Конспект непосредственно образовательной деятельности
«Волшебная вода»
для детей старшего дошкольного возраста
Фролова Наталья Викторовна,
воспитатель МОУ д/с № 254,
г. Волгоград
Цель: Активизировать познавательно-речевую активность детей путем расширения представлений и знаний об окружающем мире через исследовательскую деятельность.
Коррекционно-образовательные задачи:
- Расширять представление детей о воде;
- С помощью экспериментов продемонстрировать различные состояния и свойства воды.
- Активизировать речь детей. Упражнять в подборе слов — признаков, слов — действий по теме «Вода».
Вода (жидкая, течет), лед (твердый, тает), пар (легкий, поднимается вверх).
Коррекционно-развивающие задачи:
- Развивать познавательные процессы: память, внимание, мышление, умение делать выводы;
- Развивать общую и мелкую моторику;
- Развивать фонематический слух;
Коррекционно-воспитательные задачи:
- Воспитывать позитивное отношение к неживой природе и желание исследовать воду доступными способами.
- Подбор необходимого оборудования.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Физическое развитие»; «Социально-коммуникативное развитие».
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, продуктивная
Методы работы: игровой, наглядный, словесный, практический.
Приемы: сюрпризный момент, загадки, наводящие вопросы, напоминания, речевой образец, оценка участия детей.
Оборудование и материалы:
Демонстрационный: карточки с изображением воды в жидком, твердом и газообразном состоянии; магнитная доска; музыкальный центр; фонограмма звуков; изображение капельки; графин с водой, стакан (прозрачный); ёмкость для льда, щипцы для льда; пробирка с водой, подставка для свечи, свеча, спички, ложечка, зеркало.
Раздаточный материал: клеенка на стол 40*60см.- на каждого ребёнка; стаканы пластиковые для воды 12 шт. на каждого ребёнка по 2шт.; клеёнка на стол 1м.*1м.-1шт.;салфетки для вытирания рук для каждого ребёнка; тарелка для льда для каждого ребёнка; вода, лед; 3 емкости, 6 капелек из картона, 6 кристаллов, 6 целлофановых пузырьков,
Предварительная работа: Беседа о воде, снеге, облаках; наблюдение за состоянием воды в природе (во время прогулки); разучивание пальчиковых игр и динамических пауз по теме;
Ход образовательной деятельности:
- Открытый вход в деятельность
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам придет гость, но не простой, а волшебный. Попробуйте догадаться, что же это за гость?
Загадка:
Дома может течь из крана,
С неба дождиком пролить,
А зимою льдом и снегом
Землю всю собой закрыть.
Дети: Вода
Воспитатель: А какие слова из загадки вам помогли?
Дети: Течет, пролить, льдом и снегом.
- Вводно – организационная деятельность.
Воспитатель: ребята, а теперь закройте глаза
(воспитатель включает фонограмму «Шум воды»)
Воспитатель: Что вы себе представляете?
Дети: Вода, ручей и т.д.
Воспитатель: А вы знаете, что вода как волшебница умеет превращаться. Посмотрите на картинки, что вы видите?
(дети рассматривают картинки с изображением воды в разных её состояниях).
Дети: Дождь, снег, облака.
Воспитатель: Ребята, а у нас появилась Капелька и она совсем запуталась. Давайте ей поможем разобраться?
- Основная часть: Лабораторные исследования.
Воспитатель: Я предлагаю вам стать исследователями и с помощью опытов доказать, что вода – волшебница и умеет превращаться.
(дети одевают халаты)
ОПЫТ № 1 «Вода жидкая»
Воспитатель: Ребята, что есть в нашей лаборатории?
Дети: Вода в графине, стаканы.
Воспитатель: Понаблюдайте, что сейчас происходит?
(воспитатель переливает воду из графина в стакан)
Дети: Вода льется, течет.
Воспитатель: Если я смогла перелить воду, значит она какая?
Воспитатель: А теперь вы проведите этот опыт. Воду можно наливать, переливать, значит, она какая?
(дети садятся за столы, на котором стоят по два стакана на каждого ребенка, один стакан с водой, а другой пустой. Дети переливают воду из одного стакана в другой).
