Сценарий интегрированной досуговой деятельности
«Наш красавец самовар!»
Шайтанова Нина Николаевна,
учитель – дефектолог
Ганичева Татьяна Авенировна,
музыкальный руководитель
МБДОУ № 25 компенсирующего вида
г. Мончегорск Мурманской обл.
Цель: способствовать приобщению детей к русской народной культуре, обычаям и традициям своих предков.
Задачи:
Воспитательные:
- воспитывать любовь к Родине, народной культуре;
- воспитывать у детей интерес к истории своего народа.
Образовательные:
- расширять представление детей об истории прошлого и настоящего нашей Родины;
- способствовать знакомству детей с русским самоваром, историей возникновения и появления самовара на Руси;
- познакомить детей с устройством самовара;
- учить детей чтить и уважать традиции русского народа.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес детей;
- развивать у детей творческие способности;
- развивать зрительное и слуховое восприятие, память;
- развивать у детей фантазию.
Вариант
- познакомить детей с русским обычаем встречать гостей и угощать их;
- вызвать интерес к русским народным традициям;
- активизировать познавательный интерес, внимание, память, развивать логическое мышление и воображение,
- Развивать зрительно-моторную координацию;
- развивать общую и мелкую моторику.
- вызвать желание понимать смысл русских народных поговорок и пословиц,
- запоминать их и употреблять в собственной речи, обогащать словарный запас,
- продолжать развивать речь;
- исполнять выразительно стихи, песни, танцы
- воспитывать чувство сопричастности с русскими обычаями и радость от того, что одеты в русские народные костюмы;
- создавать положительную эмоциональную обстановку.
Предварительная работа: привлечение родителей к заучиванию литературного материала; дидактические игры: «Сложи картинку», «Угадай по вкусу, по запаху», «Скажи правильно» и др.; художественно-эстетическая деятельность: аппликация «Чайная посуда», лепка «Угощение», «Чашка и блюдце», рисование «Укрась салфеточку», «Узоры на чашке», изготовление атрибутов для игр; разучивание музыкального репертуара, стихов, загадок, поговорок, пальчиковых игр, хороводов; рассматривание картин, иллюстраций, знакомство с атрибутами «русской избы», заваривание чая, его исследование и др.
Оборудование: русские народные костюмы для детей и взрослых; русские народные инструменты (деревянные ложки); чашечки с лимоном, ноутбук и проектор…
Ход развлечения:
Машенька (ребенок) и Хозяюшка (уч. – дефектолог) сидят и скучают.
Машенька: Матушка – Хозяюшка! Почему такая грустная, не веселая?
Хозяюшка: Ой, доченька Машенька, самовар давно вскипел, а скучно пить одной чай. Хоть бы кто в гости зашел!
Машенька: А давай гостей позовем!
Просим, просим, приглашаем:
— Заходи, честной народ!
Вкусным чаем угощаем
Всех, кто нынче к нам зайдет!
Хозяюшка:
Все, кто любит вкусный чай,
Торопись, не зевай!
Не придется вам скучать:
Будем петь да плясать,
В игры разные играть!
А смешинки – сахаринки,
Будем чаем запивать!
Гармонист под музыку « Субботея» русская народная песня (запись) выводит и проводит детей в русских костюмах на кружочки
( полукруг)
Хозяюшка: давайте, поздороваемся с гостями
Дети: Здравствуйте, гости, дорогие!
Песня «К нам гости пришли» музыка А. Александров, слова М. Ивенсен
Хозяюшка: проходите, друзья, присаживайтесь,
Под музыку дети проходят и садятся на лавочки.
Забегает ребенок с письмом.
Ребенок: «Письмо, письмо. Получите, письмо»
Машенька: в нашу горницу пришло письмо с загадками!
Хозяюшка:
Что ж, друзья, давайте так:
Мой вопрос, а ваш ответ.
Отвечайте или нет:
Кто загадки отгадает,
Тот с нами поиграет!
