В образовательной области «Речевое развитие» достаточно много современных задач: владение речью как средством общения и культуры; развитие речевого творчества; знакомство с книжной культурой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы и др.
Однако, без решения основных традиционных речевых задач невозможно полноценное речевое развитие ребенка.
Основные задачи:
— развитие звуковой культуры речи;
— формирование грамматического строя речи;
— формирование словаря;
— развитие монологической речи.
В соответствии с основными задачами образовательной области «Речевое развитие» предусматривается и определенная деятельность педагога. Рассмотрим это на конкретных примерах.
Задача № 1
Развивать звуковую культуру речи:
— готовить артикуляционный аппарат к правильному произнесению звуков родного языка;
— уточнять и закреплять произнесение всех звуков языка;
— развивать фонематический слух, речевое дыхание, громкость, темп, интонацион-ную выразительность;
— формировать представление о значении терминов «слово», «звук».
— развивать мелкую моторику рук
Деятельность педагога по этому направлению:
1. Организовать целенаправленную работу с детьми по профилактике и коррекции звукопроизношения.
2. Оказывать помощь детям в постановке и коррекции звуков.
3. В повседневной жизни систематически заниматься артикуляционной гимнастикой, использовать игры и игровые упражнения для развития речевого внимания, фонематического слуха (определять на слух наличие того или иного звука в слове), речевого дыхания (посредством игр на поддувание и проговаривание на одном вдохе фраз).
4. Проводить с дошкольниками специальные игровые упражнения, которые способствуют устранению и предупреждению нарушений в звукопроизношении.
5. Применять специальные игровые упражнения для стимулирования фонематического слуха (различие звуков), речевого внимания (умение слушать и слышать), выполнять действия согласно словесной инструкции: «Слушаем звуки улицы», «Кто так кричит?», «Игра в рифмы» (подбор слов, близких по звучанию: лягушка — петрушка — ватрушка).
6. Создавать условия для развития мелкой моторики рук, используя специальные игровые упражнения, занятия по художественному труду, изобразительной и конструктивной деятельности.
Задача № 2
Расширять словарь детей:
— обогащать и активизировать словарный запас детей на основе углубления представлений об окружающей действительности;
— знакомить со словами, обозначающими качества, свойства предметов;
— вырабатывать понимание значений обобщающих слов и умение использовать их в речи;
— формировать умение осуществлять подбор действий к предмету, объекту.
Деятельность педагога по этому направлению:
1. Много рассказывать и показывать детям, читать им художественную литературу. Обращать внимание детей на то, из чего сделаны предметы, какими свойствами они обладают.
2. В повседневной жизни или игровых упражнениях закреплять и расширять употребление обобщающих понятий: овощи, фрукты, посуда, одежда и пр.
3. Расширять и активизировать словарный запас дошкольников в процессе всех видов детской деятельности.
4. Показывать и называть различные качества и свойства предметов.
5. Проводить игровые упражнения на закрепление обобщающих слов, глагольной лексики, осмысленное употребление антонимов.
Задача № 3
Формировать грамматические навыки устной речи:
— упражнять в правильном употреблении предлогов, выражающих пространственные отношения (на, в, за, из, под, между, перед и др.);
— упражнять в образовании имен существительных во множественном числе, роди-тельном падеже множественного числа;
— обучать правильному употреблению существительных, прилагательных во всех падежах единственного и множественного числа;
— формировать умение пользоваться глаголами в повелительном наклонении.
Деятельность педагога по этому направлению:
1. Обращать внимание на правильное употребление предлогов в повседневном общении.
2. Решать проблему употребления предлогов и глаголов в играх и игровых упражнениях, в повседневной жизни, на занятиях.
3. Проводить речевые игры и игровые упражнения.
Задача № 4
Развивать связную речь дошкольников:
— создавать условия для активизации диалогического общения дошкольников;
— знакомить дошкольников с простыми повествовательными и вопросительными предложениями;
— упражнять в умении интонационно отражать цель высказывания;
— создавать в окружении ребенка культурную речевую среду и способствовать активизации детской речи.
