Из опыта работы
«Формирование коммуникативных умений и навыков у воспитанников с ТНР дошкольной образовательной организации»
Капустина Наталья Анатольевна,
воспитатель МБДОУ № 46,
пгт. Молочный Кольского района Мурманской обл.
ФГОС дошкольного образования, дифференцируя содержание программ, реализуемых в ДОУ, выделяет несколько направлений, среди которых важное место отводится социально-коммуникативному, включающему в себя задачи развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей.
Вопросы коммуникативного развития были рассмотрены в работах многих ученых: Л.И. Божович, И.В. Дубровиной, С.С. Журавлевой, М.И. Лисиной, В.С. Мухиной, О.А. Репиной, А.Г. Рузской, Е.О. Смирновой и др. В своих исследованиях они подчеркивали важность формирования коммуникативных навыков у детей для полноценного развития.
Последние 6 лет моя педагогическая деятельность осуществляется в группе компенсирующей направленности для детей 5-7 лет с с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Для детей с ТНР характерно недоразвитие звуковой, лексической, грамматической сторон речи. Как следствие, многие из них испытывают коммуникативные трудности, чувство нереализованной потребности свободного речевого общения. Это указывает на необходимость подбора форм, методов и приемов по формированию коммуникативных умений у дошкольников с ТНР, направленных на развитие речевых средств языка, а также их использование в совместной деятельности со сверстниками, взрослыми.
Целенаправленное обучение речевым умениям, коррекция речевых нарушений осуществляется на занятиях по развитию речи, а также в режимных моментах и в индивидуальном общении специалистов, воспитателей ДОУ с детьми.
Наряду с речевыми навыками, детям необходимо овладеть системой коммуникативных умений: желание вступить в контакт с окружающими и организовать общение, поддержать разговор, использовать при этом вербальные и невербальные средства общения.
Цель: Раскрыть содержание работы по формированию коммуникативных умений и навыков у воспитанников с ТНР в дошкольной образовательной организации.
Задачи:
1. Подобрать игровые методы и приемы по формированию коммуникативных умений и навыков дошкольников 5-7 лет с ТНР в игровой деятельности.
2. Организовать предметно-пространственную среду в группе, способствующую совместной деятельности воспитанников.
3. Организовать работу по взаимодействию с родителями по формированию коммуникативных умений у воспитанников.
Ожидаемые результаты для педагогов:
• Изучили теоретические основы вопроса формирования коммуникативных умений и навыков у дошкольников с ТНР, опыт работы прогрессивных педагогов России по данной теме.
• Включили в систему работы по социально-коммуникативному направлению развития детей интересные формы и приемы для формирования коммуникативных умений и навыков у наших воспитанников.
• Обобщили опыт работы, для представления на различных площадках педагогического мастерства.
Ожидаемые результаты для детей: с желанием вступают в общение со сверстниками, взрослыми, включаются в совместную деятельность, свободно выражают просьбу, вопрос, умеют поддержать разговор, договориться.
Для родителей: понимают значимость проблемы, свою роль в формировании коммуникативных навыков у детей, принимают участие в совместных мероприятиях группы и детского сада, выполняют рекомендации специалистов.
Ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. Современные формы и методы активизирующего общения, основанные на использовании игр и игровых упражнений, создают детскую мотивацию на конструктивное межличностное общение в процессе совместной деятельности.
Например, создание проблемных игровых ситуаций: «Позвони другу», «Вызови скорую помощь», «Пригласи Лунтика в гости», «Поздравление с днем рождения» и т.д. С помощью этих упражнений ребята учатся вести диалог по телефону, закрепляют свой адрес, осваивают навыки объяснительной речи (как Лунтику пройти к моему дому).
Интересный прием- создание лингвистических коллекций. Дома вместе с родителями дети записывают вежливые слова и выражения, с помощью которых можно обратиться с просьбой к другому человеку, задать вопрос, поздороваться или попрощаться. В группе, в игровой, реальной ситуации побуждаем детей использовать арсенал выражений: «Не будете ли Вы так любезны..», «Будьте добры…», «Скажите, пожалуйста…», «Я очень благодарен…», «Извини, я сожалею…», «Могу я чем-нибудь помочь?» и т.д.
Коммуникативные игры – совместная деятельность детей, в которой воспитанники учатся учитывать интересы других детей, согласовывать свои действия, знакомятся со способами невербального общения: «Зеркало», «Гусеница», «Оркестр» и др. Такие коммуникативные игры, как «Доброе утро», «Телеграмма», «Комплименты» — создают положительный эмоциональный настрой на целый день, формируют доброжелательное отношение к окружающим людям.
Особое место в формировании коммуникативных умений и навыков занимают творческие сюжетно-ролевые игры. На занятиях по ознакомления с окружающим миром наши воспитанники «путешествуют» по материкам и странам, городам России, знакомятся с особенностями природных зон, флорой и фауной, родом занятий людей. Как итог знакомства — вместе с детьми организовали сюжетно-ролевую игру «Туристическое агентство». В игровой воображаемой ситуации можно купить путевку, билеты на самолет и отправиться в путешествие.
Ребята принимают активное участие в организации предметно-игровой среды, создают атрибуты собственными руками. Оформляют рекламные проспекты. Картинки с изображением городов, наклеенные в альбом, иллюстрируют оригинальную архитектуру и традиции городов разных стран и народов. Таким же образом появились альбомы «Меню» к игре «Кафе», «Мода» для игры в «Ателье».
