Конспект образовательной деятельности
«Королева Вода»
с детьми в старшей группе
Черепанова Ольга Николаевна,
старший воспитатель МДОБУ № 15,
г. Белорецк, Республика Башкортостан
Цель: закрепить знания детей о свойствах воды, развивать интерес к нетрадиционным видам рисования.
Задачи:
— закрепить знания об условиях, при которых вода испаряется;
— закрепить знания о свойствах льда;
— развивать навыки проведения опытов (умение работать с оборудованием, соблюдать правила безопасности, знать последовательность в проведении опыта);
— развивать умение детей понимать и действовать по алгоритмам деятельности;
— расширить знания детей о возможностях акварели посредством рисования по мокрому листу;
— развивать у детей познавательную активность, образное представление;
— воспитывать эмоциональную отзывчивость, умение работать подгруппами.
Предварительная работа: беседа о состояниях воды, о безопасности вблизи водных объектах весной, знакомство с рисованием по мокрому листу, разучивание стихотворения «Твердое-жидкое» автор А.Дитрих.
Оборудование: экран с ноутбуком, электрический чайник с водой, белое блюдце, пробирка с теплой водой с делениями, лед, альбомные листы для рисования А4, кусочки губки, акварельные краски, кисть.
Ход образовательной деятельности:
I часть
Вводная
Воспитатель в группе с детьми беседует о весне.
Звук оповещения электронного письма.
Воспитатель. Ребята, нам на электронную почту пришло письмо. Хотели бы вы узнать, кто нам его прислал и о чем оно?
На экране открывается видео, где изображена мультяшная Королева Воды. Королева Воды обращается к детям: «Здравствуйте! Как вы думаете, кто я? (варианты ответов детей). Я Королева Воды – самая важная персона. Без меня не могут существовать ни человек, ни животное, ни растение. Без воды нет жизни на Земле. Вода содержится везде: почве, облаках, морях и океанах. И даже человек состоит из большого количества воды»
Воспитатель. Раз зовут тебя Королева Воды, значит ты жидкая?
Королева Воды. Не всегда…Я- вода, я легко меняю свое состояние. могу быть жидкой, твердой, газообразной. Вода выпадает на землю в виде дождя, снега, града. С поверхности земли, океанов и морей испаряется и в виде пара возвращается в облака. Вот я и хотела спросить у ребят: вы сможете воду из одного состояния перевести в другое? Как? (ответы детей: с помощью опытов)
Воспитатель. Ребята, приглашаю вас в лабораторию для выполнения задания Королевы Воды.
II часть. Основная.
Детям предлагаются карточки с алгоритмом проведения опытов.
Воспитатель. Предлагаю провести два опыта. Назовите их, глядя на карты-алгоритмы проведения опытов. А теперь самостоятельно разделитесь на две равные группы и пройдите к столам для проведения опытов.
1 опыт: превращение воды в пар. В электрическом чайнике кипит вода. При закрытой крышке пар выходит наружу через носик хорошо видной струей. Дети формулируют вывод, что вода при нагревании превратилась в пар. К струе пара поднести белое холодное блюдце и подержать его над паром, пока в блюдце не соберется несколько капель воды.
2 опыт: превращение льда в воду. В пробирку с делениями наливается теплая вода, в карточке отмечается уровень воды в пробирке и опускается лед. После того, как лед растает, в карточке отмечается уровень воды в пробирке и делается вывод на основании сравнений: лед тоже вода.
Воспитатель. Дети, вы проводили опыты, а теперь расскажите, как вы это делали и какой результат получили. (дети после опытов подводят итоги о переходе воды в разные состояния, опираясь на карты алгоритмов проведения опытов).
Королева Воды. Молодцы, ребята. Вы успешно выполнили мое задание, показав на опыте превращение воды в разные состояния. Можем мы наблюдать в природе превращение льда в воду? Когда? (весной, когда становится тепло, снег и лед стекают в реку, отчего реки становятся полноводными и выходят из берегов). Значит ли это, что люди должны идти к рекам, отдыхать на берегу, рыбачить, купаться? (вспомнить правила безопасности у воды весной, опираясь на иллюстрации).
Воспитатель. Ребята, давайте отдохнем так, чтобы было безопасно.
Физкультминутка
Слайды с весной под музыку Рахманинова.
Воспитатель. Мы очень радуемся весне, давайте отразим это в рисунках. Рисовать мы будем весенний пейзаж тоже с помощью воды по мокрому листу. Главным инструментом сегодня станет губка. Мы смочим ею наш лист. Смачивается лист быстрыми движениями (показ воспитателя), рука движется свободно. А потом уже по мокрому листу наносится краска. Кисточка слегка касается листа, краска ложится красиво. Что получится, каждый увидит после выполнения работы. Приступаем.
Выполнение под музыку.
Королева Воды. Ребята, вы не только отлично справились с моим заданиям с помощью опытов, но и замечательно нарисовали с помощью воды! Растите умными и добрыми людьми, а мне пора прощаться! До свидания!
III часть. Заключительная. Рефлексия. Итог.
Воспитатель. Ребята, какое занятие сегодня было для вас: сложное, увлекательное или скучное? (на экране три смайлика, отражающее эмоции) Почему? (индивидуальные ответы). Возьмите разноцветные кружочки, нарисуйте смайлики с тем настроением, какое у вас сейчас и приклейте на мольберт.
Воспитатель. Итог занятиях о состояниях воды подведут ребята нашей группы.
Дети рассказывают стихотворение «Твердое-жидкое» автор А.Дитрих
1 ребенок
Коль зимою спрыгнуть с вышки,
То набьешь, конечно, шишку.
Знать, тверда была вода,
Ты ответишь без труда.
2 ребенок
Ну а если прыгнуть в воду
В очень теплую погоду,
Будешь мокрым ты до нитки –
Летом лед бывает жидким.
3 ребенок
Вот такая чехарда:
То здесь лед, а то-вода.
Ты подумай и ответь:
Жидкость — речка или твердь?
4 ребенок
Зачерпнем воды из речки
И поставим греть на печке:
Пар заполнит весь наш дом,
А воды мы не найдем.
5 ребенок
Вот такая чехарда:
То здесь пар, а то вода.
Жидкость – речка или газ?
Ты ответишь нам тотчас.
Вместе
«И вода, и лед, и пар», —
Скажет нам и млад и стар, —
Это все-таки вода,
Ты запомни навсегда.
Литература: Рыжова Л.В. Методика детского экспериментирования. — СПб.: Детство-Пресс, 2014.