Ознакомление детей дошкольного возраста с архитектурой

Консультация для воспитателей

«Ознакомление детей дошкольного возраста с архитектурой»

 

Дозморова Юлия Михайловна,
воспитатель МАДОУ № 3,
г. Каменск-Уральский Свердловской обл.

 

К формированию у детей понимания архитектуры как необходимого для человека объекта окружающей действительности мы обращаемся уже с младшего дошкольного возраста.

Позже мы представляем детям архитектуру как вид искусства. И, следовательно, решаем следующие задачи воспитания и развития:

  • формировать умение распознавать архитектурные стили, элементы декора зданий;
  • формировать умение передавать архитектурные образы посредством художественного творчества;
  • прививать любовь к родному городу, своей стране;
  • развивать способность видеть прекрасное;
  • развивать память, мышление, воображение.

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с архитектурой возможна при соблюдении следующих условий:

  1. Поэтапное формирование у детей начальных знаний об архитектуре как особом виде искусства.
  2. Взаимосвязь восприятия искусства и продуктивного детского творчества.
  3. Предоставление детям возможности использовать полученные знания в различных видах художественно-творческой деятельности.
  4. Использование разнообразных форм и методов ознакомления с архитектурой.

Формы и методы:

  • беседы с детьми;
  • художественное творчество;
  • экскурсии, прогулки по улице города;
  • рассматривание иллюстраций и фотографий;
  • дидактические игры;
  • чтение художественной литературы;
  • просмотр видеофильмов.

Чтение художественной литературы помогает детям представлять тот или иной образ, создавать свой собственный образ в зависимости от впечатления ребенка от прочитанного. Использование художественного слова (сказки, прибаутки, стихотворения и т.п.), с описанием зданий и образными сравнениями, дает возможность детям представить облик архитектурных сооружений.

Экскурсии, прогулки по улице города используются с целью: рассмотреть здания разного назначения: жилой дом, детский сад, школа, магазин, кинотеатр; определить общую форму здания, окон, дверей, их расположение, количество этажей, цвет здания, элементы украшения.

Проводя экскурсии, прогулки, воспитатель намечает одну из задач. После рассматривания всего здания определяется, например, количество этажей, как расположены окна (одинаковой формы и величины или разной; расположены друг под другом или по-разному и пр.) В результате дети начнут видеть средства выразительности в архитектуре.

Для определения характерных особенностей этих зданий, которые зависят от их назначения, необходимо рассмотреть здание детского сада и здание жилого дома, школы и жилого дома, школы и детского сада; рассмотреть характерные средства выразительности определенного стиля, дать названия некоторых из них (фронтон, портик, колонны).

Рассматривание иллюстраций и фотографий, слайдов, видеофильмов проводится с целью показать разнообразие архитектурных стилей в городе. Педагог подбирает изображения зданий с учетом поставленных задач, например, изображения, где представлены разные крыши, окна разной формы и т.д. Детям предлагается на изображениях показать сначала знакомые здания, которые рассматривали во время экскурсий, на прогулке, а затем сравнить их с новым зданием.

На начальных этапах знакомства с архитектурой используется рассматривание иллюстраций в книгах с изображением сказочных зданий с целью показать необычность форм этих зданий (крыш, окон, украшений), элементов сказочности.

Художественное творчество (конструирование, лепка, аппликация, рисование) дает возможность закрепить знания детей  о разных стилях архитектуры.

Накопление, углубление и систематизация знаний осуществляется в основном через дидактические игры. Они дают возможность:

— познакомить детей с различными архитектурными стилями

— познакомить с архитектурными терминами и понятиями

— создавать чертежи и моделировать различные конструкций

Сначала необходимо познакомить детей с понятием «архитектура». Рассказать детям о профессии «архитектор».

Далее познакомить детей со своим микрорайоном. Рассказать детям, как образовался город, почему так назван. Рассказать детям, какие здания можно встретить в нашем районе. Рассмотреть фотографии. Познакомить детей с современными зданиями нашего микрорайона. Показать, какие строят сейчас магазины, развлекательные центры и.т.д. После этого нужно сформировать умение детей передавать образ дома в рисунке, тем самым стимулировать к художественно-творческой деятельности. Нужно  рассказать детям, как строятся дома, познакомить их с историей улицы нашего города.  Показать детям, как выглядел город несколько лет назад.

Познакомить с понятиями «одноэтажный», «многоэтажный». Рассмотреть, из чего состоит дом.

Рассказать детям, как строят дома и какой материал используется. Познакомить детей с понятиями: фасад, фронтон, портик» Проявить творчество и совместно со взрослым сделать макет здания.

Познакомить с понятием «сказочная архитектура». Показать детям все многообразие сказочных домиков. Формировать умение детей выделять элементы сказочности, передавать образ избушки Бабы Яги и других персонажей

Показать необычность формы избушки, окон, украшения.

Чтение сказки «Пряничный домик». Чтение русской народной сказки «Рукавичка». Цель: формировать умение рисовать, раскрывая тему литературного произведения, передавая характер и настроение героев.  Можно придумать самостоятельного героя и его жилище, тем самым развивать творческое воображение дошкольников

Познакомить с понятием «храмовая архитектура».

Познакомить детей с данным видом архитектуры. Рассказать, зачем люди стали строить церкви. Знакомство с понятиями: купол, арки, барабан. Способствовать передаче образ ацеркви в рисунке.

Познакомить детей с Зимним дворцом — шедевром архитектуры. Рассмотреть убранство дворца внутри, тем самым обогащать опыт эмоционально-эстетического восприятия произведений архитектуры.

Познакомить детей с готическим стилем. Рассказать историю, рассмотреть с детьми украшения зданий (арки, колонны, лепнина, витражи, мозаика, статуи, шпили и.т.д.)

Познакомить детей с семью чудесами света познакомить детей с каменной древней архитектурой. Рассказать, зачем строили замки и как они были устроены внутри. Способствовать передаче образа замка в рисунке.

Познакомить детей с садово-парковой архитектурой и рассказать,  где ее можно встретить. рассмотреть  фотографий и иллюстраций с садово-парковой архитектурой. Уточнить, что она бывает деревянная и каменная. Познакомить детей с  «малой архитектурой».

Познакомить детей с деревянным зодчеством. Рассматривание русского деревянного дома познакомить детей, что такое терем. Можно углубить знания детей о том, что означают те или иные резные элементы на ставнях. Пересказ сказки «Теремок» Сравнение сказочного теремка с русским теремом Чтение «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина. Сравнить избу, терем и дворец научить детей изображать терем в рисунке, передавая объем архитектурного строения.

Готическая архитектура: чтение отрывка из сказки «Снежная королева». Рассматривание иллюстраций с изображением замка Снежной королевы. Объяснить, что этот замок относится готическому стилю. Познакомить детей с архитектурными понятиями: стрельчатые окна, ажурные украшения, опорные столбы и.т.д.; украшения, характерные для этого стиля — арки, статуи, витражи. познакомить с искусством витража научить детей «собирать» витраж. познакомить со старинными зданиями.

Познакомить детей с архитектурным стилем «каменное зодчество». Формировать умение детей передавать образ старинного здания в рисунке.

В конце провести викторину: обобщить знания о пирамидах, какие бывают пирамиды, как был устроен замок, что такое семь чудес света.  Закрепить знания о том, как строили русские избы, почему сначала церкви были деревянными.

Закрепить знания детей о готике. Вспомнить, как украшен Собор Парижской Богоматери. Попросить детей назвать элементы украшения готического стиля. Закрепить знания детей о родном городе и микрорайоне, в котором они живут.

 

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.