Сценарий досуга
«Как у наших у ворот…»
для детей 5-6 лет и родителей
В рамках фестиваля «С чего начинается Родина?» в МАДОУ №35 г. Апатиты, посвящённого объявленному в России Году народного искусства и нематериального культурного наследия народов России.
Солянова Валентина Владимировна,
Валеева Наталья Сергеевна,
воспитатели МАДОУ № 35,
г. Апатиты Мурманской обл.
Цель: воспитание любви к Родине, развитие интереса к традициям родной страны в ходе совместной игровой деятельности детей и взрослых.
Задачи:
— познакомить детей с русской народной традицией ярмарочного гуляния;
— познакомить детей с коробейником, традиционным героем русской ярмарки;
— продолжить формировать умение взаимодействовать в команде;
— развивать внимание, память, мышление;
— воспитывать интерес и любовь к русским народным традициям;
— укреплять партнерские отношения с семьями воспитанников.
Ход досуга:
Ведущая — Воспитатель:
Здравствуйте, гости! Милости просим!
Как у наших, у ворот,
Вьется, вьется хоровод!
Что за праздник ? Что случилось?
Просто ярмарка открылась!
Мы рады гостям,
Как добрым вестям!
Всех привечаем,
Душевно встречаем,
На ярмарку приглашаем!
Ребята, в старину на Руси по воскресеньям или по праздникам проводили ярмарки. Ярмарку любили и взрослые и дети. На ярмарках люди не только продавали и покупали разные товары, а так же смотрели весёлые представления и принимали участие в играх, катались на каруселях. Хотите побывать на такой ярмарке? (Ответы детей)
Держась за руки, гости и дети под хороводную музыку идут за воспитателем, подходят к месту, украшенному в стиле русской ярмарки, к столу, накрытому скатеркой.
Воспитатель: Вот и прибыли мы на ярмарку. Все ли благополучно добрались, никто не отстал? Давайте посмотрим, какие товары сегодня на ярмарке.
Открывает стол, а он пустой.
Воспитатель: Куда же все подевалось? Что же нам делать?
Заходит коробейник, держит с товаром короб, покрытый тканевой салфеткой в русском стиле.
Коробейник:
Тары- бары — растабары,
Есть хорошие товары!
Ближе подходите,
Щупайте, смотрите!
На раз взглянул,
На два купил,
На третий нас поблагодарил.
Здравствуйте, люди добрые! Меня зовут Иван, я — коробейник. Вот узнал, что здесь сегодня ярмарка. Решил заглянуть.
Воспитатель (Можно обратиться к родителям с вопросом: «Кто такой коробейник?»): Ребята, часто на ярмарках можно было встретить коробейников. Они ходили по ярмарке и предлагали всем свои товары. Вот и к нам пришел коробейник. Как же, Ваня, ты вовремя к нам пришел. С нашей ярмарки пропали все товары.
Коробейник: А вы купите мои.
Воспитатель: Так у нас нет денег, будь добр, уступи их нам просто так, за даром.
Коробейник: Э, нет. Вы мне что — нибудь предложите взамен. Например, поиграйте со мной, повеселите меня.
Воспитатель: Ребята, поиграем с коробейником?
Коробейник: Я буду загадывать вам загадки про товары, которые есть у меня. Если отгадаете, что это и поиграете со мной, то и товары будут ваши.
(Коробейник загадывает загадку про товар, дети отгадывают и играют с ним в игру).
Слушайте 1-ю загадку:
У меня два чуда есть
Звонких, расписных.
Чечетку даже без гармошки
Сыграют две чудесных…( ложки)
Воспитатель хвалит детей за отгадку: Давайте позовем всех и вместе сыграем с ложками в игру.
Игра «Ложки по кругу» (играют все, можно передавать несколько пар ложек)
Оборудование: деревянные расписные ложки, музыкальное сопровождение.
Все игроки становятся в круг. По кругу под музыку передаются ложки. На ком остановилась музыка, тот играет на ложках, а все танцуют.
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель: Понравилась тебе игра, Ваня? Отдавай нам ложки.