Деятельность педагога по этому направлению:
1. Познакомить детей с правилами ведения диалога, используя театрально-игровую деятельность.
2. В процессе различных видов деятельности побуждать детей к высказываниям разного типа (диалогу и монологу).
3. Ввести традицию ежедневного обмена впечатлениями о прожитом дне, где вопросы задает не только взрослый ребенку, но и ребенок взрослому.
4. Обучать ребенка быть вежливым и тактичным при участии в диалоге со взрослыми и детьми.
5. Отрабатывать интонацию повествовательного и вопросительного предложения.
6. Разыгрывать примеры ведения диалога (за столом, в гостях, при разговоре по телефону);
7. Рассматривая с детьми их работы, побуждать к рассказу о созданных ими или воображаемых образах; предметах и явлениях окружающей действительности.
Уважаемые педагоги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в комментарии. Обязательно помогу.
Головина Бэла Геннадьевна, администратор сайта.
Бэла Геннадьевна!Не могу найти критерии для информационной карты воспитателя высшей категории ( П. 2.1, 2.2, 2.3, 3.1) Критерии экспертной оценки на сайте Министерства образования нашла. Других критериев сайт не выдает. Спасибо за помощь. Бьюсь как рыба об лед.
Марина, я написала Вам на электронную почту.
Здравствуйте! Я воспитатель логопедической группы, подскажите какие темы по самообразованию, связанные с речевым развитием можно взять. Книгу вашу купила, очень полезная и нужная! спасибо! Сначало думала о диалогическом общении, но мне кажется она немного сложна для моих детей
Ольга, спасибо за отзыв о книге, мне очень приятно! Теперь о теме. Мне кажется, что диалогическое общение Вашим деткам подойдет, просто надо брать не технологии. Можно сформулировать так: Развитие диалогического общения у детей логопедической группы в игровой деятельности. (Эта тема попроще). Если не нравится, то можно так: Коррекция речевых нарушений у детей логопедической группы посредством произведений устного народного творчества. Или: Развитие речевой активности детей логопедической группы посредством коммуникативных игр. (Имеется в виду не связная речь, а раскрепощенность в общении, умение спросить, ответить и т.д.).
Спасибо большое, все понятно!
Здравствуйте!Помогите пожалуйста написать цель и задачи по теме:»Дидактическая игра как средство развитие речи детей» мне очень нужно для отчета по самообразованию, у меня не чего не получается. Спасибо
Юлия, я цели и задачи уже не формулирую. Просьбы об этом практически в каждом комментарии и я физически не успеваю это делать. Формулирую только темы. Я специально по целям и задачам (как их формулировать) написала статью, она в рубрике » Методические подсказки». Посмотрите там, пожалуйста. А тему Вам предлагаю подкорректировать, так как на первом месте должны стоять дети, а дидактическая игра будет средством. Предлагаю так: Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством дидактических игр.
Спасибо вам за ответ.
Как можно купить книжки «Методические подсказки»?
Юлия, я Вам ответила на Вашу электронную почту.
Здравствуйте! Пишу аналитический отчет по теме «Использование современных педагогических технологий как один из аспектов речевого развития детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО». Надо провести эту тему через все образовательные области. Все понимаю, а как сажусь за компьютер, в голове сплошная путаница. Помогите пожалуйста составить план. Может последовательно раскрывать решение задач данной области?
Анна, конечно, Вам будет сложно писать отчет по этой теме, потому что тема очень объемная. Вы акцентируйте внимание не на образовательные области, а на ТЕХНОЛОГИИ, которые применяете. Насчет последовательности раскрытия задач Вы правильно думаете. Поэтому берите технологии по очереди и из каждой выбирайте те моменты, которые подходят к речевому развитию. Нужно будет указать задачи, которые решаются применительно к развитию речи и Ваши действия. Примерно, как в этой статье, под которой мы с Вами переписываемся.
Но писать Вы должны от себя: я применяю, я формирую умения и т.д.