Ознакомление детей дошкольного возраста с родным краем посредством саамского творчества

Из опыта работы

«Ознакомление детей дошкольного возраста

с родным краем посредством саамского творчества»

Серикова Вера Владимировна,

воспитатель МБДОУ № 136,

г. Мурманск

Каждый ребенок – капелька, лучик,
Вместе собрались – светлый родник.
Что понесут к речке жизни бегущей?
Ты призадумайся только на миг.
Всё, что заложено, все к нам вернётся.
Доброе сея, пожнём мы добро.
Сердце пусть радостью вновь улыбнется.

Встретившись с каплей ручья моего!
«Посвящение детям» Н.Б. Федорова.

Каждый человек должен быть знаком с традициями, обычаями и культурой коренного населения. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, к быту и культуре своей нации. Все это является базой сохранения культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России.

В дошкольный период происходит формирование духовно – нравственной основы ребенка, его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, то есть начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Первые детские эмоции в дальнейшем становятся основой для возникновения более сложных социальных чувств.

В этом возрасте начинают развиваться те черты характера, которые незримо связывают маленького человека со своим народом, своей страной. Возможности для такого воспитания заложены в песнях, музыке, играх, игрушках, присущих коренному населению.

Мы ставим перед собой задачу формирования личности, способной усвоить элементарные правила нравственного поведения и основные этические понятия. Эту задачу можно решить при условии обращения к идеям народной педагогики, являющейся системой представлений, взглядов, суждений, идей, приемов воспитания, копившихся веками и отраженных в народном творчестве.

Народное творчество включает в себя различные виды трудовой деятельности, ремесла, обычаи, традиции, фольклор, игры, изобразительное и декоративно — прикладное искусство. Творчество — главное средство, с помощью которого ребенок осваивает культурно – исторический опыт, и движущая сила развития общества.

В нашем детском саду знакомство с миром традиционной культуры малой Родины начинается с ближайшего окружения ребенка. Изучая историю родного края, мы используем материалы по этнографии и фольклору.

При посещении Областного Краеведческого музея заглядываем вглубь прошедших лет, узнаем о жизни, быте коренных жителей Кольского полуострова.

Большую роль при ознакомлении детей с историей и бытом своего народа оказывает мини — музей детского сада. В нашем музее представлены экспонаты декоративно – прикладного искусства, предметы быта, народные костюмы. Здесь дети могут не только все увидеть, но и потрогать,  даже сами могут рассказывать о том, что уже знают о народе — саами. Дети с большим удовольствием посещают музей, задают много вопросов, узнают новое, потому что здесь же мы проводим и занятия.

Саами — коренные жители Кольского полуострова. Приобщаясь к богатой российской культуре, они стараются не раствориться среди других народов,                       не исчезнуть как этнос. По языковому признаку саами являются представителями финно-угорской группы народов. Многие века саамский народ сохраняет свой традиционный уклад, фольклор, ремёсла. Сохранение культурного наследия саами является актуальной задачей для всех стран Баренц-региона, но особенную остроту эта проблема имеет в Мурманской области, где саамская этническая группа имеет наименьшую численность.

Саамское декоративно-прикладное искусство — явление глубоко оригинальное, самобытное. Во все времена народное творчество Кольских саамов интересовало как историков, так и искусствоведов, и исследователей.

Начинаем знакомить воспитанников с национального костюма народа – саами, рассказываем и показываем отличия от костюмов саами других стран. На мужских и женских костюмах присутствует вышивка бисером. Именно в вышивке бисером сконцентрирована вся орнаментика саамов. Это настоящая сокровищница национального рисунка. Вышивка бисером близка по своей орнаментике к культуре других народов и в основе рисунка лежит стилизация окружающего мира – птиц, животных, растений, т.е. мастерицы, составляя орнамент, используют то, что видят в природе. Характерной чертой орнамента является геометрический стиль. На одежде, орудиях труда, утвари находим в основном 3 типа орнаментов:

1) ромб и квадрат;

2) треугольники и зигзаги;

3) круг. розетки, звезда, крест.