Коробейник: Ложки ваши, а теперь следующая загадка:
Эти шарики на нити
Вы примерить не хотите ль?
На любые ваши вкусы
Есть у меня цветные…(бусы)
Коробейник: Правильно, это бусы. Поиграем с бусами?
Игра «Собери бусы»
Оборудование: пластиковые стаканчики, цветные деревянные или пластиковые шарики, яичные ячейки, распечатанные схемы бус.
Дети делятся на две команды. Встают в колонну и передают друг другу разноцветные шарики небольшого размера с помощью стаканчиков. Когда все шарики переданы, складывают их в яичные ячейки по заданной схеме.
Вместе с воспитателем и коробейником дети проверяют правильность выполнения задания.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Какой следующий товар, Ваня?
Коробейник: А вот следующие товары, а он не один… Как же мне загадать про них про все сразу загадку, даже не знаю.
Воспитатель: Можно заглянуть одним глазком в твой короб, тогда помогу.
А поможет назвать эти товары нам, ребята, следующая игра.
Игра «собери народный промысел»
Дети вместе с родителями собирают пазлы с изображением изделий народных промыслов (гжель, хохлома) и называют их.
Ваня хвалит всех и отдает товары.
Коробейник: Слушайте следующую загадку:
Рядом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка…(матрешка)
Игра «Собери матрешку»
Материалы и оборудование: матрешки половинки (плоскостные картинки — половинки).
Дети делятся на две команды. По очереди, подбегая к магнитной доске или к столу, на которых вперемешку лежат матрешки, собирают из половинок изображения матрешек и выстраивают их в ряд от маленькой до большой или наоборот.
Вместе с воспитателем и коробейником дети проверяют правильность выполнения задания.
Воспитатель: умнички — ребята, и в игру сыграли, и с заданием справились.
Коробейник отдает детям матрешек: У меня остался один товар, слушайте загадку:
Твоя бабушка повяжет,
А потом тебе расскажет –
Что за головной убор,
Знает, любит с давних пор.
Даст материи кусочек –
Повяжи себе…(платочек)
Воспитатель: Мы любим играть с платками, приглашаем всех на игру «Платок».
Материалы и оборудование: павловопосадские платки.
Несколько ведущих берут павловопосадские платки.
Дети двигаются, пританцовывая под музыку. Когда музыка обрывается, все дети должны сесть на корточки и закрыть глаза. Ведущие накрывают кого-нибудь платком и говорят : «Раз, два, три, кто же спрятался внутри?» Ребята открывают глаза и должны угадать, кто находится под платком. Игра проводится несколько раз.Ведущими и игроками могут быть и дети, и взрослые.
Воспитатель: а платки у нас на ярмарке оказались волшебные. Пока мы играли, их стало больше. Ни одна ярмарка не проходила без музыки и пляски. Давайте и мы станцуем все вместе с платками.
Танец с платками.
Каждый ребенок и ведущие берут в руки за два уголка платок, пританцовывая под музыку, двигаются по залу, подходят к гостю (который берется руками за другие два уголка платка) и приглашают его на танец. Держась за уголки и не отпуская их, все танцуют.
Коробейник: Вот и закончились товары в моем коробе.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, как много появилось на нашей ярмарке товаров. Спасибо тебе, Ваня, за то, что выручил нас.
Коробейник: Мне очень понравилось играть с вами, а вам, ребята понравилась наша веселая ярмарка? ( Ответы детей)
Воспитатель: Ванечка, ребята, мы ведь еще не прокатились на карусели.
Игра «Карусель» Материалы и оборудование: палка с прикрепленными цветными лентами.
В центре круга встает взрослый, держа палку. Участники берутся за края лент и под музыку двигаются с разной скоростью по кругу.
Коробейник: Я рад, что попал на вашу ярмарку. Мне пора уходить, но на прощание хочу вас угостить, как это всегда было принято на русских ярмарках.
Воспитатель и дети благодарят коробейника. Прощаются с ним.
Коробейник отдает детям угощение, прощается и уходит.