Дети: Жидкая.
(закрепить слово с каждым ребёнком)
Воспитатель: А где вы встречали жидкую воду дома? А в природе?
Воспитатель раздает каждому ребёнку капельку из картона и предлагает отнести Капельке.
Воспитатель: Ребята, Капелька видит очень много подружек, ей хочется жить в жидкой воде, и плескаться с другими капельками.
ОПЫТ №2 «Вода твердая»
(Дети подходят к другому столу)
Воспитатель: Посмотрите, что у меня в формочке?
Дети: Лед.
(У каждого ребёнка в тарелке лед)
Воспитатель: Потрогайте, какой он?
Дети: Холодный, твердый.
Воспитатель: А лед бывает горячим?
Дети: Нет.
Воспитатель: А как вы думаете, лед можно перелить?
Дети: Нет. Его можно пересыпать.
Воспитатель: Почему?
Дети: Он твердый.
Воспитатель: Прежде чем приступить к следующему опыту, давайте погреем наши ручки. (Проводиться пальчиковая гимнастика)
Пальчиковая гимнастика «Снежок»
Раз, два, три, четыре,
Мы с тобой снежок слепили:
Круглый, крепкий, очень гладкий
И совсем, совсем не сладкий
Раз – подбросим, два – поймаем, три – уроним
И сломаем.
(На каждую фразу выполнить соответствующее движение)
Воспитатель: Возьмите лед в руки. Что происходит? Почему?
Дети: Тает. От тепла рук.
Воспитатель: Ребята, вытирайте руки. А теперь подумайте и скажите, что такое лёд?
Дети: Вода замерзла и стала твердой.
Воспитатель: В виде чего вы встречали твердую воду на улице? А где в наших домах можно встретить лед?
Воспитатель: Значит, вода может быть не только жидкой, а еще какой?
Дети: Твердой
(закрепить слово с каждым ребёнком)
Воспитатель раздает каждому ребёнку кристалл и предлагает отнести Капельке.
Воспитатель: Ребята, Капелька твердая вода тоже нравится, ей очень хочет блестеть и переливаться вместе с подружками.
ОПЫТ №3 «Вода как пар»
(Дети подходят к другому столу)
Воспитатель: Посмотрите, что у меня на столе?
(Воспитатель напоминает детям о технике безопасности. Дети садятся на безопасное расстояние, наблюдают).
Воспитатель: Что происходит с водой?
Дети: Вода кипит.
Воспитатель: Что выходит из пробирки?
Дети: Пар.
Воспитатель: Что такое пар?
Дети: Вода.
Воспитатель: Какая вода?
Дети: Легкая, горячая.
Воспитатель: а где еще можно увидеть пар.
Дети: Когда мы дышим на морозе, из чайника.
Воспитатель раздает каждому ребёнку пузырьки пара и предлагает отнести Капельке.
Воспитатель: Ребята, Капелька хотела бы жить и в это состояние, она могла бы высоко летать с подружками и видеть вас сверху.
Воспитатель: А теперь давайте вместе с капелькой поиграем?
ИГРА «ВОДА, ЛЕД, ПАР»
(На слово ВОДА — дети держаться за руки ходят по кругу, на слово ЛЕД – дети держаться за руки, подходят к центру, а на слово ПАР – дети кружатся)
Динамическая пауза
ИГРА «ВОДА, ЛЕД, ПАР»
(На слово ВОДА — дети, держась за руки, ходят по кругу, на слово ЛЕД – дети, держась за руки, подходят к центру, а на слово ПАР – дети кружатся)
- Итог. (У Капельки появляется улыбка)
Воспитатель: Ребята, Капелька улыбается, как вы думаете почему?
Чем мы ей помогли?
Что узнали о воде?
Почему воду называют Волшебницей?
Список используемых источников:
http://iknigi.net/avtor-nikolay-veraksa/75666-poznavatelno-issledovatelskaya-deyatelnost-doshkolnikov-dlya-raboty-s-detmi-4-7-let-nikolay-veraksa/read/page-5.html;
https://blog.dohcolonoc.ru/entry/raznoe/palchikovye-igry.html