Деятельность педагога по образовательной области «Речевое развитие»

mal i dev

В образовательной области «Речевое развитие» достаточно много современных задач: владение речью как средством общения и культуры; развитие речевого творчества; знакомство с книжной культурой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы и др.
Однако, без решения основных традиционных речевых задач невозможно полноценное речевое развитие ребенка.
Основные задачи:
— развитие звуковой культуры речи;
— формирование грамматического строя речи;
— формирование словаря;
— развитие монологической речи.
В соответствии с основными задачами образовательной области «Речевое развитие» предусматривается и определенная деятельность педагога. Рассмотрим это на конкретных примерах.

Задача № 1
Развивать звуковую культуру речи:
— готовить артикуляционный аппарат к правильному произнесению звуков родного языка;
— уточнять и закреплять произнесение всех звуков языка;
— развивать фонематический слух, речевое дыхание, громкость, темп, интонацион-ную выразительность;
— формировать представление о значении терминов «слово», «звук».
— развивать мелкую моторику рук

Деятельность педагога по этому направлению:
1. Организовать целенаправленную работу с детьми по профилактике и коррекции звукопроизношения.
2. Оказывать помощь детям в постановке и коррекции звуков.
3. В повседневной жизни систематически заниматься артикуляционной гимнастикой, использовать игры и игровые упражнения для развития речевого внимания, фонематического слуха (определять на слух наличие того или иного звука в слове), речевого дыхания (посредством игр на поддувание и проговаривание на одном вдохе фраз).
4. Проводить с дошкольниками специальные игровые упражнения, которые способствуют устранению и предупреждению нарушений в звукопроизношении.
5. Применять специальные игровые упражнения для стимулирования фонематического слуха (различие звуков), речевого внимания (умение слушать и слышать), выполнять действия согласно словесной инструкции: «Слушаем звуки улицы», «Кто так кричит?», «Игра в рифмы» (подбор слов, близких по звучанию: лягушка — петрушка — ватрушка).
6. Создавать условия для развития мелкой моторики рук, используя специальные игровые упражнения, занятия по художественному труду, изобразительной и конструктивной деятельности.

Задача № 2
Расширять словарь детей:
— обогащать и активизировать словарный запас детей на основе углубления представлений об окружающей действительности;
— знакомить со словами, обозначающими качества, свойства предметов;
— вырабатывать понимание значений обобщающих слов и умение использовать их в речи;
— формировать умение осуществлять подбор действий к предмету, объекту.

Деятельность педагога по этому направлению:
1. Много рассказывать и показывать детям, читать им художественную литературу. Обращать внимание детей на то, из чего сделаны предметы, какими свойствами они обладают.
2. В повседневной жизни или игровых упражнениях закреплять и расширять употребление обобщающих понятий: овощи, фрукты, посуда, одежда и пр.
3. Расширять и активизировать словарный запас дошкольников в процессе всех видов детской деятельности.
4. Показывать и называть различные качества и свойства предметов.
5. Проводить игровые упражнения на закрепление обобщающих слов, глагольной лексики, осмысленное употребление антонимов.

Задача № 3
Формировать грамматические навыки устной речи:
— упражнять в правильном употреблении предлогов, выражающих пространственные отношения (на, в, за, из, под, между, перед и др.);
— упражнять в образовании имен существительных во множественном числе, роди-тельном падеже множественного числа;
— обучать правильному употреблению существительных, прилагательных во всех падежах единственного и множественного числа;
— формировать умение пользоваться глаголами в повелительном наклонении.

Деятельность педагога по этому направлению:
1. Обращать внимание на правильное употребление предлогов в повседневном общении.
2. Решать проблему употребления предлогов и глаголов в играх и игровых упражнениях, в повседневной жизни, на занятиях.
3. Проводить речевые игры и игровые упражнения.

Задача № 4
Развивать связную речь дошкольников:
— создавать условия для активизации диалогического общения дошкольников;
— знакомить дошкольников с простыми повествовательными и вопросительными предложениями;
— упражнять в умении интонационно отражать цель высказывания;
— создавать в окружении ребенка культурную речевую среду и способствовать активизации детской речи.

Деятельность педагога по этому направлению:
1. Познакомить детей с правилами ведения диалога, используя театрально-игровую деятельность.
2. В процессе различных видов деятельности побуждать детей к высказываниям разного типа (диалогу и монологу).
3. Ввести традицию ежедневного обмена впечатлениями о прожитом дне, где вопросы задает не только взрослый ребенку, но и ребенок взрослому.
4. Обучать ребенка быть вежливым и тактичным при участии в диалоге со взрослыми и детьми.
5. Отрабатывать интонацию повествовательного и вопросительного предложения.
6. Разыгрывать примеры ведения диалога (за столом, в гостях, при разговоре по телефону);
7. Рассматривая с детьми их работы, побуждать к рассказу о созданных ими или воображаемых образах; предметах и явлениях окружающей действительности.

Уважаемые педагоги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в комментарии. Обязательно помогу.
Головина Бэла Геннадьевна, администратор сайта.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

10 комментариев к записи “Деятельность педагога по образовательной области «Речевое развитие»”

  1. Марина Дрелина:

    Бэла Геннадьевна!Не могу найти критерии для информационной карты воспитателя высшей категории ( П. 2.1, 2.2, 2.3, 3.1) Критерии экспертной оценки на сайте Министерства образования нашла. Других критериев сайт не выдает. Спасибо за помощь. Бьюсь как рыба об лед.

  2. Ольга:

    Здравствуйте! Я воспитатель логопедической группы, подскажите какие темы по самообразованию, связанные с речевым развитием можно взять. Книгу вашу купила, очень полезная и нужная! спасибо! Сначало думала о диалогическом общении, но мне кажется она немного сложна для моих детей

    • admin:

      Ольга, спасибо за отзыв о книге, мне очень приятно! Теперь о теме. Мне кажется, что диалогическое общение Вашим деткам подойдет, просто надо брать не технологии. Можно сформулировать так: Развитие диалогического общения у детей логопедической группы в игровой деятельности. (Эта тема попроще). Если не нравится, то можно так: Коррекция речевых нарушений у детей логопедической группы посредством произведений устного народного творчества. Или: Развитие речевой активности детей логопедической группы посредством коммуникативных игр. (Имеется в виду не связная речь, а раскрепощенность в общении, умение спросить, ответить и т.д.).

  3. Ольга:

    Спасибо большое, все понятно!

  4. Юлия:

    Здравствуйте!Помогите пожалуйста написать цель и задачи по теме:»Дидактическая игра как средство развитие речи детей» мне очень нужно для отчета по самообразованию, у меня не чего не получается. Спасибо

    • admin:

      Юлия, я цели и задачи уже не формулирую. Просьбы об этом практически в каждом комментарии и я физически не успеваю это делать. Формулирую только темы. Я специально по целям и задачам (как их формулировать) написала статью, она в рубрике » Методические подсказки». Посмотрите там, пожалуйста. А тему Вам предлагаю подкорректировать, так как на первом месте должны стоять дети, а дидактическая игра будет средством. Предлагаю так: Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством дидактических игр.

  5. Юлия:

    Как можно купить книжки «Методические подсказки»?