Развитие волонтёрской деятельности в образовательной среде ДОО

Из опыта работы

«Развитие волонтёрской деятельности в образовательной среде ДОО»

Романюк Екатерина Анатольевна,

воспитатель МБДОУ № 36,

г. Кировск Мурманской обл.

Развивающая среда, которую мы создаем,  выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие воспитанников.

Каждый новый день у нас начинается с создания особого психологического климата, т. е. создание в группе спокойной, доброжелательной обстановки.

Традиционно проводимый «Утренний круг»,  с целью создания  положительно — эмоционального настроя детей на новый день и уверенности в том, что среди друзей — сверстников им будет хорошо, а день обещает быть интересным и насыщенным.

В группе создана предметно – пространственная среда с  разнообразием игровых зон для мальчиков и девочек, а так же совместных игр и занятий.

          В центре социализации оформили «уголок добрых дел», где аккумулируется весь материал по волонтерской деятельности: картотеки, различные альбомы и фотоальбомы, дидактические игры.

1. Картотеки: «Утро радостных встреч»;  пальчиковых игр; пословиц и поговорок; загадок, мирилок.  Очень помогают нам в работе с детьми «Ладошки примирения»

2. Настольно – печатные игры: «Что такое хорошо, что такое плохо?»

«Вежливые слова и поступки» «Этикет для малышей» Экологическая игра «Хорошо-плохо» и др.

На протяжении всего дошкольного детства игра – ведущий вид деятельности. Поэтому игре отводим особое внимание. Создаем специальные игровые ситуации, ставящие ребенка в ситуацию выбора.

3. Видеотека: мультфильмов и фильмов – сказок о добре и зле; о взаимопомощи; уроки тётушки Совы.

4. Журналы: виды волонтёрского движения; дневники достижений волонтёра (личная книжка волонтёра).

5. Альбомы: фото альбомы; детские рисунки о добре, помощи животным.

6. Наборы: ситуационных картинок для рассматривания и объяснения той или иной ситуации, произошедшей с детьми.

Рассматривание иллюстративного и наглядного материала вызывает у детей эмоциональное переживание: они по внешнему виду учатся определять внутреннее состояние человека. Дети на наглядном примере могут сделать правильный вывод – «Что такое хорошо и что такое — плохо», при этом объяснить свою позицию.

7. Подборка этических бесед:

« Зачем говорить здравствуй?» «Мои добрые поступки» «Что такое доброта»  «Спешите делать добро» «Каким должен быть друг» и т.д

 способствует формированию представлений о добре, сочувствие, желании прийти на помощь.

8. Театрализованные сказки, этюды, мини — сценки:

Сказки:«Цветик-семицветик» Два жадных медвежонка» «Теремок» « Рукавичка» «Искорка добра» «Под грибком» «Мешок яблок»

Этюды: «Лисичка подслушивает» «Вкусные конфеты» «Здравствуйте» «Доброе животное»

Велика роль театрализованной деятельности, проигрывание этюдов, мини – сценок способствует проживанию героями тех или иных жизненных ситуаций.

В этом году, когда мы начали вести углублённую работу по волонтерскому движению, в группе появился календарь добрых дел «Каждый день и каждый час, дело  доброе у нас», вызывающий особый интерес у детей. В календаре ребята схематично отмечают сделанные добрые дела в течение дня. В итоге, к концу недели у ребят собирается конвертик с их добрыми делами, что стимулирует желание дошкольников совершать хорошие дела, стремиться за своими сверстниками.

Для воспитателей и родителей такой «Календарь  добрых дел» — метод наблюдения за развитием ребенка, его достижениями, его хорошими делами. Родителям, несомненно, интересно увидеть деятельность детей в детском саду и гордиться своим ребенком – помощником.

Чтобы ни упустить значимые события, важные для юных волонтеров, для того чтобы педагоги-волонтеры смогли спланировать мероприятия к этому событию, был изготовлен макет «Колесо праздников и важных дат».

Весь материал, который представлен вашему вниманию, используется в режимных моментах, в учебной деятельности, в играх и в свободной деятельности детей.

Так же в нашем саду представлена  библиотека «Дорогою добра». Подборка книг, в которой,  отражает наше направление в работе с детьми по волонтёрству. Библиотека расположена в методическом кабинете и ребята с удовольствием приходят и берут книги.

 А так же мы используем эту литературу для передвижных минибиблиотек для родителей. Ведь, именно, настоящая книга существует для того, чтобы помочь ребенку вырасти «Человеком» с большой буквы.

Положительный результат может быть достигнут только в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами и родителями.

В родительском уголке постоянно выставляем информацию в виде консультаций, папок передвижек, фотоотчётов.

Консультации для родителей: «Кто такие волонтеры» «Как воспитать у ребенка доброту» «Воспитание любви к природе» «Добрые сказки которые помогают воспитывать нравственность»

Целенаправленно организованная предметно-развивающая среда играет  большую роль в развитии и воспитании детей. Она обогащает новыми впечатлениями, побуждает к активной деятельности, способствует интеллектуальному и социальному развитию.

Наш отряд «Лучики добра» ещё очень юн, но уже сейчас можно сказать — в процессе волонтерской деятельности у ребят сформировались: личностная и нравственная саморегуляция, моральные суждения и оценки, понимание общественного смысла нравственной нормы. Дети понимают переживания других, проявляют заботу, отзывчивость, взаимопомощь, сочувствие.       

Считаем, что развивающая среда не может быть построена окончательно. Это сложная, многоплановая, творческая деятельность всех участников образовательного процесса.

В дальнейшем мы продолжим поиск инновационных подходов к организации предметно-развивающей среды.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.