Загадывает загадки и детям, и отгадки появляются на экране
ЗАГАДКИ
- Я пыхчу, пыхчу, пыхчу –
Больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела-
Пейте чай! Вода вскипела! (чайник)
- Из нее мы чай попьем,
Кофе и какао,
Мы в нее воды нальем,
Если пить нам надо (чашка)
- Круглые, да не колеса,
Горячие, да не солнце,
Не пироги, а есть их можно.
Что это? (блины)
- Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый.
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелым (хлеб).
- Желтый, кислый, ароматный,
В чае с сахаром, приятный.
Витаминов полон он…
Как зовут его? … (Лимон)
- Что же это за песочек,
Сладок с ним у нас чаёчек,
В каждой кухне проживает,
Всем хозяйкам угождает (Сахар)
- На столе, накрытом к чаю,
Испуская важно пар,
Среди блюдечек и чашек
Самый главный -… (САМОВАР)
Хозяюшка: Правильно, это самовар. Что такое самовар? Откуда он появился? Хотите узнать об этом? На Руси – самовар – символ семейного очага, уюта, дружеского общения. Он занимал почетное место в каждом доме.
Видео. Самовар чайником не заменить
Хозяюшка: И отношение к самовару было особое, мы с вами, знаем пословицы о самоваре.
Проведем сейчас игру «Доскажи пословицу», а вы, гости дорогие, нам помогайте.
Мы с Машенькой будем начинать, а вы кончайте, дружно хором отвечайте…
Печка – матушка, а самовар… батюшка.
Чай пьешь — … до ста лет проживешь.
Чай пьёшь – … здоровье бережешь.
Чай пить — … приятно жить.
Чай пить — … не дрова рубить.
С чая лиха не бывает, … а здоровья прибавляет.
Чай усталость всю снимает — … настроенье поднимает.
Самовар кипит – уходить не велит.
Хозяюшка: Относились к самовару бережно, хранили его как домашнюю реликвию.
Машенька: А еще играли в старинную русскую игру «Самовар»
Игра «Самовар» под музыку русской народной песни «На столике самовар» обр. Кикты
Дети (идут по кругу, хором): Самовар, самовар!
Старый медный самовар — самовар
Может, стал ты слишком стар? – слишком стар
Все стоишь да пыхтишь, да пыхтишь
Все никак не закипишь — не закипишь!
Самовар (ребёнок): Что вы, что вы, Как не стыдно
Даже слышать мне обидно!
Как сейчас разозлюсь, Как сейчас рас-ки-пя-чусь!
Самовар догоняет детей.
Хозяюшка: Люди собирались за столом, на котором стоял красавец самовар, и по русской традиции пили чай с пирогами и сладостями. Ребята, а вы знаете, с чем можно пить чай?
Дети: Да!
Игра «Да – нет»
С конфетами – Да!
С букетами – Нет!
С пирогами – Да!
С сапогами – Нет!
С газетами – Нет!
С ватрушками – Да!
С подушками – Нет!
С бубликами – Да!
С пряниками – Да!
С печеньем – Да!
С вареньем – Да!
Хозяюшка: Какие молодцы! Все правильно сказали. Вижу, что вы действительно знаете, с чем люди пьют чай.
Стихи детей:
- Для ложек и чашек — такой великан!
Он чаем отменным наполнит стакан.
Рад время от времени выпустить пар.
Любимец избушки резной самовар. Сергиянская Н.
- Ребенок:
Какой же славный стол накрыт!
И самовар давно кипит!
Хозяюшка: Давайте приготовим красивые самовары – соберем их из частей.
Игра – пазлы «Самовар» (2 команды) Звучит музыка «Хороводный шаг» (Ладушки)
Звучит песня «Самовар» (Мы поставим самовар) — запись
Входит Самовар (воспитатель средней группы в костюме»)
Самовар: Здравствуйте, ребята! Вы узнали, кто я?
Я во главе стола — большой начальник:
Зеркально блещут медные бока,
На голове — пыхтит с заваркой чайник,
Внутри — воды кипящая река.
Случайно не задень меня руками:
В моей стальной утробе — жгучий жар!
Гостей я привечаю чаем с пирогами
Семьи поилец – русский…. самовар.
Самовар: Нынче день такой чудесный, только б петь да танцевать,
Вот и я всех приглашаю с Самоваром поплясать.
