Конспект непосредственно образовательной деятельности
«Космические путешественники»
для детей логопедической группы
Иванова Татьяна Васильевна,
воспитатель МБДОУ № 80,
г. Мурманск
Басалаева Ольга Николаевна,
учитель-логопед МБДОУ № 80,
г. Мурманск
Задачи:
Обучающие:
1. Упражнять детей в обратном счёте, решении арифметических задач.
2. Упражнять детей в согласовании существительных, прилагательных с числительными.
3. Формировать умение составлять предложения по опорным словам, проводить анализ предложения, делить слова на слоги.
4. Систематизировать детские представления о космосе.
Развивающие:
1. Развивать мышление, воображение, зрительное восприятие.
Коррекционно-развивающие:
1. Развивать фонематический анализ и синтез;
2. Развивать артикуляционную, общую и мелкую моторику;
Воспитательные:
1. Формировать у детей и родителей интерес к совместной деятельности.
2. Формировать у родителей знания, умения и навыки в коррекционно-развивающей работе с детьми.
Предварительная работа:
За две недели до занятия на стенде группы вывешивается объявление примерно такого содержания: «Дорогие дети и родители! Приглашаем Вас в космическое путешествие. Общий сбор путешественников — детский сад № 80, логопедическая группа».
Для родителей проведен обучающий мастер-класс по ознакомлению их с методикой проведения представленных в конспекте заданий.
Материал: Макет космического корабля, нарисованные планеты, цветные карандаши, карточки с цифрами от 1 до 10, карточки с задачами в стихах, предметные картинки со звуками Р, РЬ, домики синего и зеленого цвета, карточки с изображением созвездий, простые карандаши, мяч – планета, слова на карточка для составления предложений, карточки с картинками для раскрашивания, карточки с буквами (д, б, р, о, о).
Ход непосредственно образовательной деятельности:
Группа разбита на пять зон. В каждой зоне стоит стол, за которым сидит родитель – житель планеты, в соответствующем костюме. На передней стороне стола прикреплен рисунок планеты на ватмане. На столах лежат карточки с заданиями.
1. Вводная беседа.
Логопед: Наверное, каждый взрослый человек и ребенок любит смотреть на звезды. Кто-то просто восхищается их красотой, кто-то о чем-то мечтает
Дети, вы любите путешествовать? А куда можно отправиться в путешествие? ( По горам, по морю, по лесу, по пустыне, в дальние страны и т.д.). А в космос можно отправиться в путешествие? А кто такие космонавты? (Люди смелые, отважные, умные, здоровые, не боятся высоты). А вы хотите быть космонавтами, готовы отправиться в путешествие по космическим просторам? Но прежде чем начать наше путешествие, необходимо подготовиться.
Логопед вместе с детьми выполняет комплекс двигательных упражнений:
Вот выходит на парад Дети маршируют по кругу.
Наш космический отряд.
Руки в стороны — к плечам, И.п. — стоя, ноги вместе, руки
Дружно мы покажем вам. к плечам. На счет «раз» —
руки в стороны, на счет «два» —
вернуться в и.п.
На пояс обе руки ставим И.п. — стоя, руки на поясе,
И наклоны выполняем. ноги на ширине плеч. Наклоны вправо и влево.
Руки за голову — и вот И.п. — стоя, руки за голову,
Наклоняемся вперед. ноги на ширине плеч. Наклоны вперед.
Приседаем и встаем И.п. — стоя, руки на поясе. На
И ничуть не устаем. счет «раз» — присесть, руки вперед,
на счет «два» — вернуться в и.п.
Раз — прыжок, два — прыжок, Прыжки.
И опять шагаем, Ходьба по кругу, поднимая и
Руки поднимаем. опуская руки.
Логопед: Молодцы, ребята! Наш экипаж готов к полёту.
Воспитатель: Уважаемые путешественники, на небосклоне появилась новая планета. Наша задача – отправиться на эту планету и обследовать ее. Она находится далеко, чтобы до неё добраться, необходимо совершить посадку на других планетах, где нас ждут интересные приключения.
2. Основная часть.
Выставляется макет ракеты. За макетом выстраиваются дети, логопед, воспитатель. Вся команда начинает обратный отсчет от 10 до 1 (упражнение на закрепление обратного счета и развитие мелкой моторики «Пальчики здороваются»).
Звучит аудиозапись космической музыки. Команда исполняет на месте танец невесомости.
Воспитатель: Внимание! Внимание! Впереди планета «Мыслители». Приготовиться к посадке.
Путешественники совершают посадку. На планете их встречает Мыслитель – житель планеты (родитель).
Мыслитель (родитель): Уважаемые космонавты! Приветствую вас на планете «Мыслители». Я знаю цель вашего космического путешествия. Есть у меня для вас послание, но получить вы его сможете после того, как выполните мое задание.
Мыслитель (родитель) берет конверт с карточками, на которых написаны математические задачки в стихах и набор цифр от 1 до 10.
Мыслитель (родитель): Путешественники, я вам буду задавать задачки, а вы должны дать правильный ответ и показать соответствующую цифру.
Дети решают задачки и выбирают нужные карточки с цифрой (ответ на задачку).
Примеры задач:
Яблоки в саду поспели,
Мы отведать их успели
Пять румяных, наливных,
Два с кислинкой.
Сколько их?
Семь гусей пустились в путь.
Два решили отдохнуть.
Сколько их под облаками?
Сосчитайте, дети, сами.
Получив послание от Мыслителя, путешественники начинают обратный отчёт – от 9 до 1и продолжают полет. Звучит космическая музыка.
