
Педагогические мониторинговые исследования в настоящее время получили широкое распространение, так как именно с помощью мониторинга можно соотнести поставленные задачи с реальными результатами, а также систематически отслеживать качество реализации образовательной деятельности.
Цель мониторинга — получение оперативной, точной и объективной информации о ходе и результатах образовательной деятельности в ДОО.
Результат мониторинга – повышение эффективности образовательной деятельности в целом.
Важно знать, что мониторинг образовательной деятельности проводится в рамках внутренней оценки качества дошкольного образования в ДОО.
Структура и содержание мониторинга в конкретной образовательной организации должна отражать специфику данного учреждения, особенности ее образовательной деятельности.
Однако имеются некоторые общие требования и правила к организации и осуществлению педагогического мониторинга.
Любое мониторинговое исследование разрабатывается в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и локальными актами, которые регламентируют деятельность ДОО.
Как проводится исследование
Методы мониторинга разнообразны. Главным основанием для выбора методов служит набор показателей и возможность получить по каждому показателю максимально объективную информацию. Информация по одному показателю может собираться с помощью различных методов из нескольких источников, дополняющих или уточняющих друг друга.
Методы мониторинга: наблюдение, экспертное оценивание, тестирование, анкетирование, ранжирование, проведение контрольных и аттестационных работ, статистическая обработка информации и др.
Обработка и накопление материалов в форме таблиц, диаграмм, различных измерительных шкал, в текстовой форме.
В качестве источников для мониторинга образовательной деятельности используются данные опросов удовлетворенности родителей качеством образования, отчеты педагогов, анализ организации образовательной деятельности, исследования условий реализации программы, а также данные оценки индивидуального развития воспитанников.
Источники данных для мониторинга образовательной деятельности:
— мониторинговые исследования условий реализации образовательной программы в ДОО;
— социологические опросы удовлетворённости родителей (законных представителей) качеством дошкольного образования;
— отчеты педагогических работников дошкольной образовательной организации;
— наблюдение и анализ организации образовательной деятельности педагогов с воспитанниками ДОО;
— оценка индивидуального развития воспитанников в образовательной деятельности дошкольной образовательной организации.
Кто занимается внутренней оценкой качества образования в ДОО, в том числе мониторингом образовательной деятельности? Это Администрация ДОО, Совет ДОО и Педагогический совет. У каждого свои управленческие или организационные функции и обязанности.
Например,
Администрация ДОО:
— формирует блок локальных актов и контролирует их исполнение;
— разрабатывает мероприятия и готовит предложения по совершенствованию внутренней оценки качества ДО;
— обеспечивает проведение контрольно-оценочных процедур, мониторинговых исследований;
— осуществляет сбор, обработку, хранение и представление информации;
— анализирует результаты на уровне ДОО.
Совет ДОО:
— участвует в разработке системы показателей и критериев мониторинга;
— готовит предложения для администрации по выработке управленческих решений по результатам мониторинга на уровне ДОО.
Педагогический совет ДОО:
— участвует в формировании информационных запросов, в обсуждении системы показателей;
— участвует в оценке качества образовательной деятельности педагогических работников дошкольной образовательной организации,
— содействует организации работы по развитию профессионализма педагогических работников, развитию их творческих инициатив.
Что будем исследовать
На уровне образовательной программы объектами для мониторинга образовательной деятельности могут быть: организация образовательного процесса, педагогические технологии и методики, которые реализуются в ДОО, а также процесс реализации содержания образовательной программы и условия реализации образовательной программы.
Каждый объект мониторинга представлен критериями, для которых определяются показатели, то есть данные, по которым можно судить о состоянии критерия.
Объекты мониторинга:
— процесс реализации содержания образовательной программы (цель, задачи, планы, средства);
— организация образовательного процесса (режимные моменты, чередование различных форм организации воспитанников);
— реализуемые педагогические технологии и методики;
— условия реализации образовательной программы.
Например, исследуется критерий «Соответствие требованиям ФГОС к условиям реализации образовательной программы дошкольного образования».
Показателями, в этом случае, будут предметно-пространственная развивающая среда, кадровые условия и материально-технические условия реализации образовательной программы ДО. Информация по каждому показателю собирается из нескольких источников, дополняющих или уточняющих друг друга.
Основные пользователи результатов мониторинга
Это педагоги, воспитанники и их родители, педагогический совет дошкольной образовательной организации, экспертные комиссии при проведении процедур лицензирования, аттестации педагогических работников. Информация о результатах размещается в виде аналитических материалов на официальном сайте дошкольной образовательной организации, в публичных докладах администрации ДОО.
Уважаемые коллеги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в комментарии. Обязательно помогу.
Головина Бэла Геннадьевна, администратор сайта.
здравствуйте, Бэла Геннадьевна. первый раз зашла на ваш сайт и как много нашла полезного для себя. жалко, что не знала о сайте раньше. у меня затруднения по мониторингу индивидуального развития детей. мы работаем по программе «Открытия». есть таблицы по освоению образовательных областей, но не знаю как правильно их заполнить например, СЧЕТ для детей 2 мл. гр.? ведь современные дети почти все умеют считать. где можно конкретно взять критерии? спасибо.
Рая, ну вот и хорошо, что нашли этот сайт. Заходите почаще! Каждую неделю я пишу что-нибудь новенькое. А публикации педагогов обновляются практически каждый день.
Отвечаю на Ваш вопрос. Педагогическая диагностика проводится по диагностическим материалам той программы, на основе которой написана программа д/сада. В Вашем случае, это программа «Открытия». Честно говоря, я с программой «Открытия» плохо знакома и мониторинг по этой программе не видела. Но точно знаю, что в любом мониторинге должны быть критерии, по которым и проводится этот мониторинг. Если критерий нет в самой таблице, то должны быть какие-то инструкции и рекомендации. Может быть, они есть у старшего воспитателя?
А тем детям, которые умеют считать Вы спокойно можете ставить высокие баллы (если диагностика по баллам).
спасибо, что не оставили вопрос без внимания. постоянно буду заходить на ваш сайт
Спасибо!!!
Добрый вечер, Бэла Геннадьевна! На межаттестационный период мною взята тема «Развитие познавательной активности дошкольников посредством современных образовательных технологий», и одной из задач стоит «Осуществление мониторинга уровня познавательного развития». Подскажите, пожалуйста, как показать динамику в диаграмме, ведь показатели познавательного развития разные в каждом возрастном периоде. Заранее спасибо!
Ирина, эта проблема мучает всех педагогов: как показать динамику)))) Честно скажу, как в диаграмме показать, не знаю. Видела только в таблице. Один из вариантов такой: надо сравнивать результаты диагностики в каждой возрастной группе на начало и на конец года. Например (в таблице): Физ. развитие, 2014/15 гг., старшая гр. начало года — 68,1%, конец года — 73,9%. 2015/16 гг., подготовит. гр. начало года — 80,1%, конец года — 89,5%. 2016/17 гг., млад. гр. начало года — 65,1%, конец года — 81,3%.
Если судить по этим данным, то динамика есть.