Развитие речи с раннего возраста. Рекомендации родителям

Консультация для родителей

«Развитие речи с раннего возраста. Рекомендации родителям»

Ленке Оксана Викторовна,

воспитатель МБДОУ № 130,

г. Мурманск

В возрасте от 2-х до 4-х лет особое значение для ребёнка имеет речевое развитие. В отличие от предыдущего более раннего возраста, когда ребёнок для достижения понимания в общении использовал средства внеречевые (мимика, жесты, действия, простейшие звуки и др.), переходит непосредственно к речевому общению. Основным средством установления контакта с окружающими, выражение своих мыслей, желаний, переживаний становится устная речь, а внеречевые формы общения играют вспомогательную роль.

Изменения качества и количества (словарный запас ребёнка возрастает до 2500 слов) в речевом развитии детей связаны с расширением круга общения, с окружающим миром людей, вещей, природы.

С помощью взрослого ребёнок устанавливает разнообразные связи между предметами, явлениями, действиями: временные, количественные, простейшие причинно-следственные. Необходимость отражения этих отношений и связей в речи побуждает детей к активному освоению грамматических форм (окончаний, суффиксов, приставок). Расширение социальных контактов заставляет правильно воспринимать слова, стремиться точнее их произносить, для того чтобы быть понятым собеседником или слушателями.
 В раннем возрасте ребёнок любит играть со звуковыми игрушками. Спрячьте ее за спину или за какой-нибудь предмет и начните издавать ею звук. Ребенок сразу начнет искать игрушку – это формирует слуховую активность и сосредоточенность. Такие игры, как «Ладушки-ладушки», «Сорока-белобока», «Водичка-водичка» — прекрасные игры для развития речи и мелкой моторики рук.

Учтите, что развитие речи у ребенка идет при живом общении. Передачи по телевизору, радио развитие речи не стимулируют, поэтому заменять ими общение с взрослыми не стоит.
Дети в этом возрасте начинают активно говорить. Рекомендации здесь те же – говорите с ребенком, играйте, правильно произносите слова сами, называйте все, что видите вокруг на прогулке, комментируйте свои действия.

После трех лет можно уже начинать играть с ребенком в дидактические игры, стимулирующие развитие речи ребенка. К примеру, уже можно пробовать подбирать слова, противоположные по смыслу – «длинный-короткий», «большой-маленький», рассматривать картинки и просить ребенка рассказать, что здесь нарисовано, попросить его придумать историю про тех, кто нарисован на картинках. После прогулки расспросить ребенка – постарайтесь, чтобы он рассказал, где он был и что видел, чем занимался. Это формирует память, мышление и связную речь, учит внимательности.

У ребенка возрастает интерес ко всему окружающему: он хочет все увидеть, познать, взять в руки. Эти желания превышают возможности ребенка, и он вынужден обратиться за помощью к взрослому. Однако имеющихся средств общения (жесты, мимика, отдельные слова) ребенку уже не хватает, чтобы быть понятым, чтобы его возросшая потребность в общении была удовлетворена. Возникает противоречие, которое разрешается путем возникновения новой формы общения – активной самостоятельной речи.

К трем годам дети учатся говорить фразами, предложениями. Они уже могут выражать словами свои желания, передавать свои мысли и чувства. При этом в словаре преобладают существительные- порядка 60%, глаголы-30% и 10%- прилагательные (данные исследования младшей группы с нормальным развитием речи).

В данном возрасте преобладают слова-названия, собирательные существительные   (посуда, мебель), на данном этапе практически отсутствуют.

К 3-4 годам ребёнок должен уметь повторять короткий рассказ (по картинке или серии картинок), чётко произносить звуки. Освоение структуры простого предложения, системы окончаний, использование в речи слов с суффиксами уменьшительности, ласкательности, увеличительности (-чик,-щик,-енок,-онок, -ище)    

Рекомендации для родителей:

1. Играя с ребенком, старайтесь привлекать его к активным действиям. Пусть малыш не сидит, пассивно наблюдая, а двигается, переставляет предметы, фантазирует. Во время игры хорошо бы стимулировать эмоции. Если вы «лечите» куклу, то она может «поплакать», если мишка «плохо себя ведет», с ним нужно говорить «строго».

2. Очень хороша игра «В гостях у куклы Кати», когда игрушки приходят в гости. Каждого нужно угостить, обеспечить всем необходимым. Ну, а вы спрашиваете у ребенка, кому что нужно, кто что ест, кто где спит, кто что делает.

3. Дети очень любят игры, связанные с поисками спрятанного. Задача не только в том, чтобы найти, но и сказать, что где было. .

4. Побольше разных глаголов, . Несмотря на то, что в словаре ребёнка все еще преобладают слова-названия (существительные), там уже должны присутствовать почти все части речи, а уж глаголам просто необходимо там быть.

5. Не требуйте от ребенка в этом возрасте обобщений. Он хорошо знает, что такое чашка, тарелка, ложка, пользуется этими словами, но для слова «посуда» время еще не пришло. Кроме того, не беда, если шапкой называются и кепка, и панама, и берет.
Какой бы ни была речь, внимательно выслушивайте его и не нервничайте, а лучше старайтесь больше гулять с ребёнком, повкуснее и разнообразнее его кормить. И уберите с лица выражение раздражения, недовольства когда вы общаетесь с ребенком. Помните, что повторы бывают у многих детей в этом возрасте.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.