Танец «Пых, пых, самовар» музыка Д. Тухманов (Самовар в центре, дети парами в две колонны по бокам), после танца Самовар говорит:
Самовар поет, гудит
Только с виду он сердит,
К потолку пускаю пар
Я красавец – Самовар!
Самовар: Кажется, я закипаю. Пойду на стол, чай заваривать. Как говорится, делу время — потехе час. До свиданья!
— Самовар уходит!
(Вариант: Хозяюшка: Разделитесь, пожалуйста, на две команды. Вам нужно зачерпнуть ведерком из колодца воды и наполнить самовар.
(Игра проводится под музыкальное сопровождение).
Хозяюшка: А теперь мы отдохнем, самовар искать начнем,
Дети за столы пройдите, и на картинках самовар найдите.
Коррекционная игра «Зашумленные картинки» (тихо звучит музыка «Калинка» русская народная мелодия)
Хозяюшка: А пока дети работают, я Вам, гости дорогие, задам вопросы, за ответы, вы получите пакетик с ароматным чаем.
Вопросы: Пакетик №1.
Сколько видов чая Вы знаете? ( Чёрный, зелёный и т.д.)
Пакетик №2.
В каком чае больше витаминов? ( В зелёном).
Пакетик №3.
Как раньше назывался чай в России? (Китайская трава).
Пакетик №4.
Без чего трудно представить чаепитие в России? (Без самовара).
Пакетик №5.
Какой чай называют русским? ( Чай с лимоном).
Пакетик №6.
Что подают к чаю в России на масленицу? ( Блины).
Хозяюшка: Молодцы, справились со всеми заданиями. Машенька, давай покажем, как на Руси готовились пить вкусный, ароматный чай из самовара.
Традиции чаепития в России.
Хозяюшка: Раньше самовар, начищенный до блеска, устанавливался на специальном самоварном столике, который располагался около обеденного стола (показывает)
Маша: Заварочный чайник ставили сверху на самовар….
Хозяюшка: На обеденном столе расставлялись чашки с глубокими блюдцами и чайными ложечками, сахарница с колотым сахаром, щипцы, ситечко, блюда с пирогами. ( Маша расставляет) Чай подавала хозяйка дома или её старшая дочь.
Машенька: Мы гостей всегда встречаем
Все: Чаем, чаем, чаем
Машенька: Первым делом угощаем
Все: Чаем, чаем, чаем
Машенька: И в накладку, и вприкуску
Все: Пейте чай, друзья, по-русски!
Угощают детей чаем (чашки на блюдцах на подносе) – звучит музыка «Пых, пых, буль, буль» (В дом заходите, всех приглашаем)
Хозяюшка: Подливание чая в чашку кончалось тогда, когда гость переворачивал её вверх дном. Это означало, что гость чаю больше не хочет и доволен угощением. Покажите, как надо поставить чашку? (дети ставят)
Машенька:
Я хочу открыть секрет и полезный дать совет:
Если хворь с кем приключится, Чаем можете лечиться.
Чай всех снадобий полезней, Помогает от болезней!
Хозяюшка:
Самовар шумит, гостей веселит!
К самоварам подходите и красиво распишите.
Коррекционная игра «Укрась самовар» (подарки для родителей) Звучит музыка «Пых, пых, буль, буль» (минус)
Хозяюшка: Молодцы, ребята, теперь в каждом доме будет свой красавец самовар!
Хозяюшка: Когда праздник подходил к концу, радушный хозяин угощал гостей дорогих сладким пряником! А назывался этот пряник — Пряник – разгоняй! И гости, получив такой подарок, понимали, что пора по домам! Примите и вы, гости дорогие от радушных хозяев угощение –
Пряник — разгоняй!
Маша: Мы делились новостями,
Мы старались вас развлечь,
Мы прощаемся с гостями.
Говоря: до новых встреч!
Сладкий пряник РАЗГОНЯЙ, посиделки закрывай!
(Ведущие ставят перед гостями поднос с пряниками)
Звучит музыка «Пряники русские» (Кто придумал тот секрет,
точно неизвестно, детская).
Посмотреть или скачать