Из опыта работы
«Игра как средство формирования речевой готовности ребенка к школе»
Русинова Екатерина Александровна,
учитель-логопед
МКДОУ д/с «Малышка»
г. Яранск Кировской области
Одним из главных показателей готовности ребенка к школе является уровень его речевого развития. С первого дня пребывания в школе ребенку приходится широко пользоваться речью: понимать словесные инструкции педагогов, отвечать и задавать вопросы в присутствии всего класса, читать вслух. И чтобы ребенок был в этом успешен, у него должна быть сформирована речевая готовность к школе.
Основными критериями речевой готовности к школе являются:
● сформированность звукопроизносительной стороны речи.
● сформированность фонематических процессов и готовность к звукобуквенному анализу и синтезу;
● сформированность грамматического строя речи и умение пользоваться разными способами словообразования;
● свободное владение монологической речью: способность пересказать о пережитых событиях; содержание сказки, описать окружающие предметы; составлять рассказы по серии картинок.
Не достаточный уровень речевой готовности препятствует овладению навыками анализа и синтеза звукового состава слова и служит причиной появления специфических нарушений чтения и письма.
Формирование речевой готовности у детей, не имеющих отклонений в речевом развитии, достаточноэффективно происходит в ходе образовательной деятельности с воспитателем, а детям с патологией требуются дополнительные коррекционно-развивающие логопедические занятия.
Процесс коррекции речи – достаточно сложная деятельность для детей, имеющих речевые дефекты. Поэтому в ходе логопедических занятий я широко использую игры, которые помогают заинтересовать дошкольников, мотивировать их к активному участию и более качественному выполнению речевых упражнений.
Всоответствиями с критериями речевой готовности детей к школе, я использую 4 основные группы игр.
- Первую группу игр, направленных на формирование звукопроизносительной стороны речи, я использую на этапе автоматизации звука.
Практика показала, что звук быстрее автоматизируется, если закреплять его в движении, так как ребенок перестает концентрировать внимание только на правильном звукопроизношении. Поэтому я активно использую игры с перекладыванием, прокатыванием предметов. Например, используя игру «Лабиринт», предлагаю детям помочь герою, который отправился в лес за грибами и заблудился, вернуться домой, прокатывая «волшебный клубок» по лабиринту с произнесением заданного звука, слога или слова.
Вывод: такие игры позволяют быстрее и эффективнее автоматизировать правильный звук, избежать формирования так называемой «кабинетной речи».
2. Игры, формирующие готовность к звукобуквенному анализу и синтезу позволяют создать прочный фундамент для успешного обучения детей чтению и письму.
Как правило, при применении традиционных способов коррекции этот процесс вызывает у детей с речевыми нарушениями быстрое утомление и снижение концентрации внимания. Преодолению этих проблем тоже способствует игра.
Современным методом коррекционной работы являются игры. Я активно применяю готовые и созданные мной игры на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста.
Такие игры позволяют, детям усвоить основные характеристики согласных звуков, слогообразующую роль гласного звука, цветовые обозначения звуков в схеме, избежав их переутомления.
3.Следующая группа – это словесные игры, способствующие формированию грамматического строя речи и умение пользоваться разными способами словообразования. В методической литературе достаточно много таких игр, которые мы с вами используем в работе. Практика показала, что сделать их более эффективными помогает использование наглядности (предметов, картинок…)
Для этого при проведении знакомых всем игр «Большой-маленький», «Назови ласково» использую игровой сюжет:
Сегодня к нам в гости заглянули медведи. Посмотри на них. Они одинаковые? (Нет) Чем они отличаются?
(Один большой, а другой маленький). Да, Большой – это медведь. А маленький – медвежонок. Мишки готовятся к спячке. Давай угостим их урожаем с нашего огорода.
Затем я называю большие предметы, а ребенок маленькие. А потом – наоборот. Например:
Медведю дадим Яблоко, а медвежонку что? – Яблочко.
Медведю дадим апельсин, а медвежонку? – апельсинчик.
Вывод: применение наглядности на основе зрительных, моторных, а так же тактильных ощущений способствует не только формированию грамматического строя речи, но и развитию сообразительности, находчивости , инициативы детей.
4. Игры, формирующие монологическую речь
Для формирования монологической речи я использую игры с картинками, способствующие обучению детей составлению описательных рассказов по картине с опорой на ее фрагменты.
Так в игре «Поиск пропавших деталей», чтобы мотивировать и заинтересовать детей, рассказываю им историю: «… у ребят, попавших под дождь, испортились фотографии, которые они сделали во время экскурсии по изучению достопримечательностей нашего города: некоторые фрагменты на них стерлись. Но сохранились маленькие снимки отдельных объектов» Затем предлагаю ребятам подставить каждый маленький снимок в нужное место и описать восстановленную фотографию.
С целью интеграции задач речевого и познавательного развития я адаптирую знакомые всем дидактические игры, дополняя или изменяя их традиционные правила. Например, для развития связной речи использую игру «Мемо» следующим образом: если ребенок открыл пару одинаковых картинок, предлагаю ему составить описательный рассказ по ним.
Вывод: такие игры можно подобрать на любую лексическую тему. Они способствуют не только формированию связной речи, но и развивают память и мышление.
Таким образом, использование данных игр в комплексе является важной предпосылкой успешного формирования речевой готовности к школе.
Скачать Буклет игр «Скоро в школу»