Развитие певческих способностей дошкольников при помощи игр с пением

Из опыта работы
«Развитие певческих способностей дошкольников
при помощи игр с пением»

Адиятова Гульшат Хамитовна,
музыкальный руководитель МБДОУ № 3,
с. Караидель Караидельского района республики Башкортостан

С помощью игр с пением решаются задачи музыкального образования: развитие музыкального слуха, чистоты интонирования, чувства ритма, памяти, достижение координации пения и движения. В процессе игры, которая является основным видом деятельности дошкольников, в интересной и непринуждённой форме можно успешно решать многие музыкальные задачи. Игры, даря детям радость и возможность проявлять свои эмоции, способствуют развитию у них познавательных интересов и эмоциональной сферы, воспитанию волевых и нравственных качеств личности.
Заинтересованное отношение к творческому процессу в музыкальной игре выражается в следующих показателях: увлечённость музыкально-игровой деятельностью; степень осознания творческого замысла; инициатива и самостоятельность творческого поиска; умение привлекать к творческому процессу музыкальный опыт; степень законченности и художественность воплощения творческого замысла.
Задачи игр с пением:
1. Стимулировать детей к поиску, яркого, выразительного пения.
2. Обогащать музыкально-слуховые впечатления.
3. Добиваться чистоты интонирования.
4. Развивать импровизацию и творческое воображение.

Пение по сигналу
Цель. Быстро ориентироваться по обстоятельствам.
Ход игры. Педагог держит зелёный флажок — дети поют заданный текст; педагог держит красный флажок — дети молчат.

Пение с закрытом ртом
Цель. Вырабатывать подвижность голоса.
Ход игры. Педагог просит детей спеть с закрытым ртом: исполнение должно быть ровным, в умеренном темпе. Во второй раз упражнение исполняется чуть быстрее, с усилением громкости к верхнему звуку.
Примечание. Подвижность голоса — это качество, которое приобретается на основе ранее усвоенных навыков связного пения и чёткой дикции. Без элементарного владения этими навыками исполнение песен с темповыми и динамическими нюансами будет неполноценным в звуковом и дикционном отношении.

Поём и играем
Цель. Развивать творчество детей, вокальные способности.
Музыкальный материал: «Темнота», муз. М. Ройтерштейна (в оригинале песня называется «Зимний вечер», сборник Т. Тютюнниковой «Доноткино»).
Ход игры. Педагог предлагает детям сесть в круг и спеть песню про Темноту — позвать её в гости. Песню надо исполнять без аккомпанемента фортепиано, сопровождая пение лёгкими равномерными шлёпками: по своим коленям двумя руками, затем, раскинув руки, по коленям соседей справа и слева. Такое движение завораживает и объединяет, создаёт особую атмосферу единения. Пение должно быть негромким, побуждающим детей прислушиваться друг к другу и наслаждаться самим процессом совместного исполнения. В конце песни педагог выключает свет и накрывает детей тонкой тканью — Темнота пришла в гости.

Поём и фантазируем
Цель. Развивать творческую фантазию.
Музыкальный материал: «Светлячок» (русская народная закличка).
Подготовительная работа. В процессе подготовки к занятию педагог проводит с детьми беседу о светлячках, рассказывает, как таинственно они мерцают ночью и как летают целым светящимся облаком.
Ход игры. Педагог подбрасывает вверх небольшие кусочки фольги, предлагая детям представить, что так вспыхивают и гаснут светлячки в темноте. Когда все кусочки фольги упадут на пол, каждый ребёнок должен взять себе светлячка и посадить его в кулачок. Все вместе дети поют песенку:
Светлячок, светлячок,
Посвети в кулачок!
Посвети немножко,
Дам тебе горошка.
Дети свободно ходят по залу, заглядывая в кулачки: просят светлячка вновь зажечь свой огонёк, который гаснет, как только светлячка поймаешь. Пусть дети «отпустят» своих светлячков за печку, поймают себе новых и споют песенку ещё раз .

Найди попевку по карточкам
Цель. Развивать память, музыкальный слух.
Ход игры. Педагог показывает карточки с иллюстрациями к знакомым детям песням. Дети должны по рисунку узнать песню и спеть её.

Хор и дирижер
Цель. Вырабатывать динамический и мелодический ансамбль. Формировать способность к взаимодействию с партнёрами.
Ход игры. Педагог предлагает одному ребёнку стать «дирижером», остальные дети должны петь по команле. «Дирижер» показывает, когда выступать и как петь (тихо или громко), побуждая детей петь в соответствии с его жестами.

Езда на автомобиле
Цель. Развивать голос и его вибрацию.
Ход игры. Педагог предлагает детям с помощью голоса изобразить езду на автомобиле: едем по ровной гладкой дороге; объезжаем лужу справа, слева; едем по плохой дороге; автомобиль занесло в кювет; едем на большой машине; едем на маленьком автомобильчике.

От 1 до 10
Цель. Вырабатывать непрерывное дыхание и динамику.
Ход игры. Педагог предлагает детям спеть цифры как одно слово, начиная с шёпота, постепенно усиливая звучание голоса.

Музыкальная лесенка
Цель. Развивать звуковысотный слух.
Ход игры. Педагог просит детей петь в диапазоне октавы, выкладывая направление мелодии на нотном стане.

Литература:
Журнал «Музыкальный руководитель», 2010г., № 1.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.