Из опыта работы
«Создание здоровьесберегающей предметно-пространственной среды для поддержки активности воспитанников посредством проекта
«От театра к здоровью»
Булатова Татьяна Владимировна,
воспитатель МБДОУ № 38,
г. Заполярный Мурманской обл.
В рамках опыта работы по созданию здоровьесберегающей предметно-пространственной среды для поддержки активности воспитанников хочу представить вашему вниманию проект «От театра к здоровью».
В современном мире понятием здоровье определяют состояние физического, психического и социального благополучия. Все эти компоненты взаимосвязаны и взаимозависимы. Идея целостного подхода подчеркивает личную ответственность каждого человека за своё здоровье и благополучие.
Но все мы знаем главную особенность детей 21 века, которые не представляют своей жизни без телефона и популярных приложений, и это, к сожалению, приводит к не очень благоприятным последствиям.
Дети теряют интерес к подвижным играм, слабеет интерес к познавательной активности, и в следствии этого понижается здоровье детей в группе.
И одна из основных задач педагогов, работающих в дошкольных учреждениях – научить каждого ребенка беречь и укреплять свое здоровье, понимая, что это ценность, подаренная природой. Необходимо учить детей нести личную ответственность за состояние своего здоровья, воспитывать осознанное и действенное желание быть здоровым.
Здоровьесберегающая среда, по мнению В.Д. Сонькина – это:
∙ условия нахождения ребенка в детском саду (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания)
∙ рациональная организация образовательного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
∙ соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;
∙ необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.
Большую часть времени в дошкольном учреждении ребёнок проводит в группе. Поэтому от того, насколько грамотно будет построена деятельность воспитателя по организации эмоционально-комфортного режима детей, зависит сохранение и укрепление их здоровья.
И я задала себе вопрос, чем я могу заинтересовать ребенка, как я могу ему помочь?
Пересмотрела все групповые центры:
— центр здоровья в группах;
— центр двигательной активности;
— центр познавательной активности;
— центр обучения ПДД;
— центр конструктивной деятельности;
— центр искусства и музыкально-театральной деятельности;
И я нашла ответ на этот вопрос — в чудесном средстве имя которого Театр.
Театр самый доступный вид искусства для детей. Театральная деятельность очень близка и понятна детям. Все свои выдумки, впечатления ребенок может воплотить в жизненные образы, физические действия.
Цель проекта: создание условий для активного физического развития дошкольников, формирование творческой личности и коммуникативных навыков.
Задачи проекта:
— познакомить детей с разнообразием театрализованной деятельности;
— формировать инициативность, самостоятельность и ответственность;
— создавать условия для накопления эмоционального-позитивного опыта, используя различные формы театрализованной деятельности;
— воспитывать потребность принимать активное участие в театрализованных постановках, импровизациях.
Прогнозируемые результаты:
Дети умеют:
-разыгрывать несложные представления по знакомым литературным сюжетам, используя выразительные средства (мимику, интонацию, жесты);
-самостоятельно распределять роли;
-чувствовать и понимать эмоциональное состояние героев, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами,
-проявлять позитивный интерес к участию в театрализованных играх, стремление проявлять свою индивидуальность;
-сочинять активные этюды по сказкам и литературным произведениям.
Достичь результатов проекта невозможно без создания насыщенного центра театрального творчества и в этом была активная помощь родителей.
В группе была создана здоровьесберегающая предметно-развивающая среда для поддержки активности воспитанников. Совместно с родителями оформили лабораторию с различными поделками для театрализованной деятельности. Что позволило создать условия для развития любознательности и интереса у детей.
Практико-ориентировочный этап
Стремясь увлечь различными видами театрализации, сделать этот вид деятельности активным для здоровьесберегающей поддержки активности воспитанников, предлагаю различные тематики, знакомлю с литературными произведениями и сказками, вместе придумываем различные сюжеты, способные заинтересовать любого ребенка.
Вместе с детьми осваиваем различные виды театрализации. Помимо традиционных постановок осваиваем:
- спектакли-бродилки;
- обыгрывание неожиданных предметов и ситуации (например, объемные геометрические фигуры);
- ритмопластику;
- СТЕМ — это произведение, интересная история, которая растянута до трех минут времени (иногда и пять). Просто, три минуты – это время, куда можно уместить драматургически законченную историю. Произведение, где есть начало, середина и конец. Истории мы придумываем вместе с детьми.
Разработала и оформила:
- перспективное планирование;
- серию опорных конспектов;
- схемы сказок- драматизаций;
- СТЕМ-истории.
Стоит отметить, что в этом году в условиях пандемии весной пришлось осваивать новый вид образования – дистанционный.
Вот тогда пришла замечательная идея о создании цифрового театра, идею я нашла в сети интернет.
В этом проекте дети и их родители были очень активными актерами и они ловко поддержали мою идею. Была открыта группа в Вотсапе для родителей, в которой размещались творческие задания и мастер классы. Получается мы создали условие для здоровьесберегающей предметно-пространственной среды с целью поддержки активности воспитанников не только в группе, но и дома.
Оценивая результаты своей работы по созданию здоровьесберегающей предметно-пространственной среды для поддержки активности воспитанников считаю успешным.
Я не сравниваю детей между собой, а провожу методический мониторинг индивидуального развития каждого ребенка. Для себя я выделила количественные и качественные показатели результативности своей работы:
прежде всего, позитивными результатами моей работы является то, что дети стали более активными, эмоциональными, любознательными, инициативными, к созданию новых образов, ведь это хороший путь к здоровью.
Таким образом, создание здоровьесберегающей предметно-пространственной среды для поддержки активности воспитанников и вовлечение ребенка в театральную деятельность способствуют развитию когнитивных процессов, его эмоциональному, психомоторному, коммуникативному, художественному и, конечно, физическому становлению, что отражается в здоровой динамике группы.