Игры с ЛЕГО как средство развитие речи старших дошкольников на занятиях с логопедом

Из опыта работы

«Игры с ЛЕГО как средство развитие речи старших дошкольников

на занятиях с логопедом»

Леонтьева Евгения Петровна,

учитель-логопед МБДОУ № 38,

 г. Заполярный Мурманской обл.

Введение

В наше время становятся актуальным использование «ЛЕГО»-технологий. Для себя отмечаю преимущества их перед другими, конструктивно-игровыми приёмами, используемыми для развития речи детей дошкольного возраста:

§ яркий дизайн;

§ практичность;

§ безопасность: нет риска порезаться, при игре с конструктором у ребёнка руки остаются чистыми;

§ большой ассортимент;

§ пробуждает структурно-логическое мышление;

§ не вызывает у ребёнка негативного отношения, и вся работа педагога с ребёнком воспринимается им как игра.

«ЛЕГО»-конструктор позволяет осуществлять подход, который предполагает чередование практических и умственных действий ребёнка. Дети думают, фантазируют и действуют, не боясь ошибиться.

Тренируя мелкую моторику рук, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, и на развитие речи.

Речевые Лего-игры

В своей работе беру за основу методическое пособие «Речевые игры с ЛЕГО» Е.В. Мазанова.

В данном пособии представлен нетрадиционный подход к применению ЛЕГО в деятельности детей, направленный на их речевое развитие. Предложен ряд развивающих речевых игр по разным направлениям: звукопроизношение, слоговая структура слова, словарь, грамматический строй, связная речь, подготовка к обучению грамоте с применением разных видов конструктора.

Игры, предложенные в пособии, могут быть использованы педагогами как с коррекционной, так и с развивающей целью работы в форме групповой или индивидуальной деятельности.

Адаптировала некоторые игры. На данный момент пополняю свою картотеку.

  1. Речевая игра «Улитка»

Цель:

  • закреплять произношение звуков Л и ЛЬ в словах.

Оборудование: два набора лего-деталей для постройки «Улитки», два набора карточек (звук в начале слова, звук в середине слова) с изображением предметов со звуками Л и ЛЬ.

Игроки: ведущий (педагог), двое детей старшего дошкольного возраста.

Ход игры:

Ведущий предлагает построить «Улитку» по схеме [Приложение 1, 2]. На верх «Улитки» ставится карточка со звуком (одному игроку со звуком Л, другому – ЛЬ). Затем игроки прикрепляют на неё («Улитку») картинки с изображением предметов со звуками, проговаривая их, соблюдая такие правила: на первый ярус «Улитки» (первым считается верхний ярус), ставятся картинки с одним слогом в слове; на второй – с двумя слогами в слове; и на третий – с тремя и более слогами в слове.

В конце игры игроки могут проверить друг друга – правильно ли поставили карточки, правильно ли назвали слова.

  • Речевая игра «Построй-читай»

Цель:

  • закрепление знаний о согласных и гласных буквах;
  • развитие умений складывать их в слог, умений дифференцировать согласные твёрдые и мягкие звуки.

Оборудование: наборы лего-деталей (6+) для постройки букв по количеству детей, схема постройки (фотография).

Игроки: ведущий (педагог), не белее десяти детей старшего дошкольного возраста.

Ход игры:

Дети делятся на пары (5 пар). В паре дети договариваются, кто какую букву строит (гласную или согласную). После постройки каждый ребенок говорит, что за буква у него получилась, а затем каждая пара проговаривает полученный слог.

Усложнение: дети определяют у кого в паре получился согласный твёрдый звук, а у кого – мягкий.

  • Речевая игра «Поезд»

Цель:

  • развитие умений дифференцировать слова, состоящие из 1-3х слогов.

Оборудование: поезд с тремя вагонами и цифры 1,2,3; карточки с изображением предметов, состоящие из 1-3х слогов.

Игроки: ведущий (педагог), двое детей старшего дошкольного возраста.

Ход игры:

Дети конструируют паровоз с вагонами, ставят на каждый вагон цифры от 1 до 3. Далее по очереди дети расставляют карточки, состоящие из 1-3х слогов в соответствующий вагон. Первый вагон – один слог, второй – два и третий – три слога в слове. Проговаривают, что изображено на карточках.

  • Речевая игра «Где живёт звук?»

Цель:

  • закрепление знаний о расположении звуков в слове (звуковой анализ слова).

Оборудование:

  • наборы лего-деталей (6+) для постройки звуковой схемы слова;
  • лего-детали 3х цветов – красный (гласный звук), синий (согласный твёрдый звук), зелёный (согласный мягкий звук) – обозначение звуков в схеме);
  • карточки с изображением предметов, состоящие из 1-го слога.

Игроки: ведущий (педагог), двое детей старшего дошкольного возраста.

Ход игры:

Дети конструируют звуковую схему слова, состоящую из трёх секций (три звука). Далее ведущий предлагает детям расположить буквы (детали лего определённого цвета) в соответствующие секции.

Например: слово (карточка) ЛУК- состоит из 3х звуков:

— Л – согласный твёрдый звук, обозначаем синим цветом;

— У – гласный звук, обозначаем красным цветом;

— К — согласный твёрдый звук, обозначаем синим цветом.

Слово (карточка) ЛЕС — состоит из 3х звуков:

— ЛЬ – согласный мягкий звук, обозначаем зелёным цветом;

— Э – гласный звук, обозначаем красным цветом;

— С — согласный твёрдый звук, обозначаем синим цветом.

(СХЕМА СЛОВА)

Усложнение: можно увеличить число игроков.

Также можно использовать двусложные, трехсложные слова и находить в них определённый звук. Где находится звук в слове? – в начале слова, в середине или в конце слова. И обозначить соответствующим цветом в лего- схеме слова.

Используемая литература:

  1. Мазанова Е.В. Речевые игры с лего: метод. пособие/ Е.В.Мазанова. – Самара: Издательство Кузнецовой, 2019.
  2. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО: Пособие для педагогов-дефектологов / Авт.-сост. Т.В. Лусс. Под ред. Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой. – М.: РУДН, 2007 – 133с.
Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.