Конспект непосредственно образовательной деятельности
«Нас песня к Победе вела»
для детей подготовительной к школе группы
Сколова Татьяна Сергеевна,
музыкальный руководитель МДОУ № 14,
г. Оленегорск
Цель: формирование патриотических качеств личности ребенка посредством героико-патриотического репертуара.
Задачи:
- Развивать познавательные, творческие способности детей через ознакомление с музыкальными произведениями Великой Отечественной Войны.
- Побуждать детей выражать свои чувства, эмоциональное впечатление через речь, творческое движение.
- Развивать познавательный интерес детей к победе русского народа в Великой Отечественной войне.
- Воспитывать потребность в познавательной активности через восприятие произведений искусства.
Дети входят в зал, садятся на стулья. Здороваются музыкальным приветствием! В зал входит воспитатель в военной форме.
Музыкальный руководитель: Ребята, как вы думаете, почему Светлана Сергеевна одета в военную форму?
Предполагаемые ответы детей: Светлана Сергеевна одета в военную форму, потому что она изображает солдата на войне. А мы знаем, что солдаты освобождали Заполярье от немецко-фашистских захватчиков.
Воспитатель: Вы правы, именно солдаты защищали свою землю, свою Родину от врагов.
Музыкальный руководитель: Почтим память о воинах — освободителях, выражая свои добрые чувства в стихах.
Музыкальный руководитель: Кто желает прочесть стихотворения, поднимите карточки
Ребенок:
Прошла война
Прошла страда.
Но боль взывает к людям
Давайте люди никогда
Об этом не забудем.
Ребенок:
Пусть память верную о ней
Хранят об этой муке
И дети нынешних детей
И наших внуков внуки
Пускай во всем, чем жизнь полна
Во всем, что сердцу мило
Нам будет памятка дана
О том, что в мире было.
Музыкальный руководитель: Что помогало солдатам быть сильными, смелыми, поднимало дух?
Предполагаемые ответы детей: Песни о доме, о Родине, о войне.
Музыкальный руководитель: Ребята, вы знаете песню, ставшую гимном Великой Отечественной войны?
Предполагаемые ответы детей: Это песня «Священная война», написанная композитором Александром Александровым.
Воспитатель: Как вы думаете, кто на войне мог исполнять эту песню?
Предполагаемые ответы детей: Концертные бригады, певцы военного времени.
Музыкальный руководитель: Что вы еще можете рассказать о концертных бригадах и об артистах того времени?
Дети, подняв карточки, по желанию, отвечают .
Ребенок: Концертные бригады сыграли большую роль в жизни и судьбах русских солдат, именно они поднимали их дух, настраивали на победу.
Ребенок: В концертные бригады входили люди различных творческих профессий: поэты, актрисы кино и цирка, певицы. Они, несмотря на войну, выступали в госпиталях, на передовой.
Ребенок: Самыми известными певицами военного времени были Клавдия Шульженко и Лидия Русланова. Они давали концерты на протяжении всей войны. Одними из популярных песен военного времени стали песня «Валенки», «Катюша», «Дорожка фронтовая» и многие другие.
Воспитатель: Ребята, выберем художественный совет, который предложит нам выбрать кандидатуры, для создания своей концертной бригады.
Дети в свободной форме предлагают кандидатуры в художественный совет, подняв карточку. Когда художественный совет выбран, он предлагает свои кандидатуры в концертную бригаду. Концертная бригада состоит примерно из 14-15 детей.
Музыкальный руководитель (обращаясь к детям из концертной бригады): Какую песню мы можем взять в репертуар концертной бригады?
Дети из концертной бригады предлагают (например): Песню М. Блантера «Катюша»
Музыкальный руководитель: Что вы можете рассказать об этой песне?
Ребенок (подняв карточку): Песня «Катюша» является по истине одной из самых известных и популярных песен военного времени. Батареи «Катюши» явились прообразом знаменитой песни.
Исполняется песня «Катюша» М. Блантера
Воспитатель: Решаем коллегиально, то есть, все вместе, как считает художественный совет, подходит ли песня «Катюша» для внесения в репертуар концертной бригады?
