Мастер-класс
педагога-психолога совместно с учителем-логопедом
Лавриненко Ирина Андреевна,
педагог-психолог МДОУ № 14,
г. Оленегорск Мурманской обл.
Технические средства: интерактивная доска.
Ход мастер-класса
Педагог-психолог: С давних пор сказка была одним из широко распространенных жанров устного творчества. Уходя своими корнями в фольклор доклассового общества, и веками впитывая человеческую мудрость и жизненный опыт многих поколений, сказки всегда воспринимались как детской аудиторией, так и взрослыми ценителями народного искусства.
Учитель-логопед: В мир сказок ребенок вступает в раннем детстве, как только начинает говорить. Сказка помогает ребенку укрепиться в понятиях о том, как жить, на чем основывать отношение к своим и чужим поступкам. Сказочная фантастика утверждает человека в светлом приятии жизни, полной забот и свершений. Сказки зовут в преобразование мира на началах человечности и красоты.
Педагог-психолог: У современных детей, «благодаря» информационному прогрессу, снизился интерес к живому общению, чтению книг, практически исчезла потребность к играм-драматизациям, что неизбежно приводит к отставанию в речевом, интеллектуальном и психическом развитии.
Учитель-логопед: В ходе деловой игры мы хотим показать вам интегрированный досуг, который можно реализовать как полноценное занятие учителя-логопеда или педагога-психолога.
Слайд 1
На экране появляется Белый кролик, который пробегает с часами и спешит (кадры из мультфильма Алиса в стране Чудес)
Ритуал приветствия «Ласковые слова»
Педагог-психолог: Посмотрите, кролик обронил часы. Наверно он спешил в гости, а вежливые люди всегда приветствуют друг друга приятными, ласковыми словами.
Предлагаю передавать друг другу эти часы. Пока они у вас, вы должны придумать и сказать ласковые слова приветствия.
Слайд 2
В это время на экране Алиса падает в колодец (кадры из мультфильма)
Учитель-логопед: Мы оказались в сказочной стране, героиня которой вам хорошо знакома. Конечно – это Алиса.
Упражнение «Слова-словечки» (эмоциональная лексика со значением уменьшительности и увеличительности, словообразование)
Все в стране Чудес было необычным и загадочным. Если выпить эликсир – сразу уменьшишься в размере, а если откусишь печенье – сразу увеличишься.
Слайд 3
На экране появляется кадр из мультфильма, где Алиса с эликсиром в длинном зале.
Учитель-логопед: Что же с нами будет, если мы попробуем эти угощения. (Учитель-логопед предлагает карточки с изображением баночки эликсира)
— Я начну предложение, а ты закончи: «Выпила девочка эликсир и стали у нее не ноги, а ножки. Откусила девочка печенье и стали у нее не ручки, а ручища» и т.д. Нос, голова, уши, глаза.
Педагог-психолог: Приключения Алисы в стране Чудес продолжались и оказалась она на чаепитии у мартовского Зайца.
Слайд 4
На экране слайд с кадром из мультфильма «о чаепитии»
Педагог-психолог: Предлагаю немного поразмяться, встаньте у своих стульев и повторяйте за нами.
Динамическая пауза «Чайник»
Я чайник – ворчун, хлопотун, сумасброд
(Изогнуть одну руку, как носик чайника, другую держать на поясе)
Я всем напоказ выставляю живот (надуть живот)
Я чай кипячу, клокочу и кричу: (топать ногами)
— Эй, люди, я с вами чай пить хочу! (призывные движения руками).
Учитель-логопед: «Странная компания» — подумала Алиса — «Чай пить пригласили, а гостям не накрыли…»
Упражнение «Чего нет?» (словоизменение)
Логопед предъявляет картинки (блюдце, стул, ложка, чашка, баранка) и обращается к собеседникам поочерёдно:
Учитель-логопед: У меня есть чашка …а у меня нет чашки и т.д.
«Глупейшая компания!» — подумала Алиса и отправилась дальше.
Педагог-психолог: По пути Алиса вспоминала всех тех, кто встретился ей в необычной Стране.
Слайд 5
На экране появляются Карточная королева, Чеширский кот, гусеница
Педагог-психолог: Предлагаю мимикой изобразить эмоциональные состояния героев сказки.
Алиса встретила злую Карточную королеву, радостного Чеширского кота, равнодушную гусеницу.
Слайд 6
На экране фрагменты из всего путешествия Алисы в стране чудес.
Учитель-логопед: Еще Алиса решила припомнить все события прошедшего ПНЯ (дня).
Педагог-психолог: Да не ПНЯ, а ДНЯ!
Учитель-логопед: Сначала она никак не могла подобрать к двери нужный ЛУЧ (ключ), потом это чаепитие, где ей не хватило КАШКИ (чашки), А эта необычная колода ПАРТ (карт)! Всё КОЧКА (точка)!
Слайд 7
Алиса на траве – Подумала Алиса и в этот момент проснулась. Мы с вами тоже вернулись из страны Чудес обратно в детский сад…
Спасибо за сотрудничество.