Самоанализ непосредственно образовательной деятельности

Консультация для воспитателей

«Самоанализ непосредственно образовательной деятельности»

.

Авдеевичева Татьяна Сергеевна,

старший воспитатель МАДОУ ЦРР д/с № 1,

г. Новошахтинск Ростовской обл.

 

Как известно, лучшее средство для повышения качества работы — это работа над ошибками. Поэтому немаловажной частью проведения занятий является их самооценка педагогом. Воспитателю, да и любому педагогическому работнику, очень сложно оценить свою работу, так как воспитатель в основном является не наблюдателем, а участником педагогического процесса. Для облегчения данной задачи, необходимо обратиться к потребностям ребенка, ведь все занятия, планируемые педагогом, должны удовлетворять потребности ребенка в ходе организованной деятельности. Для оценки реализации аспекта «потребностей» удобно использовать данную схему при анализе, а в последующем и при планировании НОД:

саоанализ НОД-1Ребёнок познает мир примерно также, как складывается деятельность человека в целом:

саоанализ НОД-2Поэтому воспитателю необходимо так организовывать образовательную деятельность, чтобы ребенок исходя из своих потребностей и мотивов (совместно с педагогом) поставил свою цель, выбрал средства, осуществил деятельность и получил результат.

Преимущество использования данной схемы для самоанализа: представление занятия в целостном виде дает больше информации. Тогда как ранее используемые схемы отражают различные аспекты НОД: формы, методы; стиль общения и т.п.

Данная схема позволяет строить логически завершенный анализ НОД, его легко составить как в устной, так и в письменной форме.

Схема самоанализа НОД с вопросами-ориентирами представлена в таблице 1. Данную схему можно использовать для анализа НОД которую организует другой педагог.

Таблица 1

Этап НОД

Вопросы-ориентиры

Мотивация Как педагог заинтересовал детей предстоящей деятельностью?
Какие приемы использовал для создания и поддержания положительной мотивации к деятельности?
Удалось ли педагогу поддерживать мотивацию к деятельности (познавательный интерес, активность) на протяжении всей НОД?

 

Постановка цели Была ли четко сформулирована детская цель?
Цель НОД сообщил педагог или дети поставили ее совместно с ним в ходе диалога, обсуждения?
Была ли цель привлекательна для воспитанников?
Дети поняли, что должно стать результатом занятия?

 

Совместная работа по нахождению способов деятельности Как происходил выбор способов деятельности?
Опирался ли педагог на знания и опыт детей?
Была ли предоставлена детям возможность выбрать средства и способы деятельности, партнеров по деятельности?
Какие виды деятельности организовал педагог?
Насколько они соответствовали поставленной цели?
Удалось ли педагогу занять партнерскую позицию по отношению к воспитанникам? Что на это указывало?
Что преобладало на данном этапе НОД: диалог или монолог педагога?
Соответствовала ли организованная развивающая предметно-пространственная среда цели и задачам НОД?

 

Самостоятельная работа детей по апробации способов деятельности Определил ли педагог в ходе НОД, что могут сделать дети самостоятельно, а что совместно с ним?
Поддерживал ли педагог детей в ходе самостоятельной работы? Каким образом?
Организовал ли педагог развивающую предметно-пространственную среду для самостоятельной работы воспитанников?
Насколько развивающая предметно-пространственная среда способствовала достижению детской цели?
Взаимодействовали ли воспитанники между собой в ходе самостоятельной работы?
Способствовал ли педагог этому взаимодействию?
Создавал ли педагог ситуацию успеха и психологический комфорт в ходе НОД? Что на это указывало?

 

Рефлексия (подведение итогов, обсуждение результатов) Каким образом педагог подвел итог НОД?
Насколько целесообразен выбор такой формы рефлексии?

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.