Из опыта работы
«Нейропсихологические упражнения в коррекционной работе с детьми с ОВЗ. Комплексный подход педагога-психолога и инструктора по физической культуре»
Провоторова Виталия Викторовна,
педагог-психолог МКДОУ д/с № 506,
г. Новосибирск
Сейчас работа с детьми в нейропсихологическом подходе становится всё более популярной. И это вполне объяснимо. С каждым годом детей с нарушениями высших психических функций (ВПФ) становится всё больше, а проблемы развития у них становятся всё сложнее. Всё это приводит к тому, что старые методы перестают работать с прежней эффективностью. Поиск новых методов и форм работы привел нас, специалистов ДОУ, к изучению и введению в ежедневную практику нейропсихологических упражнений.
Конечно, методы нейропсихологии мы все использовали и ранее в той или иной степени. Но раньше это носило более стихийный, случайный характер. Сейчас мы выстраиваем систему совместной работы. Мы всё еще находимся в процессе, но хотим поделиться с вами теми наработками, которые у нас уже есть.
В своей работе мы опираемся на метод замещающего онтогенеза (МЗО). Этот метод еще называется психомоторная или нейропсихологическая коррекция, «сенсомоторная коррекция» или «двигательная коррекция». Автором данного метода является А.В. Семенович. Ее метод основан на теории А. Р. Лурия о трех функциональных блоках мозга и учении Л.С. Цветковой о нейропсихологической реабилитации психических процессов. Ценность этого метода заключается в том, что путем воздействия на сенсомоторный уровень, можно развивать высшие психические функции. Развитие идёт через движение, что очень естественно для ребёнка дошкольника.
Именно развитие двигательных функций является тем фундаментом, над которым будут надстраиваться все психические функции. И воздействуя на ребенка через движение, мы имеем возможность развивать то, что не развилось своевременно.
Метод замещающего онтогенеза (МЗО) имеет противопоказания, как и любой другой метод. Дети с эпилептической готовностью, психиатрическими проблемами, генетическими синдромами, сердечной недостаточностью, астмой нуждаются в сопровождении врача, поэтому мы внимательно изучаем историю развития ребенка и перед работой даем родителям специальные анкеты, позволяющие выявить проблемы, которые, возможно, не были отражены в карте.
Для того, чтобы понять, какие нарушения есть у ребенка, с чем мы будем работать в первую очередь, на что будем опираться, проводится нейропсихологическая диагностика. Исследуется кинетический, динамический, пространственный праксис, зрительный, пространственый гнозис, стереогнозис, уровень памяти, внимания, мышления и пр. Затем составляется общая таблица и в дальнейшем, исходя из результатов, с детьми пристраивается работа по подгруппам или индивидуальная работа.
Во время коррекции важно уделять внимание работе со всем тремя функциональными блокам. Но вводить упражнения нужно постепенно.
Мы начинаем работу с 1-го функционального блока. Включаем дыхательные упражнения, массаж, самомассаж, растяжки, релаксацию, упражнения, направленные на расширение сенсомоторного репертуара.
Пример работы: «Сюжетное занятие «Фабрика игрушек» с использованием упражнений из книги А.В. Семенович «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза».
Цель: стабилизация и активация энергетического потенциала организма, повышение пластичности сенсомоторного обеспечения психических процессов.
Задачи:
— формирование произвольной саморегуляции;
— преодоление мышечных дистоний и зажимов;
— расширение сенсомоторного репертуара.
Занятие проводится индивидуально, с парой или в маленькой подгруппе при помощью еще одного специалиста.
Ход занятия:
Психолог:
Ребята, сейчас мы с вами вспомним, как нужно правильно дышать (умение дышать необходимо отработать заранее).
Упражнение «Шарик».
П: Представьте, что у вас в животике находится желтый или оранжевый теплый шарик, он надувается и сдувается с вашим дыханием. Вдох носиком, животик с шариком надулся, выдох ротиком – сдулся. Вдох, выдох, вдох, выдох. А сейчас представим, что мы оказались в волшебной стране на фабрике игрушек. И сейчас мы превращаемся в кукол, которых только что сделали на этой фабрике.
П: Проверим, как работают наши механизмы. Сначала проверим наши ручки и ножки.
Упражнения, направленные на согласование дыхания с движением:
П: Ложимся на спину. Медленно поднимаем одну руку сначала правую, потом левую, затем поднимаем правую ногу, потом левую; затем правую руку и правую ногу одновременно на вдохе и удерживаем их в поднятом положении во время паузы; а теперь медленно опускаем на выдохе, расслабляемся.
П: А сейчас садимся на пол, скрестив ноги, спина прямая. Прямые руки расставлены в стороны параллельно полу. Кисти сжаты в кулаки, кроме больших пальцев, вытянутых вовне. Вдох — поворачиваем руки большими пальцами вверх; Выдох — вниз.
Упражнения, направленные на расширение сенсомоторного репертуара:
П: А сейчас проверим ваши глазки. Нужно смотреть прямо перед собой. Головка смотрит прямо, не шевелится, двигаться будут только глазки. Смотрим сначала вверх, потом вниз. Направо, налево. А теперь направо и вверх одновременно, налево и вверх, направо и вниз, налево и вниз. А сейчас посмотрим на свой носик и тут же будто сразу разведем глазки в две стороны.
Упражнения, направленные на преодоление мышечных дистоний:
Упражнение «Линейные растяжки».
