Волшебная капля воды

Конспект непосредственно образовательной деятельности
«Волшебная капля воды» (часть 1)
для детей средней группы

Яцкова Леся Станиславовна,
воспитатель
МБДОУ № 1, ЗАТО Видяево
Мурманской области

 

Задачи:
1. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментальной деятельности.
2. Познакомить детей со свойствами воды:
— прозрачность,
— не имеет вкуса и запаха,
— вода — растворитель,
— вода обладает памятью.
3. Продолжать формировать навыки проведения лабораторных опытов.
4. Обогащать и активизировать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.
5. Продолжать формировать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, а также отстаивать свое мнение, доказывать свою правоту.

Предварительная работа:
— рассматривание глобуса, карты мира;
— проведение мини-беседы «Если б не было воды»;
— заучивание стихотворений о роднике, реке, море.

Оборудование: иллюстрации на тему «Вода», аудиозапись, видеозапись, колбы, вода, молоко, сахар, мелкие игрушки, стаканы с питьевой водой, фломастеры, листы бумаги.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

Вводная часть
Воспитатель:  Для того чтобы узнать, о чем сегодня пойдет речь на нашем занятии — отгадайте загадку:
Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы.
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и с рук
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды –
Жить нельзя нам без… (Воды)

Воспитатель: Сегодня мы поговорим о воде. Мы вспомним, что знаем. Узнаем новое, будем рассуждать и играть. Где в природе мы можем увидеть каплю воды?
Ответы детей: Стихи о роднике, реке, море.
(на доске иллюстрации различных водоемов)

Игровой практикум «Мама Тучка»
Воспитатель: Давайте представим, что я – мама Тучка, а вы – мои детки. Делайте все, что я скажу.
— Капельки, вам пора отправляться в путь (звучит аудиозапись со звуками дождя). Полетели капельки на землю. Попрыгали, попрыгали… (Дети прыгают). Скучно им стало по одиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками. («Капельки» составляют ручейки, взявшись за руки). Встретились ручейки и стали большой рекой. («Ручейки» соединяются в одну цепочку). Плывут капельки к большой реке, путешествуют.
— Текла, текла речка и попала в большой океан. (Дети перестраиваются в большой хоровод и двигаются по кругу). Плавали, плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернутся. А тут солнышко пригрело. Стали капельки легкими, потянулись вверх. Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке. (Дети разбегаются и рассаживаются на стульчиках вокруг воспитателя).
Воспитатель: Где встречается капелька воды?
Ответы детей: в капельке дождя, в ручейке, реке, океане…
Воспитатель: А что же такое вода? Какими свойствами она обладает? Чтобы выяснить это мы пройдем в нашу лабораторию.

Основная часть. Исследование «Волшебная вода».
Воспитатель: Запомните правила поведения в лаборатории:
— Не шумите – этим вы мешаете другим.
— Аккуратно обращайтесь с посудой. Помните, что стекло может биться и им легко порезаться.
— Слушайте воспитателя.
— Внимательно следите за результатами опыта.
— Закончив наблюдение, постарайтесь сделать вывод.
(Дети проходят к рабочим столам. На столах колбы, вода, молоко, сахар, мелкие игрушки, стаканы с питьевой водой).
Воспитатель опускает в стакан с молоком ложку.  Спрашивает: «Видна ли ложка?»
Ответы детей: Нет.
Воспитатель: Опустите в стакан с водой свои ложки. Хорошо ли вам видны ложки?
Ответы детей: Видны хорошо.
Воспитатель формулирует вывод вместе с детьми о том, что одно из свойств воды – прозрачность.
Воспитатель: Если у воды вкус? Попробуйте воду.
Ответы детей: Вода без вкуса.
Воспитатель: Пахнет ли вода чем-нибудь?
Ответы детей: Нет.
Воспитатель подводит детей к выводу о том, что вода не имеет ни вкуса, ни запаха.
Воспитатель: Опустите в воду кусочек сахара. Что с ним происходит?
Ответы детей: Сахар растворяется.
Воспитатель: Где в жизни мы это можем наблюдать?
Ответы детей: Например за завтраком, когда мы кладем кусочек сахара в чай, сахар растворяется и чай становится сладким.
Воспитатель вместе с детьми делает вывод о том, что еще одно свойство воды – в ней можно растворять различные вещества. Вода – растворитель.
Воспитатель формулирует итог всего эксперимента: вода – одно из самых удивительных веществ. Она обладает многими свойствами: прозрачность, не имеет вкуса и запаха, является растворителем, обладает памятью.

Заключительная часть. Творческая работа.
Дети выполняют коллективную работу по рисованию на тему «Вода».

