Кукла «Мартиничка»

Конспект непосредственно образовательной деятельности

«Кукла «Мартиничка»

для детей старшего дошкольного возраста

 

Самосюк Любовь Ивановна,
воспитатель МБДОУ № 8,
г. Заполярный Мурманской обл.

 

Форма взаимодействия: групповая, подгрупповая.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие».

Материал: образец изделия, технологическая карта изготовления куклы, шаблон из картона, нитки (пряжа, «ирис»), дополнительные нити, длиной 10 см., ножницы.

Методы и приёмы: наглядные: схема, образец изделия; словесные: вопросы, направляющие на активизацию знаний детей; мотивация.

 Цель: изготовление обрядовой куклы «Мартиничка».

Задачи:
Обучающие:
— познакомить с историей обрядовой игрушки «Мартиничка».
Развивающие:
—  формировать умения, практические навыки работы с текстильными волокнами.

— формировать эмоционально-ценностное отношение к мировому наследию.

Воспитательные:

— воспитывать трудолюбие, усидчивость, эмоциональный отклик и желание изготавливать куклу;

— воспитывать уважение к народным традициям.

Вводная часть

По окончании долгой зимы наши предки проводили обряды, направленные на приглашение Весны (Веснянки). Одним из таких обрядов было изготовление нитяных кукол, которые назывались Мартиничками.

Их название происходит от названия первого месяца весны – март. Куколок всегда вязали парами двух цветов, красного и белого. Их размеры могли быть разными, но — чем меньше куколка, тем красивее она.

Помимо обрядового заклинания Весны Мартиничку считали, как оберег, который якобы оберегал от злых духов человека, его жилище и животных. Мартиничку прикалывали на одежду или привязывали на запястье, на пояс и носили весь месяц, а в последний день месяца снимали и развешивали на цветущих фруктовых деревьях загадывая при этом желание. Считалось, что благодаря этому людям будет сопутствовать успех в течение всего будущего года и желание обязательно исполнится.

Разные легенды сложены об этих куколках, и с одной из них я сегодня вас познакомлю. (Для справки: легенда — это фантастическое придание  о чудесном событии.)

Итак, согласно легенде, в первый день марта вышла на опушку леса красавица Весна, огляделась и увидела, как на прогалинке, в зарослях терновника пробивается из-под снега подснежник. Она решила помочь ему и начала расчищать вокруг землю, освобождая его от колючих ветвей. Зима увидела это и рассвирепела. Взмахнула руками, призвала холодный ветер со снегом, чтобы уничтожить первоцвет. Слабый цветок поник под жестоким ветром. Но Весна прикрыла руками росток и укололась терновником. Из её пораненной руки упала капля горячей крови, и цветок ожил. Так Весна победила Зиму. В народе цвета «Мартинички» толкуются по-разному, так белый цвет — это символ Зимы, или олицетворение первоцвета-подснежника, а красный – Весну или её капельки крови.

Традиция изготовления таких кукол жива и сегодня. Их делают в виде сувениров и дарят на счастье знакомым и друзьям.

А, вы хотите научиться делать «Мартиничку», принять участие в обряде и приблизить приход весны? Тогда приступим.

Творческая практическая деятельность

ссамосюк

Куколка «Мартиничка» состоит из двух отдельных частей: туловище и руки. Для разделения и соединения которых используют дополнительные нити. Итак, работу начнём с изготовления туловища куколки.

  1. По длине шаблона из картона наматываем нитки.
  2. Пропускаем под верхний сгиб намотки дополнительную нить, стягиваем и завязываем узелками. Противоположный, нижний край намотки разрезаем ножницами.
  3. Немного отступив от верха перевязываем ещё раз дополнительной нитью, тем самым формируем головку куколки. Это начальная заготовка туловища.
  4. Переходим к изготовлению рук куколки. Для этого ещё раз делаем намотку, но уже по ширине шаблона из картона. Перерезаем намотку с обеих сторон, и каждую сторону, немного отступив от краёв, перевязываем дополнительными нитями.
  5. Далее приступаем к сборке куколки. Первую заготовку (туловище) делим на две приблизительно равные части. Просовываем заготовку рук под голову и стягиваем намотку туловища отдельной нитью затягивая узелками.
  6. Если мы делаем куколку-девочку, то низ платья пушим. Если куколку-мальчика, то низ делим ещё раз на две приблизительно равные части, и каждую из них перевязываем дополнительной нитью, формируя ноги.
  7. Куколка готова.

Подведение итогов

Как называются сделанные вами куколки? Что вы сегодня узнали о «Мартиничке»? Зачем и когда её изготавливали? Что на ваш взгляд показалось более интересным? С какими трудностями столкнулись? Что удивило? Что хочется ещё?

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.