П: А сейчас ложимся на спинку, ноги лежат свободно, руки положите вверх за голову, проверим еще раз как работает наше тело. И нужно потянуться одновременно двумя руками и ногами, потянулись, потянулись. А теперь потянемся только правой стороной тела (рука, бок, нога), потом — только левой. Спина при этом не должна напрягаться и выгибаться. Вы почувствовали как тянется ваше тело?
Упражнение «Качалка».
П: А сейчас обхватите колени руками. Покачайтесь на спине, прокатываясь всеми позвонками по полу. Легли опять на спинку.
Упражнение «Кошка».
П: А теперь встаем на четвереньки, опираемся на колени и ладони; бедра и руки перпендикулярны полу (за этим следит ведущий). Со вдохом нужно отвести голову назад, н не запрокидывать и прогнуть позвоночник вниз. С выдохом — зашипеть; подбородок — к груди, спина выгибается вверх.
Вот такие получились у нас «куколки-кошечки». А сейчас встаем, потянемся ручками вверх, вдох, выдох — ручки упали вниз, а ы превратились из куколок обратно в ребятишек, вернулись из волшебной страны в нашу комнату и пошли в группу.
Затем включаем упражнения для работы со вторым блоком, направленные на коррекцию и развитие функций, которые надстраиваются над сенсомоторным фундаментом. Упражнения по развитию соматогнозиса, тактильного, зрительного, слухового гнозиса, моторной и речевой кинетики, пространственных представлений, памяти речи.
Примеры упражнений и игр:
Кончик большого пальца правой руки поочерёдно касается кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца – «пальчики здороваются». Те же движения пальцев выполняются левой рукой, затем двумя руками одновременно. Игра «Зеркало». Взрослый говорит: «То, что я делаю левой рукой, ты повторяй левой рукой». Ориентирование в картинках и при выкладывании фигурок: положи мячик слева от дерева, а солнце над деревом. Конструирование из геометрических фигур. Ориентирование по картам-схемам. Путешествие по лабиринту. «Волшебный мешочек» — поиск таких же предметов, которые показывает инструктор, поиск предметов, которые называет инструктор. Определение звуков на слух, поиск одинаковых звучащих коробочек. Поиск предметов по тени. Кулак-ребро-ладонь и др.
Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия:
«Лезгинка». Левую руку сложить в кулак, большой палец отставить в сторону, кулак развернуть пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснуться к мизинцу левой. После этого одновременно сменить положение правой и левой рук. Повторить несколько раз. Стремиться к высокой скорости смены положений.
«Перекрестные шаги». Координируем движения ребенка так, чтобы в такт движениям руки одновременно двигалась противоположная нога. Ладонь правой руки при ходьбе касается левого колена, ладонь левой руки – правого. Локоть правой руки при ходьбе касается левого колена, локоть левой руки – правого.
«Ухо—нос». Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук.
Работа с третьим блоком включает в себя упражнения, направленные на формирование навыков внимания и преодоления стереотипов, формирование программирования, целеполагания, упражнения на развитие способности к самоконтролю, коммуникативных навыков, интеллектуальных процессов.
Это различные игры по правилам, танцы под музыку «Двигайся, замри». Упражнение, когда детям нужно делать то, что говорит педагог, при этом показывает педагог совсем другое и наоборот. Игра «Запретное движение» Дети становятся в одну шеренгу, ведущий — напротив них. Ведущий показывает какое-нибудь движение и говорит, что оно запретное — его нельзя выполнять. Например, это может быть хлопок руками, приседание или прыжок на одной ноге. Ведущий начинает показывать различные движения. Задача детей — повторять все, кроме названного «запретного движения». Те из игроков, которые повторили его, делают шаг назад. Побеждает тот, кто остался стоять на месте.
Так же хотим поделиться с вами упражнениями, которые использует в своей работе инструктор по физической культуре, которые решают разные задачи и включают в себя нейромоторную коррекцию.
Упражнение по формированию правильной осанки:
прогибание спины с обручем и мячом в руках;
наклоны в стороны с обручем за спиной;
приседание, стоя на носках с гимнастической палкой в руках;
наклоны назад с разведением рук в стороны;
поднимание ног вверх лежа на спине;
ползание на четвереньках;
ходьба с удержанием на голове груза с сохранением правильной осанки.
Упражнения для профилактики и коррекции плоскостопия:
ходьба на носках и босиком по нервной поверхности (песку, мелкой гальке, ребристая дорожка, коврик и т.д.);
ходьба на носках и пятках;
ходьба по гимнастической палке, канату;
захватывание мяча ногами;
собирание мелких предметов пальцами ног;
катание обручей, мяча пальцами ног;
ходьба правым и левым боком по гимнастической скамейке, обхватывая её края пальцами ног;
собирание пальцами ног лежащих на полу скакалки, верёвки, платочка.
Совместная работа узких специалистов психолога и инструктора по физической культуре, когда каждый включает в свои занятия элементы нейропсихологических техник, является более эффективной и даёт устойчивую положительную динамику в коррекции ВПФ у детей с ОВЗ.
Использованная литература:
Семенович А.В. «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза» Москва: «Генезис», 2020г.
Скворцов И.А., Адашинская Г.А., Нефедова И.В. «Модифицированная методика нейропсихологической диагностики и коррекции при нарушении развития высших психических функций у детей» Москва: «Тривола», 2000г