Добро начинается с тебя

Социальный проект

«Добро начинается с тебя»

 

Агеева Наталья Леонидовна,

воспитатель МКДОУ № 364,

г. Новосибирск

 

Ничто нам не стоит так дёшево,

Но ценится мерой большой,

Как сделать хоть малость хорошего

Для радости чей – то чужой.

И щедро себя отдавая,

Ты будешь согрет и любим.

Цена – это память чужая

Делам и поступкам твоим.

 

Актуальность проблемы

В наши дни тема милосердия понемногу начинает теряться среди других тем, кажущихся более актуальными. Существующий ритм жизни, заставляющий забыть обо всем на свете, кроме своих проблем, отсутствие человеческого общения, которое заменили бездушные компьютеры и Интернет, приводит к тому, что родители заняты своими проблемами, а дети предоставлены сами себе. В результате среди подростков усилился нигилизм, демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым поведение, стали проявляться жестокость и агрессивность по отношению к окружающим. Поэтому одна из задач дошкольного образования – научить детей быть милосердными, уметь сострадать и ценить такие человеческие качества, как доброта, дружба, человечность. Необходимо научить их простому человеческому общению, общению друг с другом. Да и сами мы, дети, в последнее время начали осознавать, что самым острым дефицитом стали человеческое тепло и забота о ближнем, и именно поэтому мы чаще стали обращаться к словам: милосердие и добросердечность, отзывчивость и сострадание.

Идея создания проекта возникла не случайно. В начале учебного года перед детьми были поставлены следующие вопросы:

-Чего на свете больше добра или зла?

-Нужно ли помогать, а если нужно, то кому?

Заинтересованность дошколят данной темой послужила толчком к подготовке и реализации социального проекта «Добро начинается с тебя».

Родители также одобрили идею проекта. Они поддерживают все начинания, которые предлагают им дети и детский сад.

 Цель: содействие формированию нравственных ценностей через систему специальных мероприятий с вовлечением дошкольников и родителей  в активные самостоятельные действия.

Задачи:

  • Формировать потребности и мотивы нравственного поведения;
  • Закреплять знания о морали и милосердии, уважении к взрослым людям, всем тем, кто нуждается в заботе;
  • Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям;
  • Развитие интереса к русским традициям, обычаям, промыслам;
  • Заботиться о братьях наших меньших.
  • Обогащать эмоциональный мир;
  • Поощрять творческие возможности;
  • Воспитывать трепетное отношение к празднику Победы, уважение к заслугам и подвигам воинов Великой Отечественной войны;
  • Способствовать укреплению семейных ценностей.

Тип проекта: социальный, информационно-творческий

Вид проекта: групповой.

Продолжительность: долгосрочный 3 года

Участники проекта: дошкольники и родители, воспитатели, музыкальный руководитель, психолог.

Этапы проекта:

Подготовительный этап

  1. Сбор и анализ литературы по данной теме.
  2. Определение цели, исходя из интересов и потребностей детей.
  3. Обращение за рекомендациями к специалистам ДОУ.
  4. Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.
  5. Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта.

Основной этап

  1. Проведение мероприятий, согласно плану в соответствии с возрастом детей.
  2. Взаимодействие с родителями, направленное на знакомство с проектной деятельностью.

Заключительный этап

  1. Мини-выставка продуктов детской деятельности.
  2. Фотомонтаж.
  3. Подведение итогов.
  4. Презентация проекта.

Проект состоит из 3-х направлений, которые ориентированы на формирование компетенций в сфере самостоятельной, гражданско-общественной, социально — трудовой и культурно — досуговой деятельности, а также на развитие коммуникативных компетенций.

Интеграция образовательных областей в ходе проекта.
Познание , социализация, коммуникация, художественное творчество,
физическая культура, музыка, чтение художественной литературы,
труд, безопасность, работа с родителями.

Реализация проекта

1 направление: «Дружба – великая сила»

Беседы: «Что такое доброта», «Дружба начинается с улыбки», «О дружбе и друзьях»

Работа с пиктограммами «Моё настроение»

Прослушивание и пение песен  о дружбе «От улыбки», «Весёлые друзья», «Всё мы делим пополам»

Просмотр мульфильмов «Малыш и Карлсон», «Приключения поросенка Фунтика», «Крошка Енот», «По дороге с облаками».

Дидактические игры на сплочение

Словесные, коммуникативные игры «Назови ласково», «Угадай, чей голосок»

Сюжетно-ролевые игры: «В гости к другу», «Бюро добрых услуг», «Друг заболел»

Вечер пословиц и поговорок

Театрализация сказки «Теремок», «Репка», «Заюшкина избушка» , «Кот, петух и лиса»

Продуктивная деятельность:  «Дерево дружбы», «Дружный хоровод», «Подарки моим друзьям»

Проведение конкурса чтецов о дружбе

Чтение художественной литературы: М.Пляцкого «Уроки дружбы», «Настоящий друг» В.Катаев «Цветик-семицветик», Е.Благинина «Подарок»,В.Осеев «Волшебное слово», В.Маяковский «Что такое хорошо, что такое плохо», р.н. сказка «Лиса и журавль», эстонская сказка «Каждый своё получит», В.Сутеев «Яблоко», «Кораблик», «Под грибом», Воронкова «Ласковое слово»; Драгунский «Друг детства»

