Проблема качества образовательного процесса и, в частности, качества образовательной деятельности педагогов по тому или иному направлению, — одна из основных в ДОУ. Так как она связана с решением целого комплекса задач, направленных на развитие личности ребенка.
В данной статье я хочу представить алгоритм действий старшего воспитателя по определению качества образовательной деятельности педагогов, направленной на развитие речи воспитанников.
Цель действий старшего воспитателя: посредством всестороннего обследования образовательного процесса и последующего педагогического анализа определить качество педагогической деятельности по развитию речи дошкольников.
- Анализ условий, созданных педагогом для полноценного развития речи дошкольников: психолого-педагогические условия, организация развивающей предметно-пространственной среды, планирование.
- Обследование уровня развития детей на предмет освоения программного содержания по образовательной области «Речевое развитие».
- Анализ профессиональной деятельности педагога: самоанализ педагога и оценка профессиональных компетенций педагога старшим воспитателем (проверка планов, посещение НОД, тестирование http://detstvogid.ru/voprosyi-dlya-vospitateley-po-teme-rechevoe-razvitie-doshkolnikov/.html).
- Анализ условий, созданных старшим воспитателем: психолого-педагогические, программно-методические, организация образовательной среды в ДОУ, методическое сопровождение педагогов по теме.
- Оценка взаимодействия с родителями и социальными партнерами по развитию речи детей: просветительская работа с родителями, психолого-педагогическое сопровождение семьи, привлечение родителей к образовательной деятельности, определение эффективности сетевого взаимодействия и т. д.).
На основе комплексного анализа старший воспитатель пишет справку о состоянии педагогической деятельности по речевому развитию воспитанников и планирует мероприятия по повышению качества образовательного процесса в данном направлении.
Данный алгоритм действия можно применить к любому направлению развития дошкольников.
Уважаемые коллеги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в комментарии. Обязательно помогу.
Головина Бэла Геннадьевна,
доцент, кандидат педагогических наук,
администратор сайта.
Здравствуйте, Бела Геннадьевна! Меня беспокоит вопрос по контролю.Я работаю старшим воспитателем пол года. Составила годовой план, прочитав его, руководитель мне сказала, что я не имею права приходить на непрерывно-образовательную деятельность или режимные моменты, не предупредив педагога за 2-3 дня.Я с ней не согласна.Тем более я вижу, что не все воспитатели добросовестно к этому относятся. Прошу, Вас, помогите разобраться в этом вопросе.
Любовь, увы, но предупреждать педагога нужно. Предупреждают уже давно, с 90-х годов (я тогда работала методистом в саду). Я не знаю, где это записано (в каких документах). Но считается, что не предупредив воспитателя, мы нарушаем его права, и такой стиль руководства является авторитарным. Можно сделать вот таким образом: не за 2-3 дня, а на педсовете, или пятиминутке, или на каком-то методическом мероприятии, посвященном например, развитию речи детей, сказать, что будет осуществляться контроль по планированию (проверка планов), индивидуальной работе с детьми и осуществлению образовательной деятельности по этой теме. В рамках этого контроля администрация вправе посетить занятия, режимные моменты и проверить документацию.
Бела Геннадьевна, спасибо за информацию!