Логопед: Дети, посмотрите, что мы видим в иллюминаторе? (звезды, созвездия, кометы) Какое определение можно подобрать к словам «звезда», «созвездие», «комета»? (хоровые ответы детей). Сосчитай до 5 (одна большая звезда, две большие звезды, три большие звезды, три большие звезды, четыре большие звезды, пять больших звезд; одно яркое созвездие…; одна быстрая комета…)
Следующую посадку корабль совершает на планете «Звездочеты». Здесь их встречает житель планеты – Звездочет.
Звездочет (родитель): Приветствую вас, космические путешественники, на планете «Звездочетов». Я ждал вашего прилета. Есть у меня для вас послание. Но сначала выполните мое задание. Мы изучаем звезды, созвездия, планеты. Даем им названия. У нас есть несколько созвездий, которым мы еще не придумали название. Помогите нам. Вот вам карточки с изображением созвездий. Соедините звездочки по порядку, и у вас получится созвездие, которому вы должны дать название.
Дети выполняют задание, затем Звездочет (родитель) проводит игру «Звездочёт».
Дети становятся в круг, внутри круга движется выбранный заранее «звездочет» с мячом — планетой в руках, декламируя считалку вместе с детьми и дотрагиваясь до них рукой.
На Луне жил звездочет,
Он планетам вел подсчет:
Меркурий — раз,
Венера — два-с,
Три — Земля,
Четыре — Марс,
Пять — Юпитер,
Шесть — Сатурн,
Семь — Уран,
Восьмой — Нептун,
Девять — дальше всех Плутон…
Кто не видит — выйди вон!
(А.Усачев)
На последнее слово «звездочет» останавливается возле пары детей и разбивает их рукой. Дети бегут в разные стороны по кругу. «Звездочет» держит в руках мяч — «планету». Кто из соревнующихся добежит и возьмет «планету» первым, тот побеждает и становится следующим «звездочетом».
Дети получают конверт с посланием, начинают обратный отсчет от 8 до 1 и продолжают полет.
Следующая посадка на планете «Грамотейка». Здесь их встречает житель планеты – Грамотей (родитель).
Грамотей: Здравствуйте космические путешественники! Вы прилетели на планету «Грамотейка». Проверим вашу сообразительность!
Из трех картинок на столе нужно выбрать 1 со звуком Р, и 1 со звуком РЬ и вставить каждую в свой домик (на столах – по 2 домика синего и зеленого цвета). Приступить к выполнению задания!
После выполнения проверка:
Назовите картинки в синем домике (ракета, трактор, робот, рука).
А теперь назовите картинки в зеленом домике. (река, матрешка, курица, карета).
Молодцы! С заданием вы справились.
Дети получают конверт с посланием.
Логопед: Чтобы продолжить наш полет, предлагаю проверить исправность двигателя (артикуляционные упражнения «Лошадка», «Индюк сердится»). Внимание! Выявлены неисправности в подаче топлива (упражнение «Наказать непослушный язычок»). Проверяем двигатель повторно (упражнение «Дятел»). Двигатель исправлен – ра-ра-ра в космос нам пора!
Дети начинают обратный отсчет от 7 до 1 и продолжают свой полет.
Следующая посадка на планете «Говорилки». Здесь их встречает житель планеты – Говорун.
Говорун (родитель): Здравствуйте космические путешественники! Вы прилетели на планету «Говорилки». Мы любим быстро, чётко, правильно говорить. Повторяйте за нами:
Та-та-та – не страшна нам высота.
Ете-ете-ете – мы летим в ракете
Ты-ты-ты – всё видно с высоты
Ать-ать-ать – полетим опять
Говорун (родитель) детям предлагает слова на карточках, они должны составить предложение из этих слов.
Собери предложение:
Луна, это, Земля, спутник
Луна, вращаться, Земля, вокруг
Луна, Земля, меньше.
Логопед: Дети, молодцы справились с заданием. А теперь разберем одно из этих предложений Луна это спутник Земли.
1. Сколько всего слов в этом предложении?
2. Назови первое слово, второе, третье, четвертое.
3. Раздели слова на слоги.
Путешественники выполняют задание, получают послание, начинают обратный отсчет от 6 до 1 и отправляются на следующую планету.
Следующая посадка на планете «Угадай-ка». Здесь их встречает житель планеты – Угадай (родитель).
Угадай (родитель): Здравствуйте космические путешественники! Вы прилетели на планету «Угадай-ка». Мы очень любим разгадывать различные загадки. Вот и для вас приготовили интересное задание. Выполните его – получите послание с неизвестной планеты.
Угадай раздает детям картинки и цветные карандаши.
Угадай (родитель): Необходимо раскрасить картинку и угадать, кто там спрятался. Каждая цифра обозначает определенный цвет.
Дети выполняют задание, получают конверт с посланием, начинают обратный отсчет от 5 до 1 и продолжают свой полет.
Воспитатель: Смелые путешественники! Мы собрали все послания и впереди у нас неизвестная планета. Приготовиться к посадке!
На планете «Путешественники» встречает житель планеты:
Путешественник (родитель):Приветствуем вас, великие путешественники! Мы ждали встречи с вами. Помогите нам дать название нашей новой планете.
Дети открывают конверты с посланиями. Там находят буквы и складывают из них слово – ДОБРО – название планеты.
Логопед: Ваша планета будет называться Добро, а вы, жители, добряками. Пусть ваша планета несет всему космическому пространству радость, счастье, одаривает всех добром. А мы отправляемся домой, на свою планету и ждем вас к нам в гости. До скорой встречи! (дети садятся в ракету и отправляются в детский сад)
3. Заключительная часть
Воспитатель: Дети вам понравилось наше путешествие? Что понравилось больше всего? На какую планету вы хотели бы еще вернуться?
Педагоги благодарят родителей за активное участие в ходе занятия.