Желание играть возникает у всех детей группы, но не каждый умеет организовать игру, предложить тему, придумать интересный сюжет. Вместе с ребятами мы разработали технологическую карту «Хочу играть!», которая содержит пошаговую инструкцию в виде картинок — символов: «Пригласи друзей», «Распределите роли», «Выбери игрушки», «Поиграйте», «Уберите игрушки на место».
Сюжеты, игровые события наиболее понравившихся игр мы схематично зарисовываем, оформляем в виде символов, картинок. Опираясь на разработанную модель, дети вспоминают эпизоды, действия участников игры, содержание взаимоотношений. Такие карты побуждают детей играть, у них возникает желание не просто повторить игру, но и привнести изменения — ввести новую роль, игровые сюжетные линии.
Для сюжетно-ролевой игры «Журналисты» в группе оборудовали студию телеканала «Радуга». Журналисты телеканала берут интервью у сверстников, интересных людей. В рамках лексической темы или в ходе реализации проекта у детей возникает множество вопросов, и интервью – один из способов получить полезную интересную информацию об окружающем мире. Эта игра учит детей общению, умению вести беседу, формулировать вопросы, отвечать на них. В игре закрепляются словесные формулировки вежливости, дети приобретают навыки культуры общения.
Интересный прием – интервью – анкетирование. В рамках реализуемого проекта «Кем быть?» решили узнать, какие профессии интересны детям подготовительных к школе групп. Для этого подготовили опросные листы (картинки с изображением людей разных профессий) для фиксации результатов. Затем ребята обработали анкеты — количество голосов выкладывали палочками Кюизенера и составляли диаграмму. В результате выяснили самую популярную профессию.
Грамотно организованная предметно-пространственная среда в группе обеспечивает возможность общения в совместной деятельности детей и взрослых, способствует развитию игровой, познавательной, творческой активности воспитанников.
Игровая среда нашей группы наполнена игровым материалом: дидактические игрушки, куклы, настольно- печатные игры, мелкий и крупный строительный материал, элементы костюмов, атрибуты для театра (кукольного, пальчикового) и др., а также игровые зоны: «магазин», «парикмахерская», «кукольный уголок», зону конструирования и т.д.
Для развития познавательных способностей, обогащения игрового опыта новыми впечатлениями из окружающей жизни созданы тематические альбомы, карточки –схемы для построек из строительного материала, конструкторов, мозаики, схемы элементарного экспериментирования и т.д.; собран демонстрационный материал по лексическим темам.
Созданы условия для развития сюжетно-ролевой игры. Атрибуты помещены в яркие коробки, обозначенные условными символами. Дети выбирают нужные атрибуты в соответствии с замыслом игры. Тематика игр разнообразна, отражает особенности северного края: «Морской порт», «Саамская деревня», «Больница», «Телевидение» и т.д. По-прежнему актуальным остается наличие разнообразных предметов –заместителей. В коробке «Всякая всячина» находится природный, бросовый материал, который ребята используют в своих играх. Большой интерес у детей вызывает маркер игрового пространства – легкие панели, из которых можно построить корабль, дом и многое другое по воображению, по замыслу.
Лексическая тема меняется каждую неделю. В соответствии с нею подбираем демонстрационный материал, художественную литературу, настольные игры по данной теме выносятся на первый план.
В группе компенсирующей направленности для детей с ТНР задача психолого – педагогической поддержки семьи, повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей приобретает особую значимость, т.к. сотрудничество с родителями является условием успешного коррекционного воздействия.
Вопросы коммуникативного развития освещаем на родительских встречах, приглашаем педагога-психолога, учителя-логопеда и других специалистов.
Для эффективного взаимодействия выбираем разнообразные формы: мастер –классы, где сами родители могут поделиться опытом семейного воспитания, дни открытых дверей – прекрасная возможность узнать, чем живет, чем занимается ребенок в детском саду, как общается со взрослыми и сверстниками, а также включиться (при поддержке педагогов) в разнообразную совместную деятельность.
Создаем информационную наглядность: консультации, буклеты «Как развивать культуру поведения», «Начинаем утро с приветствия», «Что посеешь, то пожнешь», «Учите детей общаться» и т.д.
Таким образом, дети с тяжелыми нарушениями речи наряду с речевыми недостатками испытывают трудности в общении со сверстниками и взрослыми.
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре — ведущему виду деятельности. Характер игровой ситуации ставит ребенка в положение, которое требует от него высокого уровня сформированности социальных навыков по выбору способов и форм воздействия, согласования целей, совместного планирования, распределения ролей, достижения общего результата, а также умения договариваться, уступать, разрешать конфликты.
Для формирования коммуникативных умений и навыков воспитанников педагогам дошкольной образовательной организации необходимо:
• включать в педагогический процесс интересные, привлекательные для детей игровые методы и приемы, направленные на взаимодействие в совместной деятельности;
• создавать предметно-пространственную среду в группе, обеспечивающую возможность совместной деятельности детей и взрослых, уделять большое внимание ее оснащению и своевременному обновлению;
• осуществлять взаимодействие педагогов дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников.
Литература
1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
2. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребенком. Москва, обруч, 2012.
3. Л.С. Скородумова, Использование технологии сотрудничества для развития коммуникативных способностей дошкольников.// Дошкольная педагогика № 1-2020.
4. Удова О.В., Чапчикова О.И., Особенности поддержки инициативы дошкольников в специфических видах детской деятельности.// Детский сад: теория и практика. № 6- 2016.