Warning: Use of undefined constant ddsg_language - assumed 'ddsg_language' (this will throw an Error in a future version of PHP) in /home/detstvogid/domains/detstvogid.ru/public_html/wp-content/plugins/sitemap-generator/sitemap-generator.php on line 45
Игра как средство формирования речевой готовности ребенка к школе | ДЕТСТВО-ГИД

Игра как средство формирования речевой готовности ребенка к школе

Из опыта работы

«Игра как средство формирования речевой готовности ребенка к школе»

 Русинова Екатерина Александровна,

учитель-логопед

 МКДОУ д/с «Малышка»

г. Яранск Кировской области

Одним из главных показателей готовности ребенка к школе является уровень его речевого развития. С первого дня пребывания в школе ребенку приходится широко пользоваться речью: понимать словесные инструкции педагогов, отвечать и задавать вопросы в присутствии всего класса, читать вслух. И чтобы ребенок был в этом успешен, у него должна быть сформирована речевая готовность к школе.

Основными критериями речевой готовности к школе являются:

● сформированность звукопроизносительной стороны речи.

● сформированность фонематических процессов и готовность к звукобуквенному анализу и синтезу;

● сформированность грамматического строя речи и умение пользоваться разными способами словообразования;

● свободное владение монологической речью: способность пересказать о пережитых событиях; содержание сказки, описать окружающие предметы; составлять рассказы по серии картинок.

Не достаточный уровень речевой готовности препятствует овладению навыками анализа и синтеза звукового состава слова и служит причиной появления специфических нарушений чтения и письма.

Формирование речевой готовности у детей, не имеющих отклонений в речевом развитии, достаточноэффективно происходит в ходе образовательной деятельности с воспитателем, а детям с патологией требуются дополнительные коррекционно-развивающие логопедические занятия.

Процесс коррекции речи – достаточно сложная деятельность для детей, имеющих речевые дефекты. Поэтому в ходе логопедических занятий я широко использую игры, которые помогают заинтересовать дошкольников, мотивировать их к активному участию и более качественному выполнению речевых упражнений.

          Всоответствиями с критериями речевой готовности детей к школе, я использую 4 основные группы игр.

  1. Первую группу игр, направленных на формирование звукопроизносительной стороны речи, я использую на этапе автоматизации звука.

Практика показала, что звук быстрее автоматизируется, если закреплять его в движении, так как ребенок перестает концентрировать внимание только на правильном звукопроизношении. Поэтому я активно использую игры с перекладыванием, прокатыванием предметов. Например, используя игру «Лабиринт», предлагаю детям помочь герою, который отправился в лес за грибами и заблудился, вернуться домой, прокатывая «волшебный клубок» по лабиринту с произнесением заданного звука, слога или слова.

Вывод: такие игры позволяют быстрее и эффективнее автоматизировать правильный звук, избежать формирования так называемой «кабинетной речи».

2. Игры, формирующие готовность к звукобуквенному анализу и синтезу позволяют создать прочный фундамент для успешного обучения детей чтению и письму.

Как правило, при применении традиционных способов коррекции этот процесс  вызывает у детей с речевыми нарушениями быстрое утомление и снижение концентрации внимания. Преодолению этих проблем тоже способствует игра.

Современным методом коррекционной работы являются игры. Я активно применяю готовые и созданные мной игры на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста.

Такие игры позволяют, детям усвоить основные характеристики согласных звуков, слогообразующую роль гласного звука, цветовые обозначения звуков в схеме, избежав их переутомления. 

3.Следующая группа – это словесные игры, способствующие формированию грамматического строя речи и умение пользоваться разными способами словообразования. В методической литературе достаточно много таких игр, которые мы с вами используем в работе. Практика показала, что сделать их более эффективными помогает использование наглядности (предметов, картинок…)

Для этого при проведении знакомых всем игр «Большой-маленький», «Назови ласково» использую игровой сюжет:

Сегодня к нам в гости заглянули медведи. Посмотри на них. Они одинаковые? (Нет) Чем они отличаются?

(Один большой, а другой маленький). Да, Большой – это медведь. А маленький – медвежонок. Мишки готовятся к спячке. Давай угостим их урожаем с нашего огорода.

Затем я называю большие предметы,  а ребенок маленькие. А потом – наоборот. Например:

 Медведю дадим Яблоко, а медвежонку что? – Яблочко.

Медведю дадим апельсин, а медвежонку? – апельсинчик.

Вывод: применение наглядности на основе зрительных, моторных, а так же тактильных ощущений способствует не только формированию грамматического строя речи, но и развитию сообразительности, находчивости , инициативы детей.

4. Игры, формирующие монологическую речь

Для формирования монологической речи я использую игры с картинками, способствующие обучению  детей составлению описательных рассказов по картине с опорой на  ее фрагменты.

Так в игре «Поиск пропавших деталей», чтобы мотивировать и заинтересовать детей, рассказываю им историю: «… у ребят, попавших под дождь, испортились фотографии, которые они сделали во время экскурсии по изучению достопримечательностей нашего города: некоторые фрагменты на них стерлись. Но сохранились маленькие снимки отдельных объектов» Затем предлагаю ребятам подставить каждый маленький снимок  в нужное место и описать восстановленную фотографию.

С целью интеграции задач речевого и познавательного развития я адаптирую знакомые всем дидактические игры, дополняя или изменяя их традиционные правила. Например, для развития связной речи  использую  игру «Мемо» следующим образом: если ребенок открыл пару одинаковых картинок, предлагаю ему составить описательный рассказ по ним.

Вывод: такие игры можно подобрать на любую лексическую тему. Они  способствуют не только формированию связной речи, но и развивают память и мышление.

Таким образом, использование данных игр в комплексе является важной предпосылкой успешного формирования речевой готовности к школе.

Скачать Буклет игр «Скоро в школу»

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.