Развитие коммуникативных способностей воспитанников в театрально-игровой деятельности

Из опыта работы
Развитие коммуникативных способностей воспитанников
в театрально-игровой деятельности

Алексеева Ольга Александровна,
Парфенова Светлана Александровна,
воспитатели МАДОУ № 35,
г. Апатиты Мурманской обл.

В российском образовании необходимыми условиями формирования гармонически развитого человека являются интеллектуальная свобода, хороший эстетический вкус, толерантность в социальном общении. Сегодня перед педагогами поставлена задача совершенствования традиционных методов дошкольного образования детей и поиска новых подходов к организации образовательного процесса.
Формирование коммуникативной компетентности у воспитанников ДОУ, их подготовка к дальнейшему обучению является одной из задач образовательного учреждения.

Рисунок2Размышляя над вопросом развития коммуникативных способностей воспитанников, умения взаимодействовать, готовности к совместной деятельности со сверстниками, мы пришли к выводу, что целесообразно использовать театрализованную деятельность. Почему театрализованную деятельность? Потому, что она одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в ней наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить, играя. Исходя из этого, было решено развивать коммуникативные навыки воспитанников с использованием театральных средств, атрибутов и их элементов.

Основным приоритетом нашей работы с детьми является личностно-ориентированное взаимодействие с воспитанниками, принятие и учет их индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей и забота об эмоциональном благополучии.
Используя театрализованные игры, ставим перед собой следующие задачи:
1 Развивать партнерские отношения, побуждать детей к активному общению.
2 Пополнять словарь лексикой, отражающей язык чувств и эмоциональных состояний человека.
3. Формировать навыки диалогической и монологической речи.
4. Формировать умение находить средства передачи образа в движениях, мимике, жестах, интонациях, сочетать речь и движения, развивать эмоциональную память.
5. Поддерживать у детей живой интерес к театрализованной игре, желание участвовать в действии и использовать для этого все окружающее пространство.

Рисунок1В своей практике особое внимание уделяем созданию максимально благоприятных условий для возникновения самостоятельной театрализованной игровой деятельности, в которой каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только во взаимодействии со сверстниками, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей.
Учитывая индивидуальные особенности воспитанников (интересы, склонности) и творческие способности, в группе оформлен театральный центр, представляющий возможность ребенку действовать как индивидуально, так и совместно со сверстниками. В нашем центре имеются различные виды театров, шапочки и маски для обозначения ролей, реквизиты для разыгрывания сценок и спектаклей. Мы предоставляем возможность детям самостоятельно выбирать виды театров, реквизиты, костюмы, поощряем желание воспитанников договариваться, сотрудничать, находить общее решение в конфликтных ситуациях.
Рисунок3Для обогащения представлений детей о различных способах коммуникации с окружающими, развития мимической выразительности в центре представлены пиктограммы эмоций, подборка фотографий детей с различными эмоциональными состояниями, иллюстрации героев сказок, литературных произведений с ярко выраженными эмоциями радости, страха, удивления и т.п. Дидактические, эмоционально-коммуникативные игры «Азбука настроений», «Театр эмоций», «Эмоциональный кубик» помогают нам не только познакомить детей с основными человеческими эмоциями, но и со способами вербального и невербального их проявления, формировать нормы общения принятые в обществе.