Развлечение: «День именинника», «Весёлые старты с первоклассниками»

Создание проекта «Социально-нравственное воспитание»

Консультация психолога для родителей «Причина детской агрессии», «Должно ли добро быть с кулаками», «Дружеские отношения взрослых и детей в семье – основа воспитания положительных черт характера ребенка»

 2 направление: «Моя дружная семья»

Беседы: «Как жили люди в старину», «Русские обычаи», «Моя семья», « Выходной день в моей семье», «Как я помогаю дома», «Кем работают мои родители»,  «Если ты остался дома один», «Безопасность в доме», «Что делать, если ты потерялся», «Как мы отдыхаем на природе с семьей», «Поклонимся великим тем годам»,  «Дедушкина медаль»,

Дидактические, настольно-печатные игры: «Кому что нужно для работы?», «Кем быть?», «Что сначала, что потом»

Вечер пословиц и поговорок о семье, о храбрости

Чтение художественной литературы: стихи о семье, Е.Благинина «Посидим в тишине», Л.Толстой «Бабушка и внучка», К.Паустовский «Тёплый хлеб», Е.Пермяк «Мамина работа», В.Белов «Мамина дочка», У.Ушинский «Косточка», сказки «Гуси-лебеди», «Кукушка», «Морозко», «Сестрица Алёнушка и братец иванушка», «Волк и семерокозлят», В.Осеев «Сыновья»

Драмматизация сказок «Репка», «Красная шапочка», «Гуси-лебеди», инсценировка «Три мамы»

Сюжетно-ролевая игра: «Дом», «Семья», «Дочки-матери», «Больница», «Магазин», «Повар», «Разведчики», «Матросы»

Продуктивная деятельность: «Открытка для мамы», «Подарок для папы»,  «Портрет мамы», «Вышивка для мамы», открытки ветеранам

Оформление стенда  «Бабушка рядышком с дедушкой», «День матери», «Я работаю мамой», «День Защитника Отечества», «8 марта», «День Победы», «Права ребёнка»

Создание мини-музея «Русская изба»

Создание книги памяти «Участники ВОВ»

Создание мини-проектов «Моя семья», «Генеалогическое древо семьи»

Создание проектов «Дедушкина медаль», «Конвенция о правах ребёнка»

Экскурсия в музей боевой славы, к памятнику Алёши, «Музей глиняной игрушки», «Русский музей»

Участие в парадном шествии войск

Развлечения: «Бабушкины посиделки», «День матери», «День защитника Отечества», «Мама, папа, я – спортивная семья», «День победы», «День защиты детей»

Участие в районных и всероссийский конкурсах.

Интересные встречи с родителями: «Моя профессия», «Моё увлечение»,  с ветеранами ВОВ

Консультации для родителей «Роль семьи в воспитании дошкольника», «Конвенция о правах ребёнка», «Гражданин воспитывается с детства»

Проведение благотворительной акции «Дари добро»- помощь для детей детского дома

3 направление: «Защити природу»

Беседы: «Земля — наш общий дом», «Кто охраняет природу», «Путешествие по экологической тропе», «Наш друг – лес», Мы – друзья природы», «Звери и птицы зимой», «Братья наши меньшие», «Зелёная аптека», «Птицы – наши друзья», «О культуре поведения в природе», «Пожар в лесу»,  «Насекомые», «Витаминная семья», «Злаки», «Хлеб – всему голова», «Вода – источник жизни»

Дидактические, настольно-печатные игры: «Съедобное- не съедобное», «Кто где живёт», «Кто как голос подаёт», «Чья часть тела», «Чьи детки с ветки?», «Найди детёныша»,

Пословицы и поговорки о природе, животных, птицах

Разгадывание кроссвордов, ребусов,  загадки.

Чтение стихов о природе, о временах года, Я.Тувим «Овощи», К.Чуковский «Ёжики», Б.Заходер «Мохнатая азбука», С.Маршак «Детки в клетке», И.Токмакова «Деревья в стихах», В.Степанов «Птицы в стихах», Ю.Энтин «О многих шестиногих», Г.Х.Андерсен «Дикие лебеди», В.Бианки, Чарушин, Пришвин

Драматизация сказок «Зимовье зверей», «Колосок», «Колобок»

Опыты и экспериментирование: «Можно ли вырастить витамины на окне», «Какая кормушка пользуется успехом?» (разный корм), «Какой снег тает быстрее?», «Волшебница – вода», «Почему птицы летают?» «Из чего делают птицы гнёзда?», «Свойства древесины», «Нахождение воздуха», «Почему заяц меняет шубку?», «Что нужно растениям для роста?»

Наблюдения за птицами, насекомыми, черепахой, морской свинкой, аквариумными рыбками, за снегом, дождём, солнцем, ветром.

