Конспект образовательной деятельности
«По лесным тропам Заполярья»
для детей средней группы
Киселёва Наталья Алексеевна,
воспитатель МБДОУ № 61,
г. Апатиты Мурманской обл.
Цель: Познакомить с жизнью диких животных на Кольском полуострове.
Задачи:
- сформировать умение выделять и охарактеризовывать особенности внешнего вида животных, образа их жизни;
- заложить основы экологического воспитания;
- воспитывать бережное отношение к природе, ко всему живому, что нас окружает.
Оборудование: бутафорские деревья, мягкие игрушки (звери), иллюстрации и фотографии с изображением диких животных, презентация «Природа родного края», энциклопедии о животных для детей.
Предварительная работа: рассматривание фотографий, картин, иллюстраций с изображением диких животных; просмотр мультфильмов по теме; отгадывание загадок по теме; дидактические игры «Кто, где живет?», лото «Дикие животные».
Место проведения: музыкальный зал.
Ход образовательной деятельности:
Дети заходят в музыкальный зал, здороваются с гостями.
Воспитатель: Ребята, а вы помните сказку «Колобок»?
Дети: Да.
Воспитатель: А в какое время года в ней происходит действие?
Дети: Летом.
Воспитатель: Молодцы! А сейчас у нас какое время года?
Дети: Зима.
Воспитатель: Давайте, ребята, мы представим, что бабушка испекла Колобок не летом, а зимой. И продолжим, нашу сказку с того момента, когда она вынула его из печи и поставила остужаться. Как, вы думаете, куда бабушка могла поставить Колобка? Зимой окно не откроешь, на улице мороз.
Предположения детей.
Воспитатель: Надоело колобку стоять на столе, решил он поглядеть, куда это бабушка ушла. Спрыгнул колобок со стола, на стул, со стула на пол и покатился по дому. А дверь бабушка плохо прикрыла. Вот и оказался колобок на улице, покатился он по расчищенной дорожке.
А дом дедушки и бабушки был на краю деревни. А деревня, в которой живут дед и баба, находится на Кольском полуострове.
И оказался наш колобок на краю леса и отправился по дорожке.
И мы, ребята, с вами отправимся вместе с Колобком в путешествие по зимнему лесу Заполярья. Давайте оденемся потеплей: свитер, штаны, носки, сапожки, куртку, шапку и рукавички. Вперёд за колобком, поможем ему познакомиться с природой нашего края.
Воспитатель: Смотрит кообок на лес и не узнаёт его. Почему?
Дети: Лес зимний, нет листьев на деревьях, они стоят голые, только ель и сосна зелёные. Деревья, кустарники и земля покрыты снегом.
Воспитатель: Вот видит колобок, снег с ветки упал.
Это кто с высоких сосен
В ребятишек шишку бросил?
Дети: Белка.
Воспитатель: Вот послушай колобок, что ребята о белке знают.
Рассказ ребенка про белку.
Воспитатель: И покатился колобок дальше.
Вот катится, катится, и наткнулся на сугроб, а под сугробом пенёк. А за пеньком кто – то спрятался.
Хвост пушистый,
Мех золотистый.
В лесу краса.
Кто это?
Дети: Лиса
Воспитатель: Правильно.
Рассказ ребенка про лису.
Воспитатель: Всё дальше тропинка заводит Колобка, а за ёлкой кто-то сидит.
Длинные ушки, быстрые лапки
Прыгает ловко, любит морковку.
Дети: Заяц.
Ребёнок рассказывает о зайце, все слушают.
Воспитатель: Ох и устали мы ходить по лесу, давайте ребята отдохнём.
Физкультурная минутка
Мы к лесной полянке вышли —
Поднимая ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветки и пенечки.
Очень долго мы шагали
Наши ноженьки устали
Сейчас сядем, отдохнем
И опять тропой пойдем
Воспитатель: Узнал колобок о зайце и покатился дальше. Ой, что это за гора. Тише, кто-то там есть.
Он хозяин леса строгий,
Любит спать в своей берлоге,
Страшно может зареветь
Кто скажите он?
Дети: Медведь.
Воспитатель: Отлично. А что мы про медведя знаем?
Рассказ ребёнка о медведе.
Мы тихонько пойдём дальше, чтобы не разбудить медведя.
Катится Колобок дальше по лесу. Слышит какой — то звук. (аудиозапись вой волка).
Кто зимой холодной, ходит злой, голодный.
Дети: Волк.
Ребёнок рассказывает о волке.
Воспитатель: Вот и докатился наш Колобок до тундры и видит, какие интересные животные гуляют.
Словно царскую корону,
Носит он свои рога.
Ест лишайник, ягель – мох.
Любит снежный он простор.
Дети: Это олени.
Рассказ об олене.
Воспитатель: Вот сколько интересного мы узнали вместе с Колобком, какие животные живут в нашем краю, как они зимуют.
А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Чудесный мешочек». А помогать нам будет наш друг Колобок.
В «Чудесном мешочке» угощенья для зверей (мёд, орехи, рыба, веточки дерева, яблоко, мох, курочка). Дети достают пищу для зверей, угадывают для кого она, угощают игрушки.
Игра «Чудесный мешочек»
Воспитатель: И еще одно испытание для вас. В этом мешочке разные продукты — предметы, каждый из вас достаёт предмет и отдаёт это угощение тому животному, которое им питается.
Игра «Отгадай, чей след?»
На экране появляются следы на снегу, дети отгадывают, чей это след.
Воспитатель: Ребята, вот и подошла наша прогулка по нашему краю к концу. Я думаю, Колобок тоже узнал много интересного и нового о животных Кольского полуострова. Красива и богата природа Заполярья, много животных, птиц, рыб и растений. Ведь Север – наш, край, наш дом, которые мы должны любить, хранить и беречь. Понравилось путешествие вместе с Колобком? А что вам понравилось? Помогают Колобку вернуться к бабушке и дедушке. Прощаются.