Конспект коррекционно-развивающей деятельности
«Коррекция эмоционально-личностной, эмоционально-волевой и познавательной сфер у детей с ОНР»
Пикина Елена Викторовна,
педагог-психолог МБДОУ № 38,
г. Заполярный Мурманской обл.
Игра с песком является мощным и эффективным ресурсом для гармонизации психоэмоционального состояния. В сказкотерапии песочница – это среда, в которой строится диалог ребенка с самим собой, моделируются разнообразные жизненные обстоятельства, создаются символические декорации для проживания своих состояний.
Представленное в презентации занятие является частью коррекционно-развивающей программы, направленной на преодоление сложностей эмоционально-личностной, эмоционально-волевой и познавательной сферах у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Также, занятие можно применять для развивающей работы с детьми подготовительного дошкольного возраста, испытывающих сложности в эмоционально-личностой сфере.
Презентация носит образовательный характер по коррекционной и развивающей работе.
Занятие проводится с группой детей 3-4 человек. Время проведения 25-30 минут.
Структура занятия:
- Разминка.
Задачи: выявление актуально эмоционального состояния; активизация правого и левого полушария; подготовка к сказочному путешествию.
Упражнение, направленное на снятие запретов, выражение чувств и эмоций. Проявление спонтанности и естественности.
Задание с выбором, графически изображенных смайликов (радость, грусть, печаль, удивление).
Тематический сказочный сюжет. Психолог предлагает обстоятельства — сказочную историю. В сказочном сюжете предлагается проживание и понимание детьми своих чувств и эмоций, сопереживание персонажам сказочной песочной страны. Дети учатся способности «присвоить» себе положительные качества, а также поделиться радостью, проявить смелость и доброту.
- Игровая часть.
Задачи: снятие психоэмоциональной нагрузки; развитие воображения и творческого потенциала (самовыражение).
Вход в песочницу:
- манипуляции с песком
- поиск волшебных камней
- выбор персонажей
- строительство и украшение острова
- Заключительная часть.
Рефлексия.
Обсуждение с детьми результатов своего самовыражения. Вопросы к детям: — Удалось им доставить радость жителям песочной страны? – Смогли они проявить доброту и смелость?
Проверка эмоционального состояния детей при помощи схематических картинок эмоций.
Занятие
1,2,3 слайды: Тема занятия, цель, задачи, оборудование.
4 слайд:
Психолог: Ребята, давайте подойдем к столу. Посмотрите, что здесь лежит? Выберете, пожалуйста, смайлик, который соответствует вашему настроению. Когда у нас хорошее настроение, уголки губ у нас приподняты вверх, когда грустное настроение — опущены вниз и т.д.
5 слайд:
Психолог: Сегодня, мы с вами отправляемся в сказочное путешествие в песочную страну. Однако, чтобы туда добраться нам надо подготовиться. Вы согласны со мной?
Упражнение «Перекрестные движения».
Стоя в кругу. Дотронуться правой рукой до левого уха и улыбнуться. Дотронуться левой рукой до правого уха и нахмуриться. Завести руки за спину и рассмеяться. Дотронуться правой рукой до левой пятки и рассердиться. Дотронуться левой рукой до носка правой ноги и улыбнуться. Дотронуться до плеча рядом стоящего человека и улыбнуться.
Психолог:— Молодцы, ребята! Закройте глаза. Звук колокольчика поможет нам очутиться в сказочной стране.
6 слайд:
Психолог: Вот мы и прибыли. Давайте присядем.
— Да вот какая приключилась здесь беда! всех жители этой сказочной страны заколдовала злая колдунья, и они вот уже целую неделю грустные, потому что колдунья лишила их доброты, смелости и радости. Пауза. – Да, я вспомнила! Есть волшебные камни, которые обладают этими качествами. Камни, которые обладают качествами смелости, доброты и радости помогут вам спасти жителей сказочного мира. Когда вы их найдете, то станете настоящими волшебниками и сможете помочь жителям. Поможете?
7 слайд:
Психолог: Ребята! Скажите, пожалуйста, – кого можно назвать смелым человеком? А добрым? Когда вам бываете радостно?
8 слайд:
Психолог: Помогать жителям мы будем в песочной сказочной стране. Однако в любой сказочной стране есть свои законы. Давайте я вам их произнесу.
9 слайд:
Психолог: Сейчас подойдите к песочнице. Положите руки на песок, прикоснитесь к нему… какой он приятный, мягкий, сыпучий. Пересыпайте его из одной руки в другую.
— Вы помните, про волшебные камни доброты, радости и смелости?! Так они находятся здесь! Давайте мы их найдем.
Дети начинают искать, каждый на своей территории. Двойная песочница разделена на 4 части и в каждой из них заранее спрятаны камни. Психолог: — Подержите камни в руках, они же волшебные, почувствуйте, как вы наполняетесь добротой и смелостью.
А сейчас, подойдите к столу с игрушками и выберете себе жителя (ей) песочной сказочной страны. Именно для них вы будете строить уютный, красивый остров.
10 слайд:
Психолог: Ребята, теперь вы стали настоящими волшебниками и можете наполнить остров всем тем, чем вам хочется: животными, растениями, украшениями. — И конечно, можно подарить волшебные камни жителям своей страны. Вы уже приобрели качества смелости и доброты.
11 слайд:
Психолог: Посмотрите, как выглядит остров! Это отдельная часть суши, окруженная со всех сторон водой. Строительство и украшение острова.
12 слайд:
Рефлексия. Обсуждение с детьми результатов своего самовыражения. Колдовство закончилось.
Вопросы к детям: Вам понравилось сказочное путешествие? Удалось вам доставить радость жителям песочной страны? – Смогли вы проявить доброту и смелость?
Психолог: Выберете сейчас свое настроение. Проверка эмоционального состояния детей при помощи схематических картинок эмоций. До свидания, ребята!