Конспект образовательной деятельности
«Путешествие на Северный полюс»
для детей старшей группы
Запорожец Марина Сергеевна,
МДОУ № 14,
г. Оленегорск Мурманской обл.
Задачи:
1.Познакомить детей с особенностями природных условий крайнего севера.
2. Формировать элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания.
3. Развивать способность наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать способы их проверки.
4. Воспитывать бережное отношение к природе.
5. Продолжать развивать ориентировку на листе бумаги.
Материал: Глобус, иллюстрации к сказке Цветик — семицветик , изображение флоры и фауны Северного полюса, карточки с транспортом (водный, воздушный, наземный)презентация к образовательной деятельности.
Оборудование для опыта: таз с водой, растительное масло, влажные салфетки.
Предварительная работа: Чтение художественной литературы «Цветик – семицветик», беседы по данной теме, рассматривание глобуса,
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель: Сегодня утром, пока ещё вас не было, к нам приходил почтальон и вручил мне бандероль. Здесь написано: «Детям старшей группы «А». Я не стала её открывать без вас. Интересно, что там находится. Предлагаю вам всем вместе её открыть
(Воспитатель вместе с детьми открывает посылку)
— Посмотрите, какой здесь необычный цветок и лепестки у него разного цвета.
— Как вы думаете, какой это цветок?
— Знаете, ли вы из какой он сказки? Если этот из цветок из сказки, значит он какой?( сказочный, волшебный)
— Здесь еще письмо: Здравствуйте мальчики и девочки, я прошу вас о помощи! Когда я попала на Северный полюс, мой цветочек исчез, и я не могу вернуться домой! А здесь очень холодно! Помогите мне.»
Воспитатель: Что же делать? Как же нам спасти девочку Женю. (ответы детей). Ребята, этот цветок волшебный, желания он исполняет только девочки Жени.
Воспитатель: Сначала нам нужно найти, где же находится Северный полюс.
(Воспитатель вносит глобус).
— Как вы думаете, что это? Правильно, это глобус. А что такое глобус?(ответы детей)
Глобус – маленький макет земного шара. Так выглядит наша планета Земля из космоса.
— Маша, как ты думаешь, что обозначают синие пятна на глобусе? (это моря)
— Савелий, что обозначено зеленым цветом? (леса и луга) .
— Ася, как ты думаешь, что окрашено коричневым цветом (горы).
Воспитатель: Интересно, вы наверное уже догадались, что значит белый цвет на глобусе. (Ответы детей).
— Правильно посмотрите внимательно на глобус где больше всего снега (ответы). Подумайте, где же находится Северный полюс. (Ответы) правильно это – Арктика! В центре Арктики находится Северный полюс! Как вы думаете, почему северный полюс такой белый? (Ответы детей).
— Правильно, он весь белый потому, что северный полюс – это Ледяная пустыня. Океан в этом месте покрыт льдом, толщина которого достигает с трехэтажный дом. Зимой здесь часто бушуют метели и свирепствуют морозы.
Воспитатель: Нам нужно решить, на чем мы с вами отправимся за девочкой Женей?
Воспитатель: подойдите к столу и скажите, как одним словом можно назвать то, что изображено на карточках?
(на столе расположены карточки с изображением всех видов транспорта: самолет, поезд, автомобиль, пароход.)
Воспитатель. Правильно, ребята, это транспорт. Вспомните, какие виды транспорта вы знаете? (ответ детей)
Воспитатель: Ребята, как можно обозначить воздушный транспорт?
Ответ детей: Облачком.
Воспитатель: Почему вы так думаете?
Ответ детей: Потому что самолеты летают высоко между облаками в
небе.
Воспитатель: Замечательно, воздушный транспорт мы обозначим вот
таким облачком.
Воспитатель: Ребята, а как можно обозначить наземный транспорт?
Ответ детей: Полоской, потому что машины, автобусы ездят по земле.
Воспитатель: Молодцы!
Воспитатель: А водный транспорт как мы обозначим?
Ответ детей: Волнами или капелькой волнистой линией, потому что пароходы и корабли плавают по морям или океанам.
