И мы сохраним тебя русская речь, Великое русское слово……

Отчёт по долговременному проекту

«И мы сохраним тебя русская речь,

Великое русское слово……»

для детей  подготовительной группы с ТНР (ОНР

Лисовская Елена Викторовна,

                                                                                      учитель-логопед,

 Сидоренко Лариса Михайловна,

Швец Любовь Александровна,
                                                                                         воспитатели,

ГКДОУ «Детский сад №34 «Золотой петушок»

г. Невинномысск Ставропольского края

Сроки реализации: 6 месяцев

Вид проекта: речевой, познавательно-социальный, групповой.

Участники проекта: дети — педагоги — сотрудники центральной городской библиотеки — родители.

По количеству участников: коллективный.

Возраст детей: 6-7 лет.  

Цель проекта: создание системы работы по формированию у детей дошкольного возраста положительного отношение к родному слову, чувство принадлежности к русскому народу.

Интеграция образовательных областей в различных видах деятельности: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.                                                                                                                     

Актуальность проекта                                                                               

 Язык – это богатство человека, его достояние и мы должны гордиться тем богатством, которым владеем. По словам Н.В. Гоголя: «Перед вами громада   — русский язык!». Мы должны не только сберечь, но и сохранить это богатство и приумножить. Русский язык является неотъемлемой частью богатого культурного наследия России. Русская литература, музыка, кино и другие формы искусства имеют мировое признание и влияют на культуру и язык других стран.

Современное состояние русского языка вызывает тревогу и опасение. Скудный активный словарь у большинства жителей. К сожалению, в последнее время не только в общении, но и в печатных изданиях русский язык заменяется иностранными словами и выражениями. В уличных рекламах часто встречаются вывесками с надписями, сильно исковерканных русских слов. В интернете приоритетным становится «скоростной русский язык», язык SMS-сообщений и электронной почты. К сожалению, для жизни в этом окружении русский язык нужен в самом примитивном виде. Так как в подготовительной к школе группе, дети начинают первые шаги знакомства с книгой. Это самое благоприятное время для знакомства ребят с богатством родного языка.

Поэтому выбор темы проекта был обусловлен значимостью проблемы и приобщен к празднованию Международного дня родного языка.

Новизна опыта заключается в использовании метода проекта по воспитанию у детей дошкольного возраста положительного отношение к родному слову в условиях дошкольного образовательного учреждения.

При анкетировании детей дошкольного возраста по данной теме, были выявлены следующие результаты:

— 50% детей имеют общие понятия о разговорно-бытовой лексике,
— 50% у детей не сформированы представления о возможностях родного языка, они не используют в речи поговорки, пословицы.

Необходимо было решить следующие задачи:  

— показать детям красоту родного языка и прививать интерес;

— использовать в речи слова русского языка;

— обогащать словарный запас детей старорусской лексикой;

— закрепить знания, полученные на логопедических занятиях;

— развивать наблюдательность, умение логически рассуждать.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

1. Изучить методическую литературу и опыт передовых педагогов по данной теме.

2. Создать предметно-развивающую среду в группе, учитывающую особенности детей с ТНР.

3. Использовать технологии, методики других средств обучения, разрабатываемые образовательной организацией;   

4. Разработать и реализовать специальные дидактические пособия;

5. Провести мониторинг с целью определения уровня;

6. Повысить педагогическую компетентность родителей и педагогов.

7. Разработать совместные мероприятия с детской городской библиотекой.

На этапе завершения проекта дети познакомятся с богатством родного, русского языка, почувствуют его величие, красоту и гармонию;

— научатся подбирать для высказывания лексику, соответствующую цели высказывания;

— познакомятся с книжно-письменной лексикой;

— пополнится словарный запас, расширится кругозор, активизируется связная речь;

— ребята научатся использовать предлоги, составлять предложения, узнают, как образуются новые слова; 

— дети не будут испытывать затруднения  при выборе обобщающих слов, противоположных и общих признаков;  

— дети получат первоначальные представление о русском языке как системе.    

Всё это поможет им научиться анализировать, обобщать, сравнивать.

Были проведены следующие мероприятия:

— беседа «Возникновение письменности»;

— доклад «Страна красивой речи»;

— о важности сохранения родного языка; 

— викторина «Звёздный час» — с целью формирования сотрудничества между педагогами, родителями и детьми в процессе игры;

— игры: «Назови слова», «Цепочка слов»,      

— занятие «Богатыри – защитники земли Русской» — знакомство с былинами;                                          

— занятие «У Лукоморья дуб зелёный» —  А.С. Пушкин, поэтическая лексика (русские поэты);

— совместно с библиотекой участие во общероссийской акции «Дарите книги с любовью»;

— «Мама- самое первое слово» — индивидуальные рекомендации родителям, чьи дети испытывают трудности в овладении чтением.

Задачи по проекту выполнены .

Результаты на конец года:                                                                                    

— художественная литература пополнила недостаточное общения детей с окружающими людьми;                                                                                      

— расширился кругозор детей, обогатился их жизненный и нравственный опыт;                                                                                                             

— родители пересмотрели своё отношение к художественной литературе и вместе с детьми стремятся участвуют в совместных мероприятиях;

— дети освоили основы речевой культуры;

— дети и родители имеют элементарные представления о ценности родного  языка и желание использовать в речи литературный язык;                                        

— дети в конце проекта проявили инициативу в чтении стихов, большинство из них выразительно читают стихи, понимают их смысл;

— у детей появились любимые стихи, они могут объяснить, чем они им  нравятся.

Сознательный разбор слова по составу побудил у детей живой интерес к русскому языку. А практический разбор слова по составу позволил понять, из чего и как построено слова и проникнуть в его историю.                                        

Такой системный подход обучения, обеспечил эффективность коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, позволил оптимально решить задачи их обучения и воспитания.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.