Саамский орнамент отличает изящная простота, строгость узора. Трудно найти повторяющийся рисунок, одинаковые по назначению вещи похожи друг на друга лишь с первого взгляда. В каждой — орнамент оригинальный, отражающий индивидуальность почерка исполнителя. Шитьё бисером – тонкая, кропотливая работа. Любопытно, что никогда перед началом работы опытные мастерицы не делают никаких разметов, т. е. держат весь будущий узор в памяти или имеют перед собой какой-либо образец. Но так как мы шить в детском саду не можем, то пытаем повторить рисунок с помощью рисования, хотя это тоже непростая работа. Всегда знакомим с работами саамских мастериц, которые передают свое умение подрастающему поколению.

 И выши­вать начинали обычно с центра и соблюдались пропорции. Сначала 4 бисеринки, образующие центр, затем последующие образуют как бы распустившийся цветок, дальнейшее решение могло быть разно­образным: от ромба и треугольника до квадрата или овала.

В основе национальной вышивки бисером лежит счет. Зная общее количество бисеринок на нитке, вышивальщица высчитывает, сколько их должно быть на повороте, сгибе, переходе.

    Сукно, на котором он выкладывается, берется только красного цвета, сам бисер трех основных цветов — белого, голубого, желтого. Встречается синий, перламутровый и зеленый цвета. Полностью отсутствует черный цвет. Волнистая линия означает море, полукруг / манпель / месяц. Треугольник с петлями на конце — символ птиц.

Художественное творчество связано со всей историей народа, его обычаями, хозяйственной деятельностью. Саами – оленеводы, охотники, рыболовы – передвигались по тундре вслед за стадами оленей, в поисках рыбы и зверя. Полукочевой быт определил круг необходимых вещей, которыми они пользовались.

Прикладную деятельность северных народов образно называют искусством, рождённым на снегу. На Севере, где большую часть года земля покрыта снегом, глазу человека особенно необходима разнообразная игра красок. Ярко горят на снегу кусочки сукна – красного, жёлтого, синего, светятся крупинки бисера, искрится мех, любовно и тщательно подобранный.

Саами Кольского полуострова – народ с развитыми и во многом самобытными традициями. Фантастичны и причудливы их сказки, народные предания, своеобразно прикладное искусство, фольклор. Истоки прикладного искусства саамов – в жизненной необходимости самим изготовлять одежду, обувь, предметы быта и в естественной потребности делать их не только удобными, но и красивыми. В саамском фольклоре встречается немало упоминаний об украшении одежды, о животных, как домашних, так и диких.

Наши воспитанники с огромным интересом слушают стихи саамских поэтов, а также и на саамском языке. Последние несколько лет наши ребята становятся победителями областного конкурса чтецов на саамском языке «Моайнос Ланнь»  («Сказочный город») в городе Оленегорске. С большим удовольствием ребята рассказывают стихи Ириады Виноградовой на саамском языке и исполняют песню на слова Эльвиры Галкиной для гостей нашего сада.

Еще одной частицей народного творчества являются традиционные саамские игры. Они проводятся как зимой, так и летом или в начале осени. Во время праздника все желающие могут поучаствовать в соревнованиях на снегоступах, забеге на охотничьих лыжах, метании аркана, прыжках через нарты и стрельбе по мишени, нельзя пропустить женский саамский футбол. Дети тоже принимаю участие в состязаниях на силу и ловкость. Для них есть такие игры, как «Веревочка», «Тройной национальный прыжок», «Горячий мяч», «Шурр Талл».

Сравнение образцов саамского искусства, выполненных много лет назад, с современными произведениями убеждает, что народные традиции прочны и долговечны.  В  садах   города  Мурманска на занятиях и в свободное время ребята активно изучают саамскую культуру: декоративно-прикладное творчество, песни, танцы, сказки, стихи. Ведь, чтобы любить свою Родину, свой край, нужно знать его историю, традиции, культуру и передать это последующим поколениям.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.