Конспект непосредственно образовательной деятельности
«Волшебная капля воды» (часть 2)
для детей средней группы

Яцкова Леся Станиславовна,
воспитатель
МБДОУ № 1, ЗАТО Видяево
Мурманской области

Знакомство детей со свойствами воды продолжено на следующем занятии. Задачи остаются те же, меняется содержательная часть занятия, идет дальнейшее закрепление у детей знаний о свойствах воды.
Оборудование: прозрачные стеклянные стаканчики разной формы; фильтровальная бумага; электрочайник. Предметы круглой и квадратной формы на каждого ребенка. Иллюстрации с изображением водоемов, водяных мельниц, водохранилищ.
Вещества, которые дети будут растворять в воде — по выбору воспитателя. Например: соль, сахар, мука, краска, крахмал, травяной настой календулы или ромашки, любое растительное масло.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

Вводная часть.
Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу вас опять пригласить в нашу волшебную лабораторию. Что делают в лаборатории? Правильно, проводят опыты. А какие опыты проводили мы с вами (ответы детей о том, какие опыты были проведены на прошлом занятии). Ребята, хочу вас предупредить, в нашей лаборатории появился необычный предмет. Давайте к нему подойдем и рассмотрим его. (Дети подходят к фонтану и рассматривают его).
Воспитатель: Кто знает, как этот предмет называется? Для чего он нужен? А в нашем городе есть фонтаны, где они находятся? А что льется в фонтане (вода). Что можно сказать о воде, за которой мы наблюдаем?
Дети: Вода плещется, журчит, переливается, бежит, льется, течет.
Воспитатель: Вы сказали: «вода льется, течет». Давайте это проверим. Для начала подойдите к столу. Здесь вы видите много посуды. Какая она?
Дети: Стеклянная.
Воспитатель: Как нужно с такой посудой обращаться.
Дети: Аккуратно. Постараться не стукать её друг об друга, можно разбить.
Воспитатель: Возьмите бутылочку с водой и вылейте немного воды на блюдечко.
Выливать надо медленно, чтобы увидеть, как вода льется, течет и растекается на блюдечке. (Самостоятельная работа детей).
Воспитатель спрашивает детей, почему они смогли перелить воду из бутылочки на блюдечко? Почему вода растеклась по блюдечку?
Дети: Вода жидкая.
Воспитатель: Совершенно верно. Если бы вода не была жидкой, но она не смогла бы течь в реках, ручейках, не текла бы из крана. А поскольку вода жидкая, может течь, то её называют жидкостью. Посмотрите, у вас на столе лежат кубики и шарики. Какой формы эти предметы?
Дети: Кубик имеет квадратную форму, шарик – круглую.
Воспитатель: Если мы опустим их в стакан, положим на стол, на блюдечко, на ладошку, изменят ли они свою форму?
Дети: Нет, в любом месте они остаются кубиком и шариком. Форма их не меняется.
Воспитатель: А есть ли форма у воды? Что бы ответить на этот вопрос, проведем опыт: Будем наливать воду в чашечку, блюдце, баночку, бутылочку. (Самостоятельная работа детей).
Воспитатель: Итак, что происходит с водой, когда мы её наливаем в баночку? Какую форму она принимает?
Дети: Форму баночки.
Воспитатель: А что с ней произошло, когда мы налили её в чашку, в блюдце?
Дети: Вода приняла форму этих предметов.
Воспитатель: Правильно, вода приняла форму того предмета, в который её наливали – чашки, блюдца, баночки. Что же показал нам опыт? Какую форму имеет вода?
Дети: Вода не имеет собственной формы, она принимает форму того предмета, в который её наливают.

Основная часть.