Художественный совет голосует карточками и высказывает свое мнение о данной песне.
Музыкальный руководитель: Уважаемые участники концертной бригады, какую еще песню вы можете предложить для обсуждения художественному совету?
Дети концертной бригады, посоветовавшись, предлагают песню «Синий платочек» композитора Ежи Петербургского.
Художественный совет: Расскажите, что вы знаете об этой песне?
Ребенок(из концертной бригады): Песня «Синий платочек» в простой и доступной форме рассказывала о разлуке с любимой, проводах на фронт, о том ,что и в бою солдаты помнят тех, кого оставили дома. Сам платочек стал символом верности солдата.
Музыкальный руководитель: Из знакомых вам движений придумайте танец на музыку композитора Ежи Петербургского «Синий платочек».
Дети придумывают танец
Воспитатель: Художественный совет, как вы думаете, включить песню «Синий платочек» в репертуар концертной бригады? Голосуем карточками.
Художественный совет голосует карточками.
Воспитатель: Ребята, предлагаю вам сыграть в музыкальную викторину. Слушаем отрывки из песен военных лет (например, «Дорожка фронтовая», «На солнечной поляночке», «Огонек», «Смуглянка» и пр.)
Идет слайдовый ряд с мелодией из предложенной песни без слов, если дети отвечают правильно, то звучит отрывок из песни со словами.
Воспитатель: Художественный совет, какие из предложенных песен музыкальной викторины вы включили бы в репертуар концертной бригады? Художественный совет прошу вас голосовать карточками.
Художественный совет решает, какие песни внести в репертуарный план концертной бригады
Музыкальный руководитель: Предлагаю концертной бригаде исполнить попурри из песен, выбранных художественных советом.
Дети исполняют попурри на эти песни
Назовите любимую песню Североморцев и всех защитников Заполярья?
Предполагаемые ответы детей: «Прощайте скалистые горы», композитор Юрий Булкин
Художественный совет: Расскажите, что вы знаете о ней?
Ребенок: Во время боев в Заполярье, большой популярностью пользовалась песня «Прощайте скалистые горы», автор Юрий Булкин. Эта песня стала гимном для всех Североморцев и моряков
Музыкальный руководитель: Покажите, пожалуйста, движения матросского танца, на музыку Юрия Булкина «Прощайте скалистые горы»
Дети показывают движения, изображающие танец матросов
Воспитатель: Художественный совет включаем эту песню в репертуарный план концертной бригады?
Художественный совет голосует карточками.
Воспитатель: Обратите ваше внимание на экран.
На экране появляются 4 памятника Алеше (Из Харькова, Из Пловдива, из Таллина и из Мурманска)
Воспитатель: Как вы думаете, какой памятник изображает Мурманского Алешу?
Дети выбирают памятник, который находится в городе Мурманска.
Отвечают поднятием карточек.
Музыкальный руководитель: Какой композитор написал песню, посвященную этому памятнику?
Предполагаемые ответы детей: Эдуард Колмановский
Музыкальный руководитель:
Послушаем отрывок из этой песни
Дети слушают песню Эдуарда Колмановского «Памятнику Алеше»
Воспитатель:
Уважаемый, художественный совет, внесли бы вы в репертуар концертной бригады эту песню?
Художественный совет голосует карточками
Воспитатель: Художественный совет вы готовы объявить репертуарный план концертной бригады.
Художественный совет объявляет репертуарный план концертной бригады.
Музыкальный руководитель: Участник концертной бригады расскажет свое любимое стихотворение.
Ребенок:
Окончен бой,
Горит костер.
Уставшие солдаты
Вокруг костра сидят.
И в темноте мелькают огоньки.
Как мимолетные сверчки.
Вдали гармошечка играет,
И песню кто-то запевает.
Она летит среди полей
До дому матери моей.
И каждый воин защищает
Свободу Родины своей.
В конце занятия музыкальный руководитель записывает диски с репертуарным планом концертной бригады и дарит всем присутствующим детям