Конспект образовательной деятельности с элементами театрализации
«Осень»
для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
Крупицкая Наталья Юрьевна,
воспитатель МБДОУ № 97,
г. Каменск-Уральский Свердловской обл.
Задачи:
- Уточнить и расширить знания детей об осени, приспособленности растений и животных к изменениям в природе.
- Совершенствовать грамматический строй речи.
- Развивать познавательный интерес, внимание, память.
- Развивать культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: музыкальное сопровождение: Чайковский «Осенняя песнь», звуки дождя; маленькие картинки, ассоциирующиеся с осенью; зонт с капельками на ниточках, разрезные картинки «Овощи», «Чудесный мешочек с муляжами овощей»; бумажные листочки и картинки деревьев: береза, рябина, дуб, осина; сюжетная картина на тему «Осень»; картинки насекомые, птицы, животные; корзина с яблоками; оборудование для аппликации-заготовки красных, зеленых квадратов, несколько вырезанных готовых яблок, ножницы, клей, силуэт банка из бумаги.
Ход образовательной деятельности:
(Звучит музыка Чайковского «Осенняя песнь»)
Воспитатель: Дорогие дети, хотите в этот осенний час
Сказку послушать сейчас? (Ответы детей).
А было это, когда лето отшумело,
Отзвенело, от зеленело,
Когда промчались теплые деньки,
И больше не летали мотыльки.
И тут неслышно осень подошла.
Им тихо встала у ворот…
Кап-кап, откройте, я пришла,
Кап-кап, уж наступает мой черед!
Воспитатель: Ребята, кто просится к нам в гости? (Осень) Верно, ребята, осень стоит на дворе. Посмотрите в окно и скажите какая она, осень? (Золотая, дождливая и т.д) Вот перед вами стоят картинки, давайте вы выберите те что подходят к осени.
(Дети выбирают картинки, ассоциирующиеся с осенью).
Воспитатель: Почему на столе остались еще картинки? (Дети делают вывод, что на картинках изображено другое время года). Молодцы, справились с заданием.
Воспитатель: Дети, у входа осень молча поджидает,
Но дверь ей никто не открывает.
1 ребенок: Нет, я осень к себе не впущу ни за что,
Не хочу я надевать шапку и пальто.
2 ребенок: А я люблю летом загорать,
В речке купаться, цветы собирать!
3 ребенок: Осень унылая нам не нужна,
Мы не пустим ее, пусть уходит она!
(Тихо звучит фонограмма дождя, постепенно звук усиливается).
Воспитатель: Тут загрустила осень у дверей.
До горьких слез обидно ей.
И плачет осень дождиком у входа,
Все дождливее становится погода.
(Звук дождя, усиливается).
(Воспитатель достает зонт, на зонтике висят капельки с загадками об овощах).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, осени горько и обидно до слез от ваших слов. А вы согласны собрать все капельки-слезинки, чтобы порадовать осень?
(Каждый ребенок снимает по капельке, воспитатель читает задку об овощах. После того, как загадка разгадана, ребенок находит в мешочке на ощупь нужный овощ, называя его форму и размер).
Загадки:
1. Под кустом капнешь немножко-
Выглянет на свет … (Картошка)
2. За ботву как за веревку,
Можно вытащить … (Морковку)
3. Не пугайся, если вдруг
Слезы лить заставит… (Лук)
4. На грядке растут молодцы –
Зеленые … (Огурцы)
5. Разве в огороде пусто,
Если там растет… (Капуста)
Воспитатель: Все загадки разгаданы, но задание ещё не выполнено. Возьмите каждый по конверту, выньте содержимое и положите перед собой. Как вы считаете, что это и что нужно сделать? (Дети высказывают свои предположения).
(В конвертах разрезные картинки овощей, детям нужно их собрать).
Воспитатель: Вот и закончился дождик.
А разве дождик-это плохо?
Надень лишь только сапоги,
И в них не только по дорогам.
А хоть по лужицам беги.
Танец «Злую тучку наказали»
Воспитатель: Слушала осень обидные слова,
С деревьев стала падать листва,
Становились голыми кусты,
На лужайках стали исчезать цветы.
(воспитатель разбрасывает листья)
Воспитатель: Вот какой листопад у нас получился, назовите с каких деревьев нападали листья. (Ответы детей). Но теперь нам нужно навести порядок, соберем листочки березки к березке, рябины к рябинке и т.д.
Звучит музыка Чайковского «Осенняя песнь»
Воспитатель: Ребята, обратите внимание на нашу осеннюю картину, она усыпана картинками, что это? (птицы, животные, насекомые).
Давайте освободим нашу картину, сейчас каждый из вас возьмет картинку с животным и скажет, какие происходят изменения в его жизни с приходом осени. (н-р: птицы улетают в теплые края и т.д)
Воспитатель: Кап-кап-кап-снова Осень заплакала вдруг.
Входит Осень: кап-кап-кап, разве людям я больше не друг?
Повнимательней посмотри на меня,
Ты увидишь всю прелесть осеннего дня,
Я сошью для деревьев золотые наряды,
И береза, и клен их надеть будут рады.
И разве не любит весь народ
Овощи, фрукты да сладкий мед?
Воспитатель: А ведь, правда, без Осени нам не прожить,
Ребята, осень надо скорее впустить. (впустим Осень?)
Со скрипучих ворот снимем крепкий затвор.
Осень, просим, заходи ты в наш двор.
Дети хором: Здравствуй, Осень!
Здравствуй, Осень!
Хорошо, что ты пришла,
У тебя мы, Осень, спросим,
Что в подарок принесла?
Осень: Принесла я вам муки.
Дети: Значит, будут пирожки.
Осень: Принесла вам гречки.
Дети: Каша будет в печке.
Осень: Принесла вам овощей.
Дети: И для супа, и для щей.
Осень: А уж яблоки что мед! (Показывает корзину с яблоками)
Дети: На варенье на компот!
Воспитатель: Какая щедрая Осень, как много яблок нам принесла, как вы считаете, что мы можем с ними сделать? (ответы детей). Хотите заготовит на зиму компот? (Воспитатель предлагает выполнить коллективную работу: Аппликация «Яблочный компот», после чего идет подведение итогов, дети угощаются яблоками).
Воспитатель: Осень щедра и красива,
Скажем Осени «Спасибо»!