В процессе работы над инсценировками отрабатываем навыки правильной, выразительной речи и уверенного общения в коллективе. Более того, дети имеют возможность вносить изменения в сюжет той или иной постановки, придумывают новый конец, или новое начало произведению; таким образом, становятся сопричастны творческому процессу. В подготовке и изготовлении соответствующих атрибутов для персонажей, инсценировок воспитанники принимают активное участие. При этом мы побуждаем детей к постоянному речевому общению.
Рисунок4Работу ведем по этапам, придерживаясь принципа «от простого к сложному»:
1. Чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций.
Дети на этом этапе являются зрителями. Ведущая роль принадлежит воспитателю. Речь взрослого является образцом для подражания. Особое внимание уделяем характеристикам героев, анализу их поступков, уточняем знания о предметах, явлениях, их назначении.
2. Следующий этап – тренинговый. Активность детей возрастает.  Нами разработан мастер-класс «Театральная мастерская». В процессе организованной деятельности способствуем развитию у воспитанников умения оценивать настроение и состояние другого человека по внешним проявлениям, учим использовать мимику, жесты, позы в ходе вербального и невербального общения.
3. Третий этап – практический (этап творческой активности и самостоятельности). От игры к игре активность детей нарастает. Они запоминают текст, перевоплощаются, «входят в образ», овладевают средствами выразительности, становясь полноценными артистами.

Особое место в работе с воспитанниками занимает использование мнемотаблиц в качестве дидактического материала. Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое предложение придумывается изображение (картинка), таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы-рисунки, ребенок легко воспроизводит текстовую информацию. При таком способе работы стихотворение запоминается целиком. Разучивание стало для дошкольников делом весёлым, эмоциональным, и при этом содержание текста – осязаемым, видимым, представляемым.
Одним из плюсов использования мнемотаблиц для заучивания стихотворений в том, что через некоторое время ребенку проще воспроизвести то, что он когда-то выучил. Таким образом, стихи не просто выучены, рассказаны и забыты, а прочно находятся в памяти в виде визуальных образов.

Произведения, которые нашли эмоциональный отклик, стали наиболее интересны нашим воспитанникам, мы предлагаем инсценировать. Так, стихотворение Бориса Заходера «Муха Чистюха» с заложенным в нем юмором настолько полюбилось детям, что большинство без труда запомнили название и последовательность дней недели, долго «играли» с мнемотаблицей, обучая друзей, которым тяжелее дается процесс запоминания, выступая в роли учителя. Учитывая тот факт, что все дети любят спектакли, им нравится не только смотреть представление, но самим быть артистами, мы пришли к идее инсценировать это произведение. В последствие воспитанники использовали полученные умения и навыки в самостоятельной игре.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки. Умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения.
Руководствуясь этим, в ходе реализации познавательно-исследовательского проекта «Здравствуй, лето!» (2015 г.), в систему работы по ознакомлению воспитанников с насекомыми включили и театрализованную деятельность. Поставили перед собой ряд задач: формировать умение передавать повадки насекомых; развивать артистические способности, фантазию, диалоговую форму общения.
В предварительной работе над постановкой спектакля по мотивам басни И. А. Крылова «Стрекоза и муравей» использовали мнемотаблицы для разучивания текста. В помощь детям-артистам использовали мнемодорожку с закодированным в ней алгоритмом действия, для облегчения запоминания последовательности хода спектакля.
Хотим отметить, что в инсценировках наряду с «детьми-звездочками» приняли участие воспитанники с проблемами в коммуникативной сфере, ранее не проявлявшие инициативы и особого интереса к данному виду деятельности.

Очевидно, что именно в театрализованной деятельности у ребенка появляется уникальная возможность на фоне положительных эмоций управлять своим поведением, реализовать творческие и духовные потребности. Театрализованные игры раскрепощают детей, повышают их самооценку, способствуют развитию интеллекта, ассоциативного мышления, любознательности, эмоций, коммуникативных качеств, а самое главное – участие в театрализованных играх доставляют детям радость, вызывает активный интерес, увлекает их.

Литература:
1. Чистякова М.И. Психогимнастика. –М., 1995.
2. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей.- Ярославль., 1996.
3. Кравцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника.- М., 1996.
4. Бойков Д.И., Бойкова С.В. Как учить детей общаться.- СПб. ,2004.
5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. — СПб., 1997.
6. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. — М.: ТЦ Сфера, 2006.
7. Мигунова Е.В. Театральная педагогика в детском саду. — М., Творческий центр, 2009.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.