Воспитатель: выберите по одной карточке и прикрепите к тому виду транспорта к которому он относится. (дети раскладывают карточки с изображением транспорта в соответствии с символами).
Воспитатель: Молодцы, ребята! Нам пора отправляться в путь!
Только на чём мы отправимся на Северный полюс? Как вы думаете на каком транспорте будет быстрее и проще добраться.
(предложения детей).
Воспитатель: теперь мы можем отравляться на Северный полюс. Занимаем места в самолете.
Ну, что отправляемся в полет.
Видео. Музыкальная физическая минутка.
Воспитатель: Наш самолет совершил посадку в самом центре Арктики на Северном полюсе. Надели шапки, сапоги, рукавицы и шубы. Как вы думаете, для чего нам одеваться на Северном полюсе ?(ответы детей) (дети понарошку надевают одежду)
Слайд ( картинки об Арктике)
Слайд (Медведь выходит из воды )
Ой, смотрите, смотрите! Кто это?
Верно, главный житель Арктики белый медведь. Это самый крупный хищный зверь.
Воспитатель: Ребята, на пути к спасению Жени нас встретил белый медведь. Он нас не пропускает, пока мы не ответим на его вопрос.
Как вы думаете почему, когда белый медведь вылез из воды и не покрылся льдом, ведь кругом сильный мороз? (ответы детей)
Узнать этот секрет нам поможет опыт.
Исследовательская деятельность
Воспитатель: Опустите руку в воду. Что произошло?
(Руки стали мокрыми).
— А если с мокрыми руками оказаться на сильном морозе, что случится?
(Руки покроются корочкой льда).
— Теперь я вам капну масло на руку, а вы его разотрите.
(Дети размазывают масло на руке.)
— Опустите теперь руки в воду. Что вы видите?
(Вода не покрывает руку, она собралась капельками.)
— Стряхните капельки воды с руки, смазанной маслом. Легко стряхиваются? Попробуйте догадаться, почему же медведь, выйдя из воды, легко стряхивает со шкуры капли воды? Чем покрыто тело медведя? (Выводы детей)
Вывод: Медведи не покрываются льдом, потому что у них толстая, жировая прослойка (много жира) которая отталкивает, воду, и мех не намокает. –
Воспитатель: Медведь — прекрасный пловец, вода для него родная стихия. Белый медведь может плавать даже под водой! Ребята, я вам открою секрет. Зимой у белого медведя появляется потомство. А вы знаете, как называются детеныши белого медведя. (ответы)
Воспитатель: Пока медвежата растут, медведица не выходит из берлоги.
Через два месяца они выходят, и медведица начинает приучать медвежонка ловить рыбу.
Слайд — шоу (Отрывок из мультфильма «Умка» медвежонок Умка со своей мамой медведицей учится ловить рыбу)
Он никак не может наловить рыбу, давайте ему поможем. Возьмите листы и цветные карандаши и начнем нашу рыбалку.
Чтобы узнать, куда поплыли рыбки слушайте внимательно, я подскажу. А вы обведете в кружки пойманных рыбок.
Дидактическая игра «Помоги медвежатам»
1.Обведите больших рыбок, которые плывут вверх.
2. Обведите маленьких рыбок, плывущих вниз.
3. Обведите больших рыбок, плывущих вправо.
4. Обведите рыбок, плывущих влево.
Воспитатель: Умницы помогли медвежонку! Наловили много рыбы. Мы весь улов оставим умке в подносе.
(Входит Женя)
А вот и наша Девочка Женя.
Слайд (Северное сияние)
Воспитатель: Кажется мороз стал крепчать и на небе появилось северное сияние. Какое оно красивое, разноцветное.
Словно занавес цветной
В небесах мерцает.
Над пустыней ледяной
Небо расцветает!
Давайте отдадим «Цветик — семицветик» Жене. Пусть Женя поскорей загадает желание и отправит нас всех в группу. (девочка благодарит ребят, отрывает лепесток произносит волшебные слова и убегает).
Вот какое интересное место есть на нашей Земле — холодный и снежный Северный полюс!
Воспитатель: Ну вот мы вернулись в группу! Ребята вы обратили внимание, какое красивое было северное сияние, Какими цветами оно переливалось. Предлагаю нарисовать северное сияние.