Огород на окне

Создание мини-музея «Хлеб – всему голова», «Я люблю свою лошадку»,  «Подводный мир», «Чудо Дерево»

Сюжетно-ролевая игра: «Зоопарк», «Ветеринар», «Садовод», «Магазин цветов», « Овощной магазин», «Повар», «Экскурсия в лес», «В деревне у бабушки»

Приготовление винегрета, стряпание печенья.

Развлечения: «Золотая осень», «Проводы зимы», «К нам весна шагает», «День птиц», музыкальная сказка «Не обижайте червячка»

Организация выставки «Осенние фантазии», «День защиты животных», «День птиц», «Мы за чистый город», «Человек, защити природу»

Продуктивная деятельность согласно темам

Создание мини-проектов «Мой домашний питомец», «Деревья», «Мой любимый фрукт», «Животные жарких стран»

Создание  экологических проектов «Огород на окне»

Проведение природоохраняемых акций: «Покорми птиц зимой» — изготовление кормушек, «Посади своё дерево», «Мы за чистый город» – участие в субботнике

Проведение благотворительной акции «Помоги четвероногому другу»

Консультации для родителей: «Витамины»,  «Отдых на природе», «Безопасность на отдыхе»

Конкурс «Лучший  участок для прогулки»

Экскурсии в хлебный магазин, по экологической тропе,  на станцию юного натуралиста

Ожидаемые результаты проекта

В любой педагогической работе есть моменты, которые невозможно оценить материально. Хочется надеяться, что благодаря данному проекту дети станут:

  • Сильными и преодолевающими все невзгоды и трудности, какими бы они ни были;
  • Гордящимися своей родиной во имя памяти предков и будущего своих детей;
  • Добрыми, гуманными, милосердными, что поможет им никогда не быть одинокими и может гарантировать им плечо верного друга в трудную минуту.

Используемая литература

Ветлугина Н.А., Казакова Т.Г. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду. – М.: Просвещение, 1989.

Журавлева Е.Н. Развиваем творческое воображение дошкольников: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования. – Мозырь: Белый Ветер, 2010.

Кол М., Сольга К. 110 креативных заданий для детей 4-12 лет / М. Кол, К. Сольга; пер. с англ. Е.Г. Гендель. – Минск: «Попурри», 2009.

Комарова Т.С., Савенков А.И. Коллективное творчество дошкольников: Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.

Нагибина М.И. Чудеса для детей из ненужных вещей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: «Академия развития», 1998.

Нечаева В.Г., МарковаТ.А., Жуковская Р.И., Година Г.Н., Козлова С.А., Виноградова Н.Ф., Буре Р.С., Загик Л.В., Виноградова А.М. Нравственное воспитание в детском саду. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1984.

Новикова И.В. Объемная аппликация в детском саду. Художник: Е.А. Афоничева. – Ярославль: ООО «Академия развития» , 2011.

Петрова В.И., Стульник Т.Д. Этические беседы с детьми 4-7 лет: Нравственное воспитание в детском саду. Пособие для педагогов и методистов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

Пищикова Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике – 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007.

Зверева О.Х., Кротова Т.В., «Общение педагога с родителями в ДОУ»: -М.: Т.Ц. Сфера, 2005.

Свирская Л., «Работа с семьей: необязательные инструкции»: -М.: Линка- Пресс, 2007.

Козлова А.В., Дешулина Р.П. «Работа с семьей»: -М.: Т.У. Сфера, 2004.

Колентьева О., Калемуллина С., «Праздники в детском саду»: -М.: Просвещение, 2001.

Шорыгина «Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет»

Шорыгина «Беседы об этикете с детьми»

Бурштейн Л.М. Вода – это жизнь. Детский экологический центр. М.: 1996.   Горькова Л.Г, А.В.Кочергина, Л.А.Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников» «ВАКО» Москва 2005.

Зенина Т.Н. Наблюдения дошкольников за растениями и животными. Учебное пособие.- М., педагогическое общество России, 2010.

Золотова Е. И. Знакомим дошкольников с миром животных. М., 1988. Комплексные занятия по экологии для старших дошкольников/ Под ред. С.Н.Николаевой .-М, 2005

Масленникова О.М, Филиппенко А.А. Экологические проекты в детском саду. — Волгоград: Учитель, 2011

Наш дом – природа.//Дошкольное воспитание. – 1994. – №7.

Николаева С.Н., Ознакомление дошкольников с неживой природой. М.: Педагогическое общество России, 2003..

Николаева С. Н. Программа экологического воспитания дошкольников. М., 1995.

Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы с детьми в детском саду, М., МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.

Петрова Н.А. Живая душа природы. — Мозырь: Издательский Дом «Белый Ветер», 2009.

Н.А.Рыжова «Не просто сказки» / экологические сказки, рассказы и праздники/ ЛИНКА-ПРЕСС Москва 2002

Рыжова Н.А. «Экологическое образование в детском саду. М.: 1993.

Рыжова Н.А., Наш дом природа. М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2005.

В.А. Шишкина, М.Н. Дедулевич «Прогулки в природу» , — Москва «Просвещение»

 

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.