).

Ведущий: Приехали! А что это такое?

«Чудо дерево растёт!
Ни листочка на нём!
Ни цветочка на нём!
А чулки, да башмаки,
Словно яблоки!» (К. И. Чуковский).

Первый тур:

  Проводится игра «Доскажи словечко»

(с дерева снимают чулки и башмаки, на которых с обратной стороны написаны отрывки из сказок):

  • «Ох, нелегкая эта работа…» (из болота тащить бегемота)
  • «Всех излечит, исцелит…» (Добрый доктор Айболит)
  • «Ехали медведи на велосипеде…» (а за ними кот задом наперед)
  • «И сейчас же брюки, брюки…. » (так и прыгнули мне в руки)
  • «Только заинька был паинька….» (не мяукал и не хрюкал, под капустою лежал, по-заячьи лопотал и зверюшек неразумных уговаривал)
  • «Скачет сито по полям…» (а корыто по лугам)
  • «А лисички взяли спички, к морю синему пошли… (море синее зажгли…)
  • «Загляни-ка ты в кадушку и увидишь…» (там лягушку)
    Ведущий: Посмотрите! Море загорелось! Побежали скорей! Дуйте, дуйте на огонь! Сильнее дуйте! (разбросать «язычки пламени» на полу)

Дыхательная гимнастика «Горящее море»

(малыш стоит или сидит, делает глубокий вдох носом, затем — длинный выдох, как будто хочет потушить огонь)

Ведущий: Постойте! Так огонь только разгорается!

«Море пламенем горит,

Выбежал из моря Кит!

Эй, пожарные, бегите!

Помогите, помогите!» (К. И.Чуковский)

 (давайте скорей соберём все огоньки вместе и потушим)

 Ведущий: Молодцы, ребята! Но мы забыли наше главное задание. Куда же мы спешим? Правильно! Искать Айболита! Но, я, что то устала! А вы? Не хотите немножко отдохнуть? (дети садятся на  полянку).

Второй тур:

Проводится игра «Ромашка»

(ребёнок подходит к ромашке, берёт лепесток и передает воспитателю, ведущий читает текст, а ребёнок сам отгадывает название сказки).

  • В каком произведении посуда перевоспитала свою хозяйку? («Федорино горе»)
  • Какой герой был страшным злодеем, а потом перевоспитался? («Бармалей»)
  • В какой сказке был не умытый поросенок, но потом стал чистым? («Мойдодыр»)
  • В какой сказке прославляют воробья? («Тараканище»)
  • Что просили животные в стихотворении — сказке «Телефон»: (Слон — шоколад, Газели — карусели, Мартышки — книжки, Крокодил — калоши)
  • В каких сказках героем является крокодил? («Путаница», «Тараканище», «Мойдодыр», «Телефон», «Бармалей», «Краденое солнце», «Крокодил»)

Ведущий: А это что за улыбка такая? (на пальме большое изображение улыбки). Наверное, не совсем злой Бармалей! А ещё и шутник!

Третий тур:

Игра чему радовались персонажи  К.И.Чуковского

  • «То-то рада, то-то рада
    Вся звериная семья,
    Прославляют, поздравляют
    Удалого Воробья!» (воробей съел таракана в сказке «Тараканище»)
  • «Тут Великий Умывальник,
    Знаменитый Мойдодыр,
    Умывальников Начальник
    И мочалок Командир,
    Подбежал ко мне, танцуя,
    И, целуя, говорил…» (грязнуля умылся и стал чистюлей в сказке «Мойдодыр»)
  • «И обрадовались блюдца:
    Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!
    И танцуют и смеются:
    Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!» (Федора вычистила посуду в сказке «Федорино горе»)
  • «И акула Каракула
    Правым глазом подмигнула
    И хохочет, и хохочет,
    Будто кто ее щекочет». (Доктор Айболит вылечил всех животных в сказке «Айболит»)
  • «Прибегали светляки,

Зажигали огоньки –

То – то стало весело
То – то хорошо!
Эй, сороконожки,
Бегите по дорожке,
Зовите музыкантов,
Будем танцевать!

Музыканты прибежали ,
В барабаны застучали…» (Победе над Пауком. «Муха-цокотуха»)

  • «Стали пташки щебетать,

За букашками летать.
Стали зайки на лужайке
Кувыркаться и скакать.
И глядите: медвежата,
Как веселые котята,
Прямо к дедушке мохнатому,
Толстопятые, бегут…» (Освобождению солнышка. «Краденое солнце»)

Ведущий: Ребята, смотрите корзинка? (ведущий вместе с детьми подходит к корзинке, в которой лежат потерянные вещи). Ребята, посмотрите! Неужели мы нашли Доктора Айболита!? Что это?

Четвёртый тур:

Игра «Корзинка с потерянными вещами»

(в корзинке находятся разные вещи их кто-то потерял, помогите найти их владельца, вспомните сказку и строчки, в которых говорится о предмете)

  • Телефон (У меня зазвонил телефон);
  • Воздушный шарик (Ехали медведи на велосипеде, а за ним комарики на воздушном шарике);
  • Мыло (Вот и мыло подскочило);
  • Блюдце (А за ними блюдца);
  • Сито (Скачет сито по полям);
  • Перчатки (А потом позвонили зайчатки: «Нельзя ли прислать перчатки? »);
  • Монета (Муха по полю пошла, муха денежку нашла);
  • Мочалка (И мочалку словно галку, словно галку проглотил);
  • Термометр (И ставит им градусник);
  • Доктор (Добрый доктор Айболит! )

Игра «Минутка бодрости с Айболитом»

(участники повторяют за ведущим движения, соответствующие строчкам стихотворения)

Нас не надо вам лечить, (шагают друг за другом по кругу)
Добрый доктор Айболит.
Будем бегать и шагать,
Будем силы набирать.
Не болят у нас животики, (поглаживают животики)
Как у бедных бегемотиков.
К солнцу руки мы потянем, (руки тянут вверх)
А потом к траве присядем. (приседают)
Как орлы летим, парим, («машут» руками)
Во все стороны глядим,
Где же Африка — страна? («глядят» из-под руки)
Может, помощь там нужна?
Вместе с Читой мы поскачем,
Как веселый, звонкий мячик.
Дружно к бедным страусятам
По траве пройдут ребята.
Ноги будут поднимать,
По густой траве шагать. (шагают, высоко поднимая колени)
Всем мы помощь оказали,
Сами сильными мы стали. (показывают, какие сильные)
Ведущий: Пришло время нам возвращаться, позовём с собой и Айболита. Усаживайтесь удобнее, поехали!  (включается музыка)

Ведущий: (снова подводит всех к выставке книг) Вам понравилось наше приключение?(да) Посмотрите ещё раз на книги и попробуйте ответить на вопросы.

Пятый тур:

Игра «Четвертый линейный»
(каждая команда на полочке  находит 4-ю лишнюю  сказку)

Ведущий: Молодцы! Всё знаете. С ранних лет сказки  К. И Чуковского приносят всем нам радость. Не только вы, но и ваши родители, ваши дедушки и бабушки не представляют своего детства без «Айболита», «Телефона» и т.д..  Сказки Корнея Ивановича воспитывают драгоценную способность сопереживать, сострадать. Без этой способности человек — не человек. Сказки Чуковского великолепно звучат, развивают нашу речь, обогащают нас новыми словами, формируют чувство юмора, делают нас сильнее и умнее.

Подведение итогов и награждение победителей

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.