«Особенности социализации и формирование коммуникативных отношений у детей со сложной структурой дефекта»
Аверина Ольга Владимировна,
учитель–дефектолог
ГОБУЗ «ОСДР для детей с органическим поражением
центральной нервной системы с нарушением психики»,
г. Апатиты Мурманской обл.
Деструктивное влияние органического поражения ЦНС имеет системный характер, когда в патологический процесс оказываются вовлечёнными все линии развития ребёнка: социально-эмоциональная, мотивационно-потребностная, моторно-двигательная, а так же когнитивная деятельность (восприятие, мышление, память, речь). Специальные исследования (Е.А. Стребелевой, Е.А. Екжановой и др.) показали, что отсутствие своевременной квалифицированной коррекционной помощи детям с выраженным интеллектуальным недоразвитием приводит к возникновению вторичных и третичных нарушений в развитии. (Л.В. Выготский). Последствия поражения ЦНС выражаются в задержке сроков новообразования всех видов деятельности, нарушении развития личности. Нарушено социальное взаимодействие, затруднено усвоение и применение социального опыта. Дефицит общения и отсутствие коммуникативной компетентности у детей со сложной структурой дефекта ведёт к возникновению проблем в формировании гармоничной личности, которые проявляются прежде всего в нарушениях эмоционально-волевой сферы и как следствие в поведении. Как же это выражается:
- повышенная возбудимость или наоборот крайняя апатия к происходящему;
- в равнодушном отношении к окружающему миру;
- стойкие нарушения в поведении в виде вербальной и физической агрессии направленной на окружающих или на себя, стереотипии.
Развитие средств коммуникации является основой для формирования умений и навыков ребёнка. На начальных этапах работы вырабатываются доступные ребёнку формы коммуникации:
выражение своего состояния (комфортное – некомфортное, голод – жажда), протест, требование внимания, приветствие, выражение желания, требования. В помощи средств коммуникации используются – телесный контакт, визуальный контакт, эмоциональные средства (улыбки, ориентировочные реакции), пантомимические (жесты указания, отрицания, имитационные средства, мимика), паралингвистические (вокализации, речь).
Несформированность операционно-технического звена деятельности обусловлена снижением общей двигательной активности, нарушением развития крупной и мелкой моторики, инертность и тугоподвижность психических процессов. Затруднено формирование концепции «Я», не выделяют себя из окружающего, не осознают своих возможностей, не могут оценить своё состояние. Возникают трудности в выделении, понимании и осмыслении событий своей жизни и жизни, окружающих их людей. Фиксируется неумение общаться, эмоциональная нестабильность, искажённая потребность в любви.
Учитывая особенности развития личности и трудности усвоения норм адаптивного поведения у детей со сложной структурой дефекта, можно выделить приоритетные направления:
- формирование механизмов адаптивного поведения;
- формирование основ сенсорно-перцептивной деятельности как базы для формирования системы представлений об окружающем мире и самом себе;
- формирование основ социально – бытового ориентирования.
Основу адаптивного поведения составляют навыки социального общения:
- усвоение различных способов реагирования в соответствии с ситуацией;
- умение делать выбор и соблюдать правила;
- искать, находить и использовать помощь окружающих, ориентироваться на эмоциональное состояние партнёра по общению (взрослого, сверстника);
- регулировать своё поведение.
Формирование основ сенсорно-перцептивной деятельности. Сенсорные нарушения в виде патологии зрения, слуха изменения порога чувствительности, характер и тяжесть двигательных нарушений предопределяют качественные особенности восприятия и переработки любой сенсорной информации. Отсутствие интереса к окружающему, характерное для дошкольников со сложной структурой дефекта, выражается в невозможности или затруднении освоения предметных действий. Дети не рассматривают предметы и игрушки, не берут их самостоятельно, не взаимодействуют с ними. У них не формируются ориентировочные реакции «что это», «что с ним можно делать». Самостоятельные действия носят, как правило, характер неспецифических манипуляций (без учёта функциональных особенностей). Отсутствие целенаправленных действий равнодушие к результату своих действий, неадекватные действия – всё это характеризует деятельность ребёнка с органическим поражением ЦНР.
Особенности формирования основ социально-бытового ориентирования. Навыки самообслуживания. Обеспечивающие соблюдение личной гигиены, правил и норм ухода за собой и др. освоение которых происходит не только в дошкольный, но и в школьный период. В дошкольный период актуальным является формирование культурно-гигиенических навыков, таких как, умение обращаться с одеждой (одеваться и раздеваться), пользоваться предметами быта (кушать, пользуясь посудой, причёсываться, пользуясь расческой…). Усвоение ребёнком различных способов ухода за собой обеспечивается определённым уровнем развития представлений о себе и своих возможностях.
В основе ранней реабилитации детей со сложной структурой дефекта лежит своевременная и адекватная диагностика имеющихся нарушений, осуществляющая в режиме сравнительного анализа нервно-психического развития здоровых детей. Такой подход позволяет определить «зону ближайшего развития» (Л.Н.Выготский»), выявить диапазон различных видов деятельности, которыми ребёнок может, хочет и должен заниматься.