Сценарий музыкального развлечения
«Мой северный край»
для детей подготовительной группы
Матуленко Оксана Васильевна,
музыкальный руководитель МБДОУ № 8,
г. Заполярный Мурманской обл.
Цель: знакомство детей с национальными традициями народов Севера
Программные задачи:
- Обогащать музыкальные впечатления детей. Продолжать знакомить детей с музыкальным фольклором коренного народа севера – саами (с музыкой, танцами, играми)
- Развивать воображение, умение передавать образы животных, птиц в играх и танцах
- Воспитывать любовь к родному краю.
Ход мероприятия:
На мольберте карта Кольского полуострова и иллюстрации-фото саамов и природа севера. Под русский перепляс дети подготовительной группы, приплясывая, входят в зал.
Музыкальный руководитель (здоровается с детьми): Дети, что за музыка звучала, когда вы входили в зал и так весело плясали?
Дети: Русская народная, плясовая, задорная и т.д.
Музыкальный руководитель: Да, мы русский народ, очень любим, плясать под веселую музыку петь частушки, шутки, прибаутки. А вы знаете, где мы живем, на каком полуострове?
Дети: На севере, на Кольском полуострове
Музыкальный руководитель.: Да, мы с вами живем на Кольском полуострове на севере, за полярным кругом. А чем так удивителен наш край?
Дети: Полярная ночь, полярный день, северное сияние.
Музыкальный руководитель: А можете вы рассказать, чем богата наша тундра? (Ответы детей).
Музыкальный руководитель: А знаете, как называются коренные жители нашего края?
Дети: Саамы.
Музыкальный руководитель: А чем они занимаются?
Дети: Занимаются они в основном рыболовством, оленеводством, охотой. Одежду и обувь шили и сейчас шьют из шкур оленей, расшивают и украшают ярким орнаментом бисером, тесьмой.
Музыкальный руководитель: Предлагаю спеть песню про наш северный край.
Песня «Что такое тундра?» Сл. В. Зайцева, муз. В. Попова
Звучит саамская музыка «Хозяин леса», входят дети логопедической группы- 5 человек с воспитателем, в саамских костюмах
Саами (здороваются по — саамски): «Тиирв парне!»
Музыкальный руководитель: Ребята, давайте и мы с вами тоже поздороваемся. Здравствуйте! Добро пожаловать, дорогие гости. Откуда вы приехали?
Саамка: Мы приехали из старинного саамского села Ловозеро.
Музыкальный руководитель: Дети, вы слышали какая музыка у народа саами? Чем она отличается от русской музыки?
Дети: Спокойная, размеренная, таинственная
Саамка: Да, нам в тундре живется нелегко, поэтому и музыка у нас, такая холодная как бы, ведь большее время года длится зима с темными полярными ночами, нет солнца.
Музыкальный руководитель: А у нас для вас есть музыкальный подарок, веселая песня про русский сувенир — деревянные ложки, надеемся, что она поднимет вам настроение.
Песня «Ложки деревенские», автор Зинаида Роот
Саамка: Мы тоже хотим вам, спеть песню про Чахкли, Вы знаете кто это?
Дети: Гном, который живет в тундре.
Песня «Чахкли» сл. И. Демьянова
Саамка: Хотите узнать, что под этим платком? Тогда смотрите — это шкатулка не простая, а музыкальная и она любит загадывать загадки.
А вы будете их отгадывать? Слушайте первую загадку.
(открывает, звучит бубен)
Саамка: Какой инструмент звучал?
Дети: Саамский бубен
Саамка: Правильно — это бубен приглашал нас на танец оленей.
(В это время дети саамы встают на танец.)
Танец «Олени»
Саамка: Давайте послушаем вторую загадку.
(открывает шкатулку звучит «Кадриль»)
Саамка: Как называется этот танец?
Дети: Кадриль
Танец «Кадриль»
Саамка (открывает шкатулку — звучит северный ветер):
Ребята, слышите, что это за звук?
Дети: Северный ветер подул,
Саамка: а вы его не боитесь?
Дети: Нет
Саамка: Ну, тогда давайте поиграем с ветром
Игра «Северный ветер», сл. и муз. М. Картушиной
Музыкальный руководитель: У русского народа тоже есть интересные игры, хотите мы вам покажем одну из них?
Русская народная игра: «Зоренька-Зоря»
Музыкальный руководитель: Велика и прекрасна наша родина Россия много в ней живет разных народов и все они очень дружны, и я предлагаю вам спеть песню про Россию.
Песня «Россия» сл. Н. Соловьева, муз. Г.Струве
Саамка: Пришло время нам возвращаться. Спасибо вам за гостеприимство ваши танцы, игры мы обязательно покажем в своем селе. На прощание мы предлагаем вам «прокатиться» на оленьих упряжках.
(Дети-саами изображают «оленей», за ними встают парами или тройками русские дети и под грамзапись «Увезу тебя я в тундру» обегают зал и «уезжают»)
Литература:
1.Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 6 — 7 лет, — «Т.Ц. Сфера» 2006.
2.Зинаида Роот: Песенки и праздники для малышей Айрис-Пресс, 2008.
3.Зимина А.Н. Народные игры с пением М.: Гном и Д., 2000.