Из опыта работы
«Развитие сенсорных представлений и мелкой моторики у детей раннего возраста посредством «Сенсорной адаптационно-дидактической юбки»
Ахмадиева Гульнара Мидхатовна,
воспитатель МБДОУ «Волошка»,
г. Ноябрьск Ямало-Ненецкого автономного округа
Наряду с традиционными приемами, для повышения эффективности адаптационного периода, сенсорного воспитания, а также формирования навыков самообслуживания детей, я изготовила дидактическое пособие «Сенсорная адаптационно-дидактическая юбка» и применяю ее в работе с детьми. Это способствует созданию условий для успешной адаптации ребенка к условиям ДОУ и служит хорошим подспорьем.
Адаптационно-дидактическая юбка — это необычное дидактическое пособие, которое привлекает внимание детей, своей яркостью и многообразием элементов. В период адаптации юбка помогает детям отвлечься от переживаний, связанных с расставанием с близкими людьми.
Педагог, надев юбку, превращается в некую волшебницу, которая предлагает поиграть. Малыши с интересом включаются в разнообразные игры, манипулируя с деталями юбки. Между взрослым и ребенком налаживается зрительный и вербальный контакт, так необходимый для создания теплых и доверительных отношений. Работая с малышами в адаптационный период в детском саду – я сделала вывод, что это серьезное испытание для детей раннего возраста: стрессовые ситуации, вызванные адаптацией, надолго «выводят из строя» эмоциональное состояние ребенка. Период адаптации является очень важным для детей, вновь поступающих в детский сад. Разная степень социальной готовности обусловлена неодинаковым уровнем развития личности ребенка, особенностями социального окружения, условиями семейного воспитания и другими факторами.
Очень важно, чтобы переход из семейной среды в детский сад, был плавным, мягким, без травмы. В этот период , я стараюсь заложить основы доброжелательных отношений между детьми в группе, создать предпосылки эмоционального комфорта для каждого ребенка. Несмотря на то, что малыш расстроен , например, в период адаптации, в нем доминирует познавательный, поисковый интерес и интерес к деятельности. Зная это, я стремлюсь создать такую игровую среду и такую игровую деятельность, в которой ребенок, увлекшись, забыл бы о своих переживаний , включался в игру и принимал участие поначалу, в режимных моментах
Я убедилась, что использование методического пособия «Адаптационно-дидактическая юбка» именно в этот период является весьма актуальной и эффективной в условиях дошкольного учреждения.
Привлекательная внешне, юбка заинтересовывает малыша, притягивает его, заставляя действовать с ее элементами, привыкая к педагогу тактильно, эмоционально, а затем и открываясь для общения с ним.
Я использую «Дидактическую юбку» на занятиях по сенсорному воспитанию и в индивидуальной работе с детьми. Её необычный вид подталкивает детей к действиям, желанию играть с ней.
Задачи, в решении которых хорошо помогает «Дидактическая юбка»:
Создание тёплых и доверительных отношений педагога с ребенком, развитие эмоционально-волевой сферы, психических процессов у детей (восприятия, внимания, памяти), развитие творческих способностей, воображения, речи, познавательной и исследовательской активности, мелкой моторики, коммуникативных способностей.
С помощью этого дидактического пособия можно необычно детям подать новый материал в увлекательной форме, а так же закреплять полученные знания, обогащать чувственный мир ребёнка. Я планирую и провожу разные развлечения, используя это дидактическое пособие. При изготовлении этого дидактического пособия , я опиралась на требования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, а именно, что развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, вариативной, трансформируемой, доступной и безопасной.
Ребенок различает, сравнивает, устанавливает сходство предметов по их признакам – по качеству материала, по цвету, форме, величине, звучанию. Действуя с предметами, он приобретает навыки, необходимые для самообслуживания: умение застегнуть и расстегнуть пуговицу и замок, липучку, достать понравившийся предмет из определенного кармашка, прикрепить его, снять, убрать на место.
Данное дидактическое пособие я рекомендую педагогам дошкольных учреждений для использования во время приема детей, на игровых занятиях, а так же в режимных моментах, что будет иметь радостный отклик в сердцах детей.