Отчёт по долговременному проекту
«И мы сохраним тебя русская речь,
Великое русское слово……»
для детей подготовительной группы с ТНР (ОНР
Лисовская Елена Викторовна,
учитель-логопед,
Сидоренко Лариса Михайловна,
Швец Любовь Александровна,
воспитатели,
ГКДОУ «Детский сад №34 «Золотой петушок»
г. Невинномысск Ставропольского края
Сроки реализации: 6 месяцев
Вид проекта: речевой, познавательно-социальный, групповой.
Участники проекта: дети — педагоги — сотрудники центральной городской библиотеки — родители.
По количеству участников: коллективный.
Возраст детей: 6-7 лет.
Цель проекта: создание системы работы по формированию у детей дошкольного возраста положительного отношение к родному слову, чувство принадлежности к русскому народу.
Интеграция образовательных областей в различных видах деятельности: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Актуальность проекта
Язык – это богатство человека, его достояние и мы должны гордиться тем богатством, которым владеем. По словам Н.В. Гоголя: «Перед вами громада — русский язык!». Мы должны не только сберечь, но и сохранить это богатство и приумножить. Русский язык является неотъемлемой частью богатого культурного наследия России. Русская литература, музыка, кино и другие формы искусства имеют мировое признание и влияют на культуру и язык других стран.
Современное состояние русского языка вызывает тревогу и опасение. Скудный активный словарь у большинства жителей. К сожалению, в последнее время не только в общении, но и в печатных изданиях русский язык заменяется иностранными словами и выражениями. В уличных рекламах часто встречаются вывесками с надписями, сильно исковерканных русских слов. В интернете приоритетным становится «скоростной русский язык», язык SMS-сообщений и электронной почты. К сожалению, для жизни в этом окружении русский язык нужен в самом примитивном виде. Так как в подготовительной к школе группе, дети начинают первые шаги знакомства с книгой. Это самое благоприятное время для знакомства ребят с богатством родного языка.
Поэтому выбор темы проекта был обусловлен значимостью проблемы и приобщен к празднованию Международного дня родного языка.
Новизна опыта заключается в использовании метода проекта по воспитанию у детей дошкольного возраста положительного отношение к родному слову в условиях дошкольного образовательного учреждения.
При анкетировании детей дошкольного возраста по данной теме, были выявлены следующие результаты:
— 50% детей имеют общие понятия о разговорно-бытовой лексике,
— 50% у детей не сформированы представления о возможностях родного языка, они не используют в речи поговорки, пословицы.
Необходимо было решить следующие задачи:
— показать детям красоту родного языка и прививать интерес;
— использовать в речи слова русского языка;
— обогащать словарный запас детей старорусской лексикой;
— закрепить знания, полученные на логопедических занятиях;
— развивать наблюдательность, умение логически рассуждать.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить методическую литературу и опыт передовых педагогов по данной теме.
2. Создать предметно-развивающую среду в группе, учитывающую особенности детей с ТНР.
3. Использовать технологии, методики других средств обучения, разрабатываемые образовательной организацией;
4. Разработать и реализовать специальные дидактические пособия;
5. Провести мониторинг с целью определения уровня;
6. Повысить педагогическую компетентность родителей и педагогов.
7. Разработать совместные мероприятия с детской городской библиотекой.
На этапе завершения проекта дети познакомятся с богатством родного, русского языка, почувствуют его величие, красоту и гармонию;
— научатся подбирать для высказывания лексику, соответствующую цели высказывания;
— познакомятся с книжно-письменной лексикой;
— пополнится словарный запас, расширится кругозор, активизируется связная речь;
— ребята научатся использовать предлоги, составлять предложения, узнают, как образуются новые слова;
— дети не будут испытывать затруднения при выборе обобщающих слов, противоположных и общих признаков;
— дети получат первоначальные представление о русском языке как системе.
Всё это поможет им научиться анализировать, обобщать, сравнивать.
Были проведены следующие мероприятия:
— беседа «Возникновение письменности»;
— доклад «Страна красивой речи»;
— о важности сохранения родного языка;
— викторина «Звёздный час» — с целью формирования сотрудничества между педагогами, родителями и детьми в процессе игры;
— игры: «Назови слова», «Цепочка слов»,
— занятие «Богатыри – защитники земли Русской» — знакомство с былинами;
— занятие «У Лукоморья дуб зелёный» — А.С. Пушкин, поэтическая лексика (русские поэты);
— совместно с библиотекой участие во общероссийской акции «Дарите книги с любовью»;
— «Мама- самое первое слово» — индивидуальные рекомендации родителям, чьи дети испытывают трудности в овладении чтением.
Задачи по проекту выполнены .
Результаты на конец года:
— художественная литература пополнила недостаточное общения детей с окружающими людьми;
— расширился кругозор детей, обогатился их жизненный и нравственный опыт;
— родители пересмотрели своё отношение к художественной литературе и вместе с детьми стремятся участвуют в совместных мероприятиях;
— дети освоили основы речевой культуры;
— дети и родители имеют элементарные представления о ценности родного языка и желание использовать в речи литературный язык;
— дети в конце проекта проявили инициативу в чтении стихов, большинство из них выразительно читают стихи, понимают их смысл;
— у детей появились любимые стихи, они могут объяснить, чем они им нравятся.
Сознательный разбор слова по составу побудил у детей живой интерес к русскому языку. А практический разбор слова по составу позволил понять, из чего и как построено слова и проникнуть в его историю.
Такой системный подход обучения, обеспечил эффективность коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, позволил оптимально решить задачи их обучения и воспитания.