Воспитатель: А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Хорошо – плохо». Разобьемся на две команды. Одна команда отвечает на вопрос: «Вода – это хорошо. Почему?». Другая команда отвечает на вопрос: «Вода – это плохо. Почему?». Итак, начали: «Вода это хорошо. Почему?».
Дети: Вода нужна для питья, чтобы умыться и вымыть руки. Водой можно закаляться, играть с водой, готовить еду, мыть полы, посуду, игрушки, стирать одежду. Вода нужна для того, чтобы поливать цветы, растения в огороде. В воде живут разные животные, возле воды обитают птицы.
Воспитатель: Первая команда отлично справилась с заданием. Послушаем теперь вторую команду. «Вода – это плохо. Почему?».
Дети: Если в жару напиться холодной воды, можно заболеть. Горячей водой можно обжечься. Если неаккуратно с ней обращаться и пролить на пол, можно поскользнуться и упасть. Если часто поливать растения водой, они могут погибнуть. Если не умеешь плавать, можно утонуть. Бывает наводнение и тогда вода разрушает дома.
Воспитатель: Ребята, а теперь такой вопрос: может ли вода кипеть, булькать и шипеть? Когда это происходит?
Дети: Когда её нагревают.
Воспитатель: А что так сильно нагревает воду, что она закипает?
Дети: Огонь, газ, электронагреватель.
Воспитатель: На наше занятие я принесла один из электроприборов. Кто мне скажет, как он называется? (Спросить двух, трех человек). Совершенно верно – это электрочайник. Давайте с его помощью попробуем нагреть воду.
Воспитатель проводит опыт по превращению воды в пар.
Воспитатель: Вода постепенно начинает нагреваться. Что с ней происходит?
Дети: Она кипит, булькает, бурлит.
Воспитатель: А какая кипящая вода? Можно ей обжечься?
Дети: Да, она очень горячая.
Воспитатель: Приведите примеры, где вода очень – очень горячая, а где теплая.
Дети: В чайнике, когда кипятим чай, когда мама варит суп или компот, в грелке. Теплой вода может быть летом в речке или лужице, где её нагревает солнце. В кувшине, из которого мы поливаем цветы. В кране, где моем руки, в ванне, где купаемся. В стиральной машине, в батареях.
Воспитатель: Итак, скажите, какое свойство воды мы узнали из этого опыта?
Дети: Вода может нагреваться, может быть теплой и горячей.
Воспитатель: Сейчас я выключу кипятильник. Вода становиться спокойной, но еще остается горячей. Ой, ребята, посмотрите, что это поднимается над баночкой? Правильно это пар. Только не пойму, откуда он взялся? Я в банку наливала только воду. А вы не знаете? (Высказывания детей).
Воспитатель: Вы правы, если сильно нагреть воду, то она превращается в пар. Сейчас мы это проверим. Я осторожно подержу зеркало над паром (показывает детям). Что вы видите на зеркале? Оно запотело, и появились капельки. (Воспитатель предлагает детям потрогать их пальчиком и убедиться, что это вода). Значит, мы можем сделать вывод: «Пар – это тоже вода,только очень сильно нагрета».

Физкультминутка «Рыбки плавали, ныряли»
Воспитатель: Ребята, сейчас мы проведем еще один опыт. Возьмем баночку с водой и нальем туда масла. Оно так и осталось плавать на поверхности воды. Можно пить такую воду и почему?
Дети: Нет. Она пахнет маслом и неприятная на вкус.
Воспитатель: Да, действительно, такая вода не пригодна для питья. А что нужно сделать, чтобы она стала чистой?
Дети: Её нужно очистить от масла.
Воспитатель: А вы знаете, это можно сделать, но только с помощью фильтра. Самый простой фильтр для очистки воды мы можем сделать с вами сами из обычной салфетки. Посмотрите, как я это сделаю (Воспитатель показывает как сделать фильтр. Затем, как его установить в баночку). А теперь попробуйте сделать фильтр самостоятельно. (Самостоятельная работа детей).
Воспитатель: У всех все правильно получилось, какие вы молодцы! Давайте попробуем проверить, как работают наши фильтры. Мы очень осторожно, по не многу, будем лить масленую воду в баночку с фильтром. (Самостоятельная работа детей).
Воспитатель: Аккуратно уберите фильтр и посмотрите на воду. Какая она стала?
Дети: Вода стала чистой.
Воспитатель: Куда же делось масло?
Дети: Все масло осталось на фильтре.
Воспитатель: Мы с вами узнали самый простой способ очистки воды. Но с фильтрованной водой мы с вами сталкиваемся каждый день. Вода, которая попадает к нам, в наши квартиры через водопровод, тоже фильтрованная. Сначала воду берут из реки или из какого-нибудь подземного водохранилища. Затем она попадает на специальные водоочистительные станции, где с помощью сложных фильтров, непохожих на наши, воду очищают от песка, грязи, разных микробов. И только после этого вода уже попадает в водопровод.
Воспитатель: Ребята, человек ни дня не может прожить без воды. А какая же все — таки бывает вода? Я предлагаю поиграть в игру, которая так и называется «Какая бывает вода?»

Игра:
Дети встают в круг, воспитатель в центре круга, с мячом. Воспитатель задает вопросы и бросает мяч одному из детей. Тот ловит мяч, отвечает на вопрос «какая бывает вода?» и возвращает воспитателю мяч. (Варианты ответов: минеральная, безвкусная, без запаха, прозрачная, без цветная, морская, водопроводная, речная, болотная, родниковая).
После игры, воспитатель приглашает детей подойти к фонтану.

Заключительная часть.

Воспитатель: Ребята, вода – одно из самых удивительных веществ на планете. Какие новые свойства воды вы узнали на сегодняшнем занятии.
Дети: Вода это жидкость;
Вода не имеет собственной формы;
Вода может нагреваться, быть горячей;
Воду можно очистить с помощью фильтра.
Воспитатель: Вода добрый друг и помощник человека. Вы знаете стихотворение Н. Рыжовой «Волшебная вода». Давайте его послушаем еще раз.
Вы, слыхали о воде?
Говорят она везде!
Вы в пруду её найдёте,
И в сыром лесном болоте.
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит.
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без неё нам не прожить!
Воспитатель: Действительно, без воды невозможно жить на земле, поэтому воду надо беречь и охранять.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.