Из опыта работы
«Логические блоки З. Дьенеша как эффективный способ гармоничного развития детей раннего возраста»
Лобанова Ольга Михайловна,
воспитатель МБДОУ N 7,
г. Апатиты Мурманской обл.
Аннотация. Статья освещает возможности использования дидактического пособия «Логические блоки Дьенеша» в организации образовательной деятельности с детьми раннего возраста с целью формирования у них элементарных основ математических знаний и логики.
Ключевые слова: познавательная активность, творческий потенциал.
В условиях действия Федерального образовательного стандарта основной задачей современного дошкольного образования является максимальное раскрытие индивидуальных возможностей детей. Для ее решения требуется ответственный подход к содержанию воспитательно – образовательного процесса, в рамках которого создаются условия, активизирующие познавательное развитие дошкольников, а также раскрывающие их творческий потенциал.
Внимание педагогов, работающих с детьми ранней возрастной группы, в последние годы все чаще привлекает дидактический материал «Логические блоки З. Дьенеша». Международная практика его применения доказывает развивающий потенциал данного пособия в области интеллектуального развития дошкольников, и оправдывает его внедрение в работу уже с 2 лет.
Работая с детьми этой возрастной категории и используя логические блоки не первый год, можем ответственно заявить, что данный материал предоставляет педагогам прекрасную возможность:
— для ознакомления дошкольников с геометрическими формами, величиной, основными цветами;
— для формирования способностей к сравнению, анализу, классификации и обобщению;
— для развития психических процессов (памяти, внимания, воображения, мышления);
— для раскрытия творческого потенциала воспитанников;
— для развития умственных способностей и интеллекта детей.
Вариативность применения пособия и использование заданий разного уровня сложности предоставляет благоприятные возможности для развития логики у детей, формирования у них элементарных математических представлений, подготавливая их к овладению более сложными математическими понятиями.
Отметим, что в образовательной практике цель работы с детьми раннего возраста сводится преимущественно к использованию полученных детьми знаний в рисовании по образцу, конструировании и подготовке к аппликации. При этом начинать следует с приема наложения в ходе совместной со взрослым деятельности и постепенно переходить к самостоятельной деятельности дошкольников.
Отметим, что фигурки из комплекта Дьенеша являются также прекрасным игровым материалом, который используется нами и в других видах детской деятельности:
— как ориентиры, обозначающие дома, тропинки, лабиринты в ходе организации подвижных игр;
— как карты – схемы для настольных игр;
— как атрибуты для сюжетно-отобразительных игр (печеньки в «Магазине», витаминки и таблетки в «Больнице» и др.).
В заключение хочется отметить, что разработанный венгерским педагогом З. Дьенешем дидактический комплект является высоко эффективным пособием, позволяющим эффективно достигать как решения задач развития познавательной сферы дошкольников, так и раскрытия их творческих способностей, что, в свою очередь, позитивно влияет на гармоничное становление личности ребенка – главный целевой ориентир ФГОС ДО.
Список информационных ресурсов
- Давайте вместе поиграем. Игры с логическими блоками Дьенеша. – СПб.: «Детство — Пресс».
- Ильясова К.К. Использование логических блоков Дьенеша в интеллектуальном развитии детей дошкольного возраста // Молодой ученый, 2015